Компьютерное преступление

Понятие информационной безопасности.

Под информационной безопасностью мы будем понимать защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. (Чуть дальше мы поясним, что следует понимать под поддерживающей инфраструктурой.)

Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

Таким образом, правильный с методологической точки зрения подход к проблемам информационной безопасности начинается с выявления субъектов информационных отношений и интересов этих субъектов, связанных с использованием информационных систем (ИС). Угрозы информационной безопасности – это оборотная сторона использования информационных технологий.

Трактовка проблем, связанных с информационной безопасностью, для разных категорий субъектов может существенно различаться. Для иллюстрации достаточно сопоставить режимные государственные организации и учебные институты. В первом случае "пусть лучше все сломается, чем враг узнает хоть один секретный бит", во втором – "да нет у нас никаких секретов, лишь бы все работало".

Информационная безопасность не сводится исключительно к защите от несанкционированного доступа к информации, это принципиально более широкое понятие. Субъект информационных отношений может пострадать (понести убытки и/или получить моральный ущерб) не только от несанкционированного доступа, но и от поломки системы, вызвавшей перерыв в работе. Более того, для многих открытых организаций (например, учебных) собственно защита от несанкционированного доступа к информации стоит по важности отнюдь не на первом месте.

Составляющие информационной безопасности.

Конфиденциальность.

Доступность.

Целостность.

Обеспечение информационной безопасности в большинстве случаев связано с комплексным решением трех задач:

Обеспечением доступности информации.

Обеспечением целостности информации.

Обеспечением конфиденциальности информации.

Именно доступность, целостность и конфиденциальность являются равнозначными составляющими информационной безопасности.

Информационные системы создаются для получения определенных информационных услуг. Если по тем или иным причинам предоставить эти услуги пользователям становится невозможно, то это, очевидно, наносит ущерб всем пользователям.

Роль доступности информации особенно проявляется в разного рода системах управления – производством, транспортом и т. п. Менее драматичные, но также весьма неприятные последствия – и материальные, и моральные – может иметь длительная недоступность информационных услуг, которыми пользуется большое количество людей, например, продажа железнодорожных и авиабилетов, банковские услуги, доступ в информационную сеть Интернет и т. п.

Доступность – это гарантия получения требуемой информации или информационной услуги пользователем за определенное время.

Целостность информации

Целостность информации условно подразделяется на статическую и динамическую. Статическая целостность информации предполагает неизменность информационных объектов от их исходного состояния, определяемого автором или источником информации. Динамическая целостность информации включает вопросы корректного выполнения сложных действий с информационными потоками, например, анализ потока сообщений для выявления некорректных, контроль правильности передачи сообщений, подтверждение отдельных сообщений и др.

Целостность является важнейшим аспектом информационной безопасности в тех случаях, когда информация используется для управления различными процессами, например техническими, социальными и т. д.

Целостность – гарантия того, что информация сейчас существует в ее исходном виде, то есть при ее хранении или передаче не было произведено несанкционированных изменений.

Конфиденциальность информации

Конфиденциальность – самый проработанный у нас в стране аспект информационной безопасности. К сожалению, практическая реализация мер по обеспечению конфиденциальности современных информационных систем в России связана с серьезными трудностями. Во-первых, сведения о технических каналах утечки информации являются закрытыми, так что большинство пользователей лишено возможности составить представление о потенциальных рисках. Во-вторых, на пути пользовательской криптографии как основного средства обеспечения конфиденциальности стоят многочисленные законодательные и технические проблемы.

Конфиденциальная информация есть практически во всех организациях. Это может быть технология производства, программный продукт, анкетные данные сотрудников и др. Применительно к вычислительным системам в обязательном порядке конфиденциальными данными являются пароли для доступа к системе.

Компьютерное преступление.

Компьютерные преступления (computer crime) - это преступления, совершенные с использованием компьютерной информации. При этом, компьютерная информация является предметом и (или) средством совершения преступления.

Уголовное наказание за совершение преступлений в сфере компьютерной информации предусмотрено главой 28-ой УК РФ. Преступными являются следующие виды деяний:

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272 УК).

2. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ или машинных носи- телей с такими программами (ст. 273 УК).

3. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК). Как правило, эти преступления совершаются в совокупности с иными общественно опасными деяниями. Это обусловлено тем, что при использовании компьютерной информации в качестве средства совершения другого преступления, она сама становится предметом общественно опасного деяния. Невозможно противоправно воспользоваться компьютерной информацией не нарушив при этом ее правовой защиты, то есть не совершив хотя бы одного из действий, перечисленных в п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а именно: уничтожения, модификации, копирования, блокирования, предоставления и распространения.

Чаще всего компьютерная информация используется для совершения следующих преступлений, расположенных по ранжиру:

1) нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК);

2) мошенничество (ст. 159 УК);

3) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей и бланков (ст. 327 УК);

4) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК);

5) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК);

6) причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК) - при незаконном использовании чужого логина и пароля доступа к ресурсам сети "Интернет";

7) уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК);

8) нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК);

9) незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК);

10) незаконное распространение порнографических материалов (ст. 242 УК);

11) изготовление и оборот материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242-1 УК);

12) незаконное предпринимательство (ст. 171 УК).

Основные понятия объектно-ориентированного подхода.

Объектно-ориентированный подход основан на систематическом использовании моделей для языково-независимой разработки программной системы, на основе из ее прагматики.

Последний термин нуждается в пояснении. Прагматика определяется целью разработки программной системы: для обслуживания клиентов банка, для управления работой аэропорта, для обслуживания чемпионата мира по футболу и т.п. В формулировке цели участвуют предметы и понятия реального мира, имеющие отношение к разрабатываемой программной системе (см. рисунок 1.1). При объектно-ориентированном подходе эти предметы и понятия заменяются их моделями, т.е. определенными формальными конструкциями, представляющими их в программной системе.

Таким образом, объектно-ориентированный подход помогает справиться с такими сложными проблемами, как:

- уменьшение сложности программного обеспечения;

- повышение надежности программного обеспечения;

- обеспечение возможности модификации отдельных компонентов программного обеспечения без изменения остальных его компонентов;

- обеспечение возможности повторного использования отдельных компонентов программного обеспечения.

Наши рекомендации