Предмет и задачи информатики

Министерство образования Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Прасковейский сельскохозяйственный техникум»

Курс лекций

По дисциплине «Информатика»

Предмет и задачи информатики - student2.ru

Прасковея, 2012

Автор: Н.Г. Михайлова

Рецензент: В.Ю. Альспектор (Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования«Григорополисский сельскохозяйственный техникум»)

Курс лекций предназначен для студентов первого курса всех специальностей для подготовки к теоретическим и практическим занятиям, к сдаче зачетов по дисциплине «Информатика».

Курс лекций полезен не только студентам, пропустившим занятия по какой-либо причине, но и студентам, которые хотят повысить свой образовательный уровень. Он также полезен преподавателям информатики при подготовке к занятиям.

Содержание

Предисловие
Лекция 1. Введение
Раздел 1. Архитектура персонального компьютера. Лекция 2. Представление информации в ЭВМ  
Лекция 3. Основные блоки персонального компьютера (ПК) и их назначение  
Лекция 4. Основные внешние устройства ПК
Раздел 2. Системное программное обеспечение компьютера. Лекция 5. Состояние и тенденции развития ЭВМ  
Тесты к лекциям 1 – 5
Раздел 3. Алгоритмизация и программирование. Лекция 6. Алгоритмы  
Тест к лекции 6
Лекция 7. Основы программирования
Лекция 8. Графика. Графический редактор

Предисловие

Быть образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Заложить фундамент информационной культуры призвана дисциплина «Информатика», изучение которой начинается с первого курса техникума, а затем, приобретая более целесообразный характер, продолжается на старших курсах. Эта дисциплина достаточно новая и своим появлением обязана развитию индустрии информатики, бурному процессу информатизации, начавшемуся в нашей стране. Об информации говорят как о стратегическом ресурсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства.

В курсе лекций нашли отражение основные теоретические и практические направления, что дает возможность получить разносторонние знания о содержании и сущности информатики как науки, об истории развития вычислительной техники, об архитектуре современного компьютера, о программном обеспечении, алгоритмизации и программировании, о графическом редакторе.

В данный курс лекций вошли материалы, изучаемые студентами на первом курсе техникума. Он поддерживает различные виды деятельности, дополняющей теоретическую подготовку. Он включает вопросы для самопроверки, упражнения и задания по всем темам курса информатики.

В курс лекций включен также набор тестов для контроля знаний. Тесты будут полезны как для самооценки знаний по различным темам, так и для подготовки к выполнению практических работ по информатике.

Лекция 1. Введение

План

1. Предмет и задачи информатики.

2. Истоки и предпосылки информатики.

3. Информация и информатика.

4. История развития средств вычислительной техники.

Информатика – предмет и задачи. Истоки и предпосылки информатики. История развития средств вычислительной техники.

Предмет и задачи информатики

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи, данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

Из этого определения видно, что информатика очень близка к технологии, поэтому ее предмет нередко называют информационной технологией.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

• аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

• программное обеспечение средств вычислительной техники;

• средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

• средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Как видно из этого списка, в информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия. Для этого даже есть специальное понятие — интерфейс. Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называют пользовательским интерфейсом. Соответственно, существуют аппаратные интерфейсы, программные интерфейсы и аппаратно-программные интерфейсы.

Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель система­тизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффектив­ных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а также в методическом обеспечении новых технологических исследований.

Информатика — практическая наука. Ее достижения должны проходить подтверж­дение практикой и приниматься в тех случаях, когда они соответствуют критерию повышения эффективности. В составе основной задачи информатики сегодня можно выделить следующие направления для практических приложений:

• архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);

• интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);

• программирование (приемы, методы и средства разработки компьютерных программ);

• преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);

• защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);

• автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);

• стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программ­ными средствами, а также между форматами представления данных, относя­щихся к различным типам вычислительных систем).

На всех этапах технического обеспечения информационных процессов для инфор­матики ключевым понятием является эффективность. Для аппаратных средств под эффективностью понимают отношение производительности оборудования к его стоимости (с учетом стоимости эксплуатации и обслуживания). Для программного обеспечения под эффективностью понимают производительность лиц, работающих с ними (пользователей). В программировании под эффективностью понимают объем программного кода, создаваемого программистами в единицу времени.

В информатике все жестко ориентировано на эффективность. Вопрос, как сделать ту или иную операцию, для информатики является важным, но не основным. Основным же является вопрос, как сделать данную операцию эффективно.

Наши рекомендации