Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Кораблестроение и сварка | |||||
(наименование кафедры) | |||||
Васильева Анастасия Андреевна | |||||
(фамилия, имя, отчество студента) | |||||
Институт | Севмашвтуз | курс | 3 | группа | 522220 (1350) |
180100.62 “ Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры” | |||||
(код и наименование направления подготовки/специальность) | |||||
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ | |||||
По дисциплине | Теория корабля | ||||
На тему | Проектирование движительного комплекса | ||||
(наименование темы) | |||||
Руководитель проекта | Цуренко Ю.И. | ||||
(должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | |||
Проект допущен к защите | |||||
(подпись руководителя) | (дата) | ||||
Решением комиссии от « | » | 01 г. | |||
признать, что проект | |||||
выполнен и защищён с оценкой | |||||
Члены комиссии | |||||
(должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | |||
Северодвинск 2015 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» филиал в г. Северодвинске Архангельской области
Кораблестроение и сварка | ||||||||
(наименование кафедры) | ||||||||
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ | ||||||||
по | Теории корабля | |||||||
(наименование дисциплины) | ||||||||
студенту | ИСМАРТ | института | 3 | курса | 522220 (1350) | группы | ||
Васильева Анастасия Андреевна | ||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) | ||||||||
180100.62 “Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры” (код и наименование направления подготовки/специальность) | ||||||||
ТЕМ А : | Проектирование движительного комплекса | |||||||
И СХОДН ЫЕ ДАНН ЫЕ : | Судно – сухогруз с главными размерениями L=125 м, B=17,8 м, T=7,5 м, водоизмещением 12000 тонн. Корпус стальной свежеокрашенный, с самоочищающейся краской | |||||||
1.Для сухогрузного судна не менее, чем двумя способами определить зависимость буксирующего сопротивления и мощности от скорости. Результаты представить в табличном и графическом виде | ||||||||
2.Для расчетной скорости 15 узлов произвести предварительный расчет гребного винта. Выбрать тип винта, число лопастей, оптимальный двигатель. | ||||||||
3.Корректировка – результат расчетных параметров гребного винта, т.е. соответствие корпусу судна, выбору энергетической установки, параметрам оптимального двигателя. | ||||||||
4.Построение паспортной диаграммы, оформление в виде графика | ||||||||
5.Построение чертежа гребного винта (А2) | ||||||||
Срок проектирования с | « | » | 2015 г. по | « | » | 2015 г. | ||
Руководитель проекта | ||||||||
(должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||
Северодвинск 2015 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................. 4
1.Программа FreeShip............................................................................................................... 5
1.1 Расчет сопротивления морских судов методом
Холтропа (доц. Тимошенко В.Ф., НУК, 2007).......................................................... 6
1.1.1 Дополнительные составляющие сопротивления............................ 10
1.2 Расчет сопротивления и мощности водоизмещающих
судов HydroNShIp v1.08(НУК, Украина)............................................................... 15
1.3 Расчет элементов оптимального гребного винта для
выбора двигателя........................................................................................................ 20
1.3.1 Расчет элементов оптимального винта.............................................. 21
1.3.2 Выбор главного двигателя................................................................... 22
1.4 Расчет элементов гребного винта для заданного двигателя........................ 24
1.4.1 Проверка гребного винта на кавитацию............................................ 25
1.4.2 Расчет гребного винта на общую прочность
и выбор материала........................................................................................... 26
1.5 Расчет диаграммы ходкости............................................................................... 29
2 Программа PropCad............................................................................................................. 33
2.1 Ввод основных параметров................................................................................. 33
2.2 Настройки................................................................................................................ 34
2.3 Задание информации по материалу гребного винта
и прочностной информации....................................................................................... 35
2.4 Создание данных по сечениям........................................................................... 36
2.6 Выбор параметров ступицы................................................................................ 38
2.7 Выбор дополнительных параметров................................................................. 39
2.8 Компоненты винтовой геометрии...................................................................... 40
2.9 Создание стандартного спецификационного проекта винта....................... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................... 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................................. 45
ВВЕДЕНИЕ
В данном курсовом проекте, для сухогрузного судна с главными размерениями: длиной между перпендикулярами – 125 м, шириной – 17.8 м, высотой борта на миделе – 10,4 м, осадкой – 7,5 м, проводятся расчеты буксировочного сопротивления и буксировочной мощности, производится выбор оптимальных параметров движительного комплекса, выполняется построение ходовых характеристик судна и разрабатывается чертеж гребного винта.
Целью расчета движительного комплекса является проектирование гребного винта при условии полного и наиболее эффективного использования мощности главных двигателей судна.
Для достижения поставленной цели с помощью программы FreeShip производится расчет буксировочного сопротивления и буксировочной мощности, с помощью которых определяется тип движителя. Для ряда значений диаметра гребного винта определяется зависимость между минимально необходимой мощностью и частотой вращения двигателя, обеспечивающего заданную скорость движения судна на глубокой воде. Используя полученную зависимость, выбирается конкретный двигатель, позволяющий развить необходимую мощность на соответствующих оборотах. Дальнейший расчет сводится к определению числа лопастей, дискового отношения, шага и диаметра гребного винта обеспечивающего наиболее эффективное использование мощности установленного двигателя. В заключение на основе поверочного расчета движительного комплекса необходимо построить ходовые характеристики судна и по полученным расчетным значениям разработать чертеж гребного винта с помощью программы PropCad.
1. ПРОГРАММА FREESHIP
Программа FreeShip предназначена для полного параметрического анализа ходкости и пропульсивных качеств судна и других расчетов гидродинамики судов и подводных аппаратов. FreeShip позволяет полностью смоделировать и проанализировать состояние равновесия комплекса корпус-рули-кили-двигатели- движители на разных режимах работы с учетом условий эксплуатации судна. Анализируемая система включает в себя корпус, выступающие части, движитель и двигатель (т.е. сопротивление, мощность, упор и крутящий момент), а также различные условия эксплуатации (волнение, ветер, влияние мелководья, режим буксировки и т.д.).
FreeShip позволяет рассчитывать различные типа движителей по данным систематических серийных испытаний гребных винтов в свободной воде, исследовать систематические изменения параметров судна, проектировать морские и речные суда. Интеграция программ расчетов ходкости судна по методу Холтропа
– 1988(84) и другие методы в программу проектирования обводов корпуса дает возможность осуществлять оптимизацию обводов теоретического чертежа по сопротивлению движению с использованием аффинного преобразования теоретического чертежа, а также учесть в расчетах сопротивление 11 типов выступающих частей судна, или оценить влияние на сопротивление факторов внешней среды, будь то ветер, волнение или мелководье.
1.1 Расчет сопротивления морских судов методом Холтропа (доц. Тимошенко В.Ф., НУК, 2007)
Сопротивлением движению судна R называют проекцию главного вектора гидроаэродинамических сил, действующих на подводную и надводную судовую поверхности, на направление продольного движения судна.
Сопротивление движению судна, в свою очередь состоит из сопротивления так называемого голого корпуса и дополнительных сопротивлений, обусловленных наличием выступающих частей и шероховатостей, а также воздушного сопротивления.
При выполнении расчетов ходкости полагают, что судно со свежеокрашенным корпусом движется равномерно прямолинейно со скоростью переднего хода, на неограниченном фарватере и при отсутствии волн, ветра и течения.
Таблица 1 – Характеристики судна
Проект | Курсовой проект |
Проектант | Васильева |
Создан | 13.03.15 |
Имя файла | Сухогрузное судно.fbm |
Длина между перпенд. | 125.00 м |
Ширина на миделе | 17.800 м |
Проектная осадка | 7.500 м |
Абсцисса миделя | 62.500 м |
Плотность воды | 1.025 т/м^3 |
Дополн. коэффициент | 1.0000 |
Дата | 30.03.15 |
Время | 12:46:54 |
Таблица 2 – Исходные данные
Основные хар-ки | |
Начальная скорость | 8.00 узл |
Конечная скорость | 17.00 узл |
Плотность воды | 1.025 т/м^3 |
Вязкость воды | 1,1890*10^(-6) м^2/с |
Корпус | |
Длина по ватерлинии | 125.000 м |
Ширина по ватерлинии | 17.800 м |
Осадка на миделе | 7.500 м |
Осадка носом | 7.500 м |
Осадка кормой | 7.500 м |
Смоченная площадь поверхности | 3155.70 м^2 |
Площадь ватерлинии | 1602.00 м^2 |
Водоизмещение | 12000.000 м^3 |
Абсцисса Ц.В. | 1.500 % |
Призматический коэффициент | 0.7990 |
Таблица 3 – Площади выступающих частей
Площади выступающих частей: | |
Кронштейн гребного вала | 0.000 м^2 |
Обтекатель кронш.гребного вала | 0.000 м^2 |
Выкружки | 0.000 м^2 |
Скуловые стабилизаторы | 0.000 м^2 |
Обтекатель | 0.000 м^2 |
Гребные валы: | |
Угол с батоксом 10 ° | 0.000 м^2 |
Угол с батоксом 20 ° | 0.000 м^2 |
Площади килей: | |
Скег | 0.000 м^2 |
Днищевые кили | 16.020 м^2 |
Площади рулей: | |
Руль за скегом/штевнем | 3.600 м^2 |
Рули за 2-мя винтами | 0.000 м^2 |
Таблица 4 – Данные для учета условий эксплуатации
Данные для учета условий эксплуатации: | |
Время пребывания в воде, мес | 3.0 |
Высота волны 3% обеспеченности, м | 1.500 |
Куpсовой угол набегания волн, гpад | 0.00 |
Скоpость ветpа, м/с | 10.00 |
Куpсовой угол ветpа, гpад | 0.00 |
Высота надводного боpта, м | 2.900 |
Плотность воздуха, кг/м^3 | 1.226 |
Сpедняя высота надстpойки над КВЛ, м | 3.000 |
Глубина воды, м | 100.00 |
Погpуженная площадь мидель-шпангоута, м^2 | 120.15 |
Тип судна (1-11) | |
Абсолютная шероховатость, мкм |
Таблица 5 – Параметры расчета
Призматический коэффициент | Cp | 0.7990 |
Коэффициент общей полноты по КВЛ | Cb | 0.7191 |
Коэффициент полноты ватерлинии | Cwp | 0.7200 |
Коэффициент полноты мидель-шпангоута | Cm | 0.9000 |
Коэффициент сопротивления подруливающего устройства | Cbt | 0.0000 |
Погруженная площадь мидель-шпангоута | Am | 120.15 м^2 |
Отношение длины по ватерлинии к ширине | Lwl/Bwl | 7.022 |
Отношение ширины по ватерлинии к осадке | Bwl/T | 2.373 |
Отношение длины по ватерлинии к осадке | Lwl/T | 16.667 |
Коэффициент формы кормы | Cstrn | |
Количество гребных винтов | Np | |
½ угла входа КВЛ | ie | 0.000 град |
Таблица 6 – Результаты расчета буксировочной мощности и сопротивления по методу Холтропа-1988(84)
Скор в узлах | Скор в м/с | Число Фруда | Сопр. трения | Сопр. остат. сопр. | Буксир. сопр-е | Буксир. мощность | Проектное буксир. сопр-е | Проектная буксир. мощность |
Vs узл | Vms м/с | Fr - | R_f кН | R_r кН | R_T кН | Pe кВт | R_T_e кН | Pe_e кВт |
8.00 | 4.12 | 0.118 | 59.9 | 13.7 | 73.6 | 302.9 | 73.6 | 302.9 |
9.00 | 4.63 | 0.132 | 74.6 | 18.4 | 93.0 | 430.5 | 93.0 | 430.5 |
10.00 | 5.14 | 0.147 | 90.9 | 25.2 | 116.0 | 597.0 | 116.0 | 597.0 |
11.00 | 5.66 | 0.162 | 108.6 | 35.8 | 144.4 | 817.3 | 144.4 | 817.3 |
12.00 | 6.17 | 0.176 | 127.8 | 52.5 | 180.3 | 1113.2 | 180.3 | 1113.2 |
13.00 | 6.69 | 0.191 | 148.5 | 77.9 | 226.4 | 1514.2 | 226.4 | 1514.2 |
14.00 | 7.20 | 0.206 | 170.6 | 115.3 | 285.9 | 2059.0 | 285.9 | 2059.0 |
15.00 | 7.72 | 0.220 | 194.2 | 167.0 | 361.1 | 2786.7 | 361.1 | 2786.7 |
16.00 | 8.23 | 0.235 | 219.1 | 238.4 | 457.5 | 3765.9 | 457.5 | 3765.9 |
17.00 | 8.75 | 0.250 | 245.5 | 335.7 | 581.2 | 5083.0 | 581.2 | 5083.0 |
Таблица 7 – Результаты расчета буксировочной мощности и сопротивления
Упор гребного винта | Tb | 445,464 кН | |
Коэффициент нагрузки ГВ | Kdt | 1.333 | |
Расчетный диаметр | Dp | 5.000 м | |
Число лопастей | Z | ||
Дисковое отношение | Ae/Ao | 0,420 | расчетное |
Дисковое отношение | Ae/Ao | 0.550 | для выбора винтовой диаграммы |
Шаговое отношение | P/Dp | 1.046 | по кривой оптимальных частот вращения винта |
Коэффициент учит. эксплуат. условия | Ke | 1.000 | |
Коэффициент попутного потока | Wt | 0,2797 | |
Коэффициент засасывания | t | 0,1893 | |
Влияние на радиус | EtaR | 1.0165 | |
Влияние на шаг | EtaH | 1,1254 | |
Произведение коэф. влияний на радиус и шаг | EtaH*EtaR | 1,1440 |
Примечание: Коэффициенты Wt, t и EtaR вычислены по формулам метода
Holtrop-1988
1.1.1 Дополнительные составляющие сопротивления
Сопротивление корпуса надводного водоизмещающего судна состоит из двух составляющих – вязкостной и волновой. В свою очередь, вязкостное сопротивление состоит из сопротивления трения, которое обусловлено наличием касательных напряжений вязкости, возникающих за счет прилипания частиц жидкости к поверхности судна, и сопротивления давления (формы), обусловленного перераспределением давления вдоль корпуса судна в вязкой жидкости. Особенно существенно это изменение в кормовой оконечности, где формируемый корпусом судна пограничный слой достигает наибольшей толщины.
На распределение давления по поверхности корпуса оказывает значительное влияние волнообразование на свободной поверхности, вызываемое движением судна, которое приводит к возникновению волнового сопротивления.
Процессы формирования пограничного слоя и волнообразования происходят в жидкости одновременно и оказывают влияние друг на друга. Однако, степень взаимодействия в большинстве случаев невелика. Это дает возможность использовать гипотезу о независимости составляющих сопротивления судна, что позволяет определять его величину в виде суммы следующих составляющих: сопротивления трения, сопротивления формы, волнового сопротивления, сопротивления выступающих частей, сопротивления шероховатостей, воздушного сопротивления.
Таблица 8 – Исходные данные
Длина по ватерлинии Lwl, м | 125.00 |
Максимальная ширина по ватерлинии, м | 17.80 |
Depth at the Bow, м | 0.00 |
Средняя осадка, м | 7.50 |
Осадка носом, м | 7.50 |
Осадка кормой, м | 7.50 |
Коэффициент общей полноты по КВЛ Cb | 0.7191 |
Призматический коэффициент по КВЛ Cp | 0.7990 |
Коэффициент полноты мидель-шпангоута Cm | 0.9000 |
Коэффициент полноты ватерлинии(КВЛ)Cwp | 0.7200 |
Относител. абсцисса Ц.В. в % (+ в нос) | 1.5000 |
Абсцисса Ц.В.(от НП), м | 60.63 |
Погруженный объем, м^3 | 12000.0 |
Попер. площадь надстройки/груза, м^2 | 120.15 |
Тип воды | Salt@15C |
Плотность воды, кг/м^3 | 1025.00 |
Кинематический коэф. вязкости, м^2/c | 0.118900E-05 |
Надбавка на сопр. выступающих частей,% | 0.00 |
Площадь бульба на носовом перпенд.,м^2 | 0.00 |
Аппликата Ц.Т. площади бульба, м | 0.00 |
Погруженая площадь транца, м^2 | 0.00 |
Форма кормы | Normally Shaped |
Надбавка учета факторов эксплуатации,% | 0.00 |
Тип движителя | SS, Conv. |
Диаметр гребного винта, м | 5.00 |
Дисковое отношение Ae/Ao | 0.5500 |
Смоченная площадь поверхности, м^2 | 3155.70 |
Половина угла носового заострения,град | 29.22 |
Таблица 9 – Скорость, cоставляющие сопротивления и сопротивление трения Rf(Н):
Скор. в узлах | Скор. в м/c | Число Фруда | Безразм. коэф букс.сопр. | Коэф. трения | Коэф. ост.сопр. | Надбавк на шерох. | Сопр. трения |
V(узл) | Vм/с | Fr | SLRATIO | Cf | Cr | Ca | Rf |
8.00 | 4.12 | 0.1175 | 0.3950 | 0.001703 | 0.000466 | 0.000472 | 46651.7 |
9.00 | 4.63 | 0.1322 | 0.4444 | 0.001677 | 0.000488 | 0.000472 | 58143.8 |
10.00 | 5.14 | 0.1469 | 0.4938 | 0.001654 | 0.000541 | 0.000472 | 70810.1 |
11.00 | 5.66 | 0.1616 | 0.5432 | 0.001634 | 0.000641 | 0.000472 | 84636.3 |
12.00 | 6.17 | 0.1763 | 0.5926 | 0.001616 | 0.000798 | 0.000472 | 99609.9 |
13.00 | 6.69 | 0.1910 | 0.6419 | 0.001600 | 0.001022 | 0.000472 | 115719.2 |
14.00 | 7.20 | 0.2057 | 0.6913 | 0.001585 | 0.001319 | 0.000472 | 132954.1 |
15.00 | 7.72 | 0.2204 | 0.7407 | 0.001571 | 0.001679 | 0.000472 | 151304.9 |
Таблица 10 – Дополнительные составляющие сопротивления (Н):
Скорост ь | Формы | Выступ. частей | Волново е | Бульба | Транц а | Корреляцио н. | Возд. сопр. |
V(узл) | Rf*K1 | Rapp | Rw | Rb | Rtr | Ra | Rair |
8.00 | 12370.7 | 218.2 | 391.7 | 0.0 | 0.0 | 12938.5 | 445.0 |
9.00 | 15418.1 | 276.1 | 1491.0 | 0.0 | 0.0 | 16375.3 | 563.2 |
10.00 | 18776.8 | 340.9 | 4396.3 | 0.0 | 0.0 | 20216.5 | 695.3 |
11.00 | 22443.2 | 412.5 | 10744.5 | 0.0 | 0.0 | 24461.9 | 841.3 |
12.00 | 26413.7 | 490.9 | 22780.7 | 0.0 | 0.0 | 29111.7 | 1001.2 |
13.00 | 30685.5 | 576.1 | 43249.6 | 0.0 | 0.0 | 34165.8 | 1175.1 |
14.00 | 35255.7 | 668.1 | 75369.2 | 0.0 | 0.0 | 39624.3 | 1362.8 |
15.00 | 40121.8 | 767.0 | 121570.6 | 0.0 | 0.0 | 45487.1 | 1564.4 |
Таблица 11 – Сопротивление, буксировочная мощность, коэфф. взаимодействия и тяга ГВ:
Скор. в узлах | Сопр. тяге ГВ | Буксир. мощнос ть | Коэф.поп. потока | Коэф. засас. | Тяга ГВ | Влиян. на шаг | Влиян. на радиус |
V(узл) | Rt(Н) | Pe(кВт) | Wt | t | тяга T(Н) | EtaH | EtaR |
8.00 | 73015.9 | 300.50 | 0.2806 | 0.1818 | 89240.7 | 1.1373 | 1.0165 |
9.00 | 92267.5 | 427.19 | 0.2800 | 0.1818 | 112770.2 | 1.1363 | 1.0165 |
10.00 | 115235.8 | 592.82 | 0.2795 | 0.1818 | 140842.3 | 1.1355 | 1.0165 |
11.00 | 143539.8 | 812.27 | 0.2790 | 0.1818 | 175435.7 | 1.1348 | 1.0165 |
12.00 | 179408.1 | 1107.54 | 0.2786 | 0.1818 | 219274.3 | 1.1342 | 1.0165 |
13.00 | 225571.3 | 1508.56 | 0.2783 | 0.1818 | 275695.4 | 1.1336 | 1.0165 |
14.00 | 285234.1 | 2054.30 | 0.2779 | 0.1818 | 348615.8 | 1.1331 | 1.0165 |
15.00 | 360815.8 | 2784.27 | 0.2776 | 0.1818 | 440992.5 | 1.1326 | 1.0165 |
Рисунок 1 – Данные для расчета сопротивления морских судов по статическому методу Холтропа – 1988(84)
Рисунок 2 – Дополнительные данные для расчета сопротивления морских судов по
статическому методу Холтропа – 1988(84)
Рисунок 3 – График для расчета сопротивления морских судов по статическому методу Холтропа – 1988(84)
1.2 Расчет сопротивления и мощности водоизмещающих судов HydroNShIp
v1.08(НУК, Украина)
Таблица 12 – Характеристики судна
Проект | Курсовой проект |
Проектант | Васильева |
Создан | 13.03.15 |
Имя файла | Сухогрузное судно.fbm |
Длина между перпенд. | 125.00 м |
Ширина на миделе | 17.800 м |
Проектная осадка | 7.500 м |
Абсцисса миделя | 62.500 м |
Плотность воды | 1.025 т/м^3 |
Дополн. коэффициент | 1.0000 |
Дата | 30.03.15 |
Время | 12:48:04 |
Таблица 13 – Исходные данные:
Основные хар-ки | |
Начальная скорость | 8,00 узл |
Конечная скорость | 17.00 узл |
Плотность воды | 1.025 т/м^3 |
Вязкость воды | 1.6100*10^(-6) м^2/с |
Корпус | |
Длина по ватерлинии | 125.000 м |
Ширина по ватерлинии | 17.800 м |
Осадка на миделе | 7.500 м |
Смоченная площадь поверхности | 3155.70 м^2 |
Площадь ватерлинии | 0.00 м^2 |
Водоизмещение | 12000.000 м^3 |
Абсцисса Ц.В. | 1.500 % |
Призматический коэффициент | 0.7990 |
Таблица 14 – Площади выступающих частей
Площади выступающих частей: | |
Кронштейн гребного вала | 0.000 м^2 |
Обтекатель кронш.гребного вала | 0.000 м^2 |
Выкружки | 0.000 м^2 |
Скуловые стабилизаторы | 0.000 м^2 |
Обтекатель | 0.000 м^2 |
Гребные валы: | |
Угол с батоксом 10 ° | 0.000 м^2 |
Угол с батоксом 20 ° | 0.000 м^2 |
Площади килей: | |
Скег | 0.000 м^2 |
Днищевые кили | 16.020 м^2 |
Площади рулей: | |
Руль за скегом/штевнем | 3.600 м^2 |
Рули за 2-мя винтами | 0.000 м^2 |
Таблица 15 – Параметры расчета
Призматический коэффициент | Cp | 0.7990 |
Коэффициент полноты | Cb | 0.7191 |
Коэффициент полноты ватерлинии | Cwp | 0.0000 |
Коэффициент полноты мидель-шпангоута | Cm | 0.9000 |
Погруженная площадь мидель-шпангоута | Am | 120.15 м^2 |
Отношение длины по ватерлинии к ширине | Lwl/Bwl | 7.022 |
Отношение ширины по ватерлинии к осадке | Bwl/T | 2.373 |
Отношение длины по ватерлинии к осадке | Lwl/T | 16.667 |
Относительная длина | Psi | 5.462 |
Относительное значение центра величины | Xc | 1.875 м |
Отношение относит. значения ЦВ к длине между перпендикулярами | Xc/Lpp | 0.0150 |
Надбавка, учитыв.шероховатость нар.обш. | Ca*10^3 | 0.350 |
Коэф. сопротивл. воздуха движению судна | Caero*10^3 | 0.000 |
Номер серии | Nser | |
Количество гребных винтов | Np |
Таблица 16 – Результаты расчета буксировочной мощности и сопротивления по ОСТ 5.0181-75
Скор в узлах | Скор в м/с | Число Фруда | Сопр. трения | Сопр. остат. сопр. | Буксир. сопр-е | Буксир. мощность | Проектное буксир. сопр-е | Проектная буксир. мощность |
Vs узл | Vms м/с | Fr - | R_f кН | R_r кН | R_T кН | Pe кВт | R_T_e кН | Pe_e кВт |
8.00 | 4.12 | 0.118 | 49.8 | 34.7 | 84.5 | 347.7 | 84.5 | 347.7 |
8.88 | 4.57 | 0.130 | 60.5 | 42.4 | 102.8 | 469.4 | 102.8 | 469.4 |
9.75 | 5.02 | 0.143 | 72.1 | 50.7 | 122.7 | 615.5 | 122.7 | 615.5 |
10.63 | 5.47 | 0.156 | 84.6 | 60.6 | 145.2 | 793.7 | 145.2 | 793.7 |
11.50 | 5.92 | 0.169 | 98.2 | 74.2 | 172.3 | 1019.6 | 172.3 | 1019.6 |
12.38 | 6.37 | 0.182 | 112.5 | 95.4 | 207.9 | 1323.5 | 207.9 | 1323.5 |
13.25 | 6.82 | 0.195 | 127.9 | 116.2 | 244.1 | 1663.6 | 244.1 | 1663.6 |
15.00 | 7.72 | 0.220 | 161.3 | 190.3 | 351.7 | 2713.6 | 351.7 | 2713.6 |
16.00 | 8.23 | 0.235 | 182.1 | 308.8 | 490.9 | 4040.6 | 490.9 | 4040.6 |
17.00 | 8.75 | 0.250 | 204.0 | 430.0 | 634.0 | 5544.8 | 634.0 | 5544.8 |
Таблица 17 – Результаты расчета буксировочной мощности и сопротивления
Упор гребного винта | Tb | 473.874 кН | |
Коэффициент нагрузки ГВ по тяге | Kde | 2.087 | |
Коэффициент нагрузки ГВ по упору | Kdt | 1.163 | |
Расчетный диаметр | Dp | 5.000 м | |
Число лопастей | Z | ||
Дисковое отношение | Ae/Ao | 0.440 | расчетное |
Дисковое отношение | Ae/Ao | 0.550 | для выбора винтовой диаграммы |
Шаговое отношение | P/Dp | 0.997 | по кривой оптимальных частот вращения винта |
Коэффициент учит. эксплуат. условия | Ke | 1.000 | |
Коэффициент попутного потока | Wt | 0.3519 | по формуле Папмеля с поправками ЦНИИРФа |
Коэффициент засасывания | t | 0.2609 | |
Влияние на радиус | EtaR | 1.0000 | |
Влияние на шаг | EtaH | 1.1404 | |
Произведение коэф. влияний на радиус и шаг | EtaH*EtaR | 1.1404 |
Рисунок 4 – Данные для расчета сопротивления и мощности водоизмещающих судов по ОСТ 5.0181-75
Рисунок 4 – Дополнительные данные для расчета сопротивления и мощности
водоизмещающих судов по ОСТ 5.0181-75
Рисунок 6 – График для расчета сопротивления и мощности водоизмещающих судов по ОСТ 5.0181-75
Итак, по результатам расчета буксировочной мощности и буксировочного сопротивления методами Холтропа и по ОСТ 5.0181-75, оптимальным является метод Холтропа, т.к. для расчетной скорости (15 узлов) численное значение буксировочной мощности по результатам данного метода больше, чем по методу ОСТ 5.0181-75. Поэтому данные для дальнейшего расчета следует выбирать из расчета сопротивления морских судов методом Холтропа.
1.3 Расчет элементов оптимального гребного винта для выбора двигателя
На данном этапе на основе рассчитанных данных по мощности и числу оборотов выбирается тип движителя, а для гребного винта определяются его основные геометрические характеристики (дисковое отношение, число лопастей, коэффициенты засасывания, попутного потока и т.д)
Наиболее распространенный тип движителя на морских судах – гребной винт. Для водоизмещающих судов он является наиболее простым и экономичным движителем. Для данного судна выбран цельнолитой гребной винт фиксированного шага (ВФШ). Высокая эффективность, простота конструкции и передачи мощности от двигателя, относительно низкая стоимость изготовления, надежность в эксплуатации делают ВФШ наиболее предпочтительным типом судового движителя.
У гребных винтов современных судов число лопастей изменяется в достаточно широком диапазоне (от трех до восьми). Для данного судна выбран четырехлопастной гребной винт.
Таблица 18 – Исходные данные
Наименование | Значения |
Скорость судна, узл | 15.00 |
Сопротивление, кН | 361,10 |
Количество гребных винтов | |
Предельный диаметр ГВ, м | 5.400 |
Шаг изменения диаметра ГВ, м | 0.400 |
Плотность воды, кг/м^3 | 1025.0 |
Коэффициент попутного потока Wt | 0,280 |
Коэффициент засасывания t | 0,189 |
Коэффициент влияния неоднородности на упор | 1.0000 |
Коэффициент влияния неоднородности на момент | 1.0000 |
КПД валопровода | 0.9500 |
КПД редуктора | 0.9500 |
Номер диаграммы | |
Количество лопастей | |
Дисковое отношение | 0.550 |
Тип и серия движителя | FPP B-4 |
1.3.1 Расчет элементов оптимального винта
Расчет элементов оптимального винта и необходимых для обеспечения заданной скорости судна мощности Ps (при прямой передаче на винт), Ps_r (при редукторной передаче) и частоты вращения n главного двигателя.
При расчете задаются 5 численных значений диаметра гребного винта (шаг изменения диаметра выбран 0,4 м)
Таблица 19 – Результаты расчета оптимального гребного винта для выбора двигателя
Наименование | Величина | Pазм- сть | З н а ч е н и я | ||||
Диаметр | D | м | 5.400 | 5.000 | 4.600 | 4.200 | 3.800 |
Коэф.нагрузки | Kdt | - | 1,440 | 1,333 | 1,226 | 1,120 | 1,013 |
Относит.поступь | Jopt | - | 0,676 | 0,593 | 0,544 | 0,498 | 0,469 |
Частота вращ. | n | об/мин | 91,37 | 112,4 | 133,2 | 159,3 | 187,1 |
Шаговое отнош. | P/D | - | 1,072 | 0,947 | 0,900 | 0,859 | 0,869 |
Коэф.различия опт.ГВ в св.воде | Eta0 | - | 0,629 | 0,607 | 0,584 | 0,561 | 0,531 |
Коэф.различия опт.ГВ за корпусом судна | EtaD | - | 0,708 | 0,683 | 0,658 | 0,631 | 0,597 |
Мощность при прямой передаче на винт | Ps | кВт | 4140. | 4292. | 4458. | 4648. | 4912. |
Мощность при редукторной передаче | Ps_r | кВт | 4358. | 4518. | 4693. | 4892. | 5170. |
Номинальная мощность | Ps_n | кВт | 4842. | 5020. | 5215. | 5436. | 5745. |
Рекомендации для D=5,400 m :
(Ae/Ao)* =0,437
(Ae/Ao)**=0,419
1.3.2 Выбор главного двигателя
По результатам расчета производится выбор главного двигателя. На данном судне в качестве главного выбран малооборотный дизель (МОД, n< 300 об/мин)
Таблица 20 – Выбор главного двигателя
Наименование | Величина | Значения |
Производитель / разработчик | Firma | MAN |
Тип двигателя | Typ | 7L42MC |
Мощность 100%, кВт | kW | |
Обороты в минуту | min-1 | |
Масса сухого двигателя, кг | Mass | |
Длина двигателя максимальная, мм | L | |
Ширина у основания (фундамент), мм | B | |
Высота ремонтная или двигателя отсчитанная от середины оси вала, мм | Hr | |
Высота от основания до середины оси вала, мм | h | |
Удельный расход топлива в экономическом режиме (85 - 90% мощности двигателя), г/кВт*час | g/kWh | |
Удельный расход масла, г/кВт*час | oil | 1,2 |
Рисунок 7 – Расчет элементов оптимального гребного винта для выбора двигателя
1.4
|
Скоpость (уз) | 8,00 | 10,00 | 12,00 | 15,00 | 17,00 |
Сопpотивление (кН) | 73,60 | 116,00 | 180,30 | 361,10 | 581,20 |
Таблица 22 – Результаты расчета элементов гребного винта для заданного двигателя
Наименование | Величина | Pазм-сть | З н а ч е н и я | ||||
Скор. в узлах | Vs | уз | 15.37 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Скор. в м/с | Va | м/с | 5.695 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Сопротивление | R | кH | 395.6 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Мощность | Pe | кВт | 3128. | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Упор | Tв | кH | 488.0 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Коэф. нагрузки на упор | Knt | - | 0.822 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Относит.поступь | Jopt | - | 0.529 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Относит.поступь | J | - | 0.555 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Диаметр | D | м | 4.661 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Коэф.упора | Kt | - | 0.208 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Коэф.различия опт.ГВ в св.воде | Eta0 | - | 0.581 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Шаговое отнош. | P/D | - | 0.934 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Коэф.различия опт.ГВ за корпусом судна | EtaD | - | 0.654 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Номин.мощн-ть | Ps | кBт | 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Таблица 22 – Характеристики гребного винта
Характеристики гребного винта | ||
Тип и серия движителя | FPP B-4 | |
Диаметр | D, м | 4.661 |
Шаговое отношение | P/D | 0.934 |
Дисковое отношение | Ae/Ao | 0.550 |
Число лопастей | Z | |
Относительная поступь | J | 0.555 |
Коэффициент упора | Kt | 0.208 |
Коэффициент момента | 10*Kq | 0.316 |
Относит.толщина лопасти по отнош. к спрямленной площади | ETAo | 0.581 |
Относст. толщина лопасти | e/D | 0.045 |
Относит. диаметр ступицы | dh/D | 0.167 |
Угол отклонения лопасти | Hi | 15.000 град |
Рассчитанный диаметр ГВ превышает предельный диаметр Dpr=0.000 м
1.4.1 Проверка гребного винта на кавитацию
Этот расчет выполняется с целью проверки правильности выбора и возможной дальнейшей корректировки элементов и режима работы гребного винта из условия отсутствия первой стадии кавитации, при наличии которой возникает эрозия поверхности лопастей.
Для проверки гребного винта на кавитацию можно воспользоваться приближенными эмпирическими методами Шенхерра и Пампеля.
Расчет гребного винта на кавитацию методом Папмеля – позволяет рассчитать значение критической частоты вращения, при которой возможно возникновение первой стадии кавитации. Для того чтобы при работе гребного винта не возникала кавитация, необходимо, чтобы частота вращения гребного винта n была на 10% меньше критической.
n_cr=178.949 1/мин
n < 0.9*n_cr ==> OK! Кавитация отсутствует.
Расчет ГВ на кавитацию по методу Шенхерра – позволяет рассчитать минимально допустимую величину дискового отношения из условия отсутствия первой стадии кавитации.
Ae/Ao_min=0.532 < Ae/Ao=0.550 ==> OK! Кавитация отсутствует.
1.4.2 Расчет гребного винта на общую прочность и выбор материала
Расчет прочности выполняется при следующих допущениях:
- лопасть движителя заменяется консольным прямым стержнем, который подвержен косому изгибу от действия внешних сил;
-
|
Таблица 24 – Наименование обозначений