Учебно-методическое обеспечение дисциплины маркетинговые исследования

Для студентов заочной формы обучения

Направления подготовки 100700 Торговое дело

Профиль Маркетинг в торговой деятельности

Основные требования по оформлению контрольной работы:

В соответствии с учебным планом по дисциплине «Маркетинговые исследования» студенты выполняют контрольную работу.

Контрольная работа должна быть представлена точно в установленные графиком сроки и соответствовать варианту последней цифры номера зачетной книжки студента.

Контрольная работа выполняется на писчей бумаге стандартного формата А4 (210*297). Текст располагается на одной стороне листа с полями: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм. Компьютерный набор осуществляется шрифтом «Times New Rowan» (обычный). Размер шрифта – 14, междустрочный интервал – полуторный.

Контрольная работа должна содержать титульный лист, содержание и список литературы. Все страницы контрольной работы нумеруются арабскими цифрами, включая содержание и список использованных источников. Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с современными требованиями (Приложение). Титульный лист контрольной работы включаются в общую нумерацию страниц, но номер на ней не проставляется.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается. Студенты, не получившие зачет по контрольным работам, к сдаче экзамена по дисциплине не допускаются.

На зачете студенты должны уметь устно ответить на вопросы преподавателя по структуре и содержанию выполненной контрольной работы.

Варианты контрольной работы

Вариант

1. Ведение в маркетинговые исследования.Сущность маркетинговых исследований. Понятие маркетинговых исследований. Классификация маркетинговых исследований. Концепция функционирования маркетинговой информационной системы. Внешние и внутренние информационные потоки фирмы. Движение информации в маркетинговой информационной системе. Традиционная модель маркетинговой информационной системы по Ф. Котлеру. Сущность подсистем внешней и внутренней маркетинговой информации, подсистемы маркетинговых исследований и подсистемы анализа информации. Опыт организации маркетинговых исследований. Классификация субъектов маркетинговых исследований.

2. Вариационный ряд, таблицы сопряженности признаков.Базовый анализ данных маркетинговых исследований. Правила построения таблица вариационного ряда. Показатели статистики, связанные с распределением частот: показатели центра распределения, показатели вариации и показатели формы распределения.

3. Задача.

Рассчитать, используя данные в таблице, структуру квотированной выборки, если известно, что ее объем составит 1500 респондентов

Возраст жителей Санкт-Петербурга разного образовательного уровня

Образование 16-24 года 25-34 года 35-44 года 45-54 года 55-64 года 65 и более
Высшее Среднее специиальное/ техническое Среднее общее Начальное, неполное среднее 16% 12%   27% 35% 17% 18%   12% - 19% 25%   14% - 22% 21%   16% - 15% 11%   12% 12% 12% 12%   18% 43%

Вариант

1. Основные этапы процесса маркетинговых исследований.Процедура маркетинговых исследований. Постановка задач маркетингового исследования. Планирование программы исследования. Реализация исследования. Обработка и анализ информации. Преимущества и недостатки различных способов организации маркетинговых исследований. Этические проблемы маркетинговых исследований. Проявление неэтичного поведения в отношении респондентов, исследователей и клиентов. Влияние корпоративной культуры на этичность поведения сотрудников.

2. Проверка гипотез в маркетинговом исследовании.Введение в теорию проверки гипотез. Формулировка гипотез. Выбор подходящего метода проверки гипотез. Выбор уровня значимости. Сбор данных. Определение критического значения, выбранного метода обработки информации маркетингового исследования. Сравнение выборочного значения статистики с критическим значением и принятие решения в отношении выдвинутых гипотез.

Задача.

Используя приведенные в таблице данные (объем продаж, млн.шт.) маркетинговых исследований рынка сотовых телефонов, выполнить следующие операции:

1. Провести сегментирование рынка сотовых телефонов по двум критериям-признакам: возрасту и годовому доходу покупателей.

2. Определить границы целевого рынка и его долю в общем объеме продаж.

3. Выбрать сегменты, на которые фирме следует направить максимальные маркетинговые усилия и ресурсы.

4. Решение представить графически.

Данные маркетингового исследования рынка сотовых телефонов

Годовой доход семьи, усл.ед. Возраст покупателей, лет
  20-25   26-30   31-40   41-50   51-60   свыше 60
До 5
6-10
11-15
16-20
21-25
26-30
Свыше 30

Вариант

1. Причинно-следственное маркетинговое исследование: эксперимент.Понятие причинно-следственной связи, условия ее применения. Основные понятия и определение эксперимента. Основные условия применения эксперимента, его преимущества и недостатки. Формы проведения эксперимента. Основные этапы проведения эксперимента. Определение целей и задач эксперимента. Выбор зависимых и независимых переменных. Логическая структура доказательств гипотезы эксперимента. Выбор схемы проведения эксперимента. Формирование объекта эксперимента. Проведение экспериментальных мероприятий и замер показателей.

2. Кросс-табуляция.Построение таблиц сопряженности признаков. Введение третьей переменной в кросс-табуляцию, ее назначение. Показатели статистики, используемые для оценки статистической значимости и тесноты связи переменных, содержащихся в таблице сопряженности признаков.

Задача.

Сколько телефонных разговоров необходимо задействовать в маркетинговом исследовании на основе случайной бесповторной выборки, чтобы ошибка при определении доли телефонных разговоров с длительностью более 5 мин не превышала 10% с вероятностью 0,954?

Вариант

1. Причинно-следственное маркетинговое исследование: эксперимент.Классификация моделей эксперимента. Модели предварительного эксперимента: однократное исследование, предварительное и итоговое исследование в рамках одной экспериментальной группы, статистическая группа. Модели действительного эксперимента: Предварительное и итоговое исследование с использованием контрольной группы, модель четырех групп Соломона. Модели псевдоэксперимента: временные ряды, модель множественных временных рядов. Статистические модели: модель случайных групп, модель случайного квадрата, факторная модель. Применение эксперимента в рыночных и лабораторных условиях.

2. Кросс-табуляция.Проверка гипотез о различиях. Параметрические и непараметрические методы проверки гипотез о различиях в одной и нескольких выборках.

3. Задача.

Данные текущего учета населения города с численностью жителей 1 млн. 250 тыс. человек были подвергнуты выборочной разработке на основе случайной бесповторной выборки. В результате было установлено, что доля женщин в возрасте до 55 лет составила 43%, доля мужчин в возрасте 16-60 лет – 36%, доля населения в возрасте до 16 лет – 17%. Каков должен быть процент отбора, чтобы с коэффициентом доверия=2 ошибка доли по указанным группам населения не превышала 0,5%?

Вариант

1. Разработка анкет и форма для записи наблюдений.Требования к построению вопросов в анкете. Правила формулировки отдельных вопросов. Как преодолеть нежелание респондентов отвечать? Выбор типа вопроса. Последовательность вопросов в анкете. Верстка и тиражирование анкеты. Пилотаж (претест) анкеты. Особенности форм для записи наблюдений. Примеры использования анкет и форм для записи наблюдений в маркетинговых исследованиях.

2. Подготовка данных к анализу.Подготовка предварительного плана проведения анализа данных. Проверка, редактирование, кодирование, преобразование и очищение данных анкеты маркетингового исследования. Статистическая корректировка данных. Выбор стратегии анализа данных. Классификация статистических методов обработки информации, используемые в практике маркетинговых исследований.

Задача.

Фирма действует в регионе, состоящем из четырех районов (сегментов), для каждого из которых известны следующие условия реализации нового товара: число покупателей L, интенсивность покупок нового товара в среднем одним покупателем в год Y, потеря доли рынка в результате конкуренции производителей нового товара ±d и издержки на исследование и сегментацию рынка в каждом районе С.

Условия реализации нового товара на рынке

Район (сегмент) L, тыс.чел. Y, р./год d С, тыс. р.
+0,2 -0,4 -0,3 -0,4

Задания:

1. Определить район, в котором фирме выгоднее всего продавать новый товар.

2. Вычислить величину объема чистых продаж фирмы.

Вариант

1. Этика маркетинговых исследований.Важность этики в маркетинговых исследованиях. Заинтересованные стороны в маркетинговых исследованиях. Руководство по принятию нравственных решений при проведении маркетингового исследования. Этическая структура. Этика и процесс маркетинговых исследований.

2. План маркетингового исследования.План маркетингового исследования: определение и классификация. Характеристика основных видов маркетингового исследований: Поисковые исследования, дескриптивные исследования, профильные (бесповторные) и повторные исследования, причинно-следственные исследования. Сравнение основных типов маркетинговых исследований. Ошибки маркетингового исследования. Составление бюджета и графика проекта. Основные элементы предложения о маркетинговом исследовании.

Задача.

На данном сегменте рынка конкурируют три организации: А, В и С. Организация А в последний день января провела обследование мнения 6000 покупателей по товарам, которые продают все три организации А, В, С. В результате опроса было определено, что престиж товарной марки товаров организации А соответствует 30%, В – 30%, С – 40%.

При анализе данной ситуации важно определить движение потребительских симпатий от организации к организации. В результате проведенного исследования в феврале были получены следующие данные. Организация А забрала у В 420 покупателей и у С 300 покупателей. В то же время организация А отдала организации В 440 своих покупателей и С – 280. Организация В забрала у С 260 и отдала ей 820 своих покупателей.

Задание:

1. Вычислить проценты оттока и притока покупателей А, В и С.

2. Рассчитать доли организаций А, В и С на коней января, февраля и марта, предполагая сохранение показателей оттока и притока покупателей в будущем и при условии раздела рынка между этими тремя организациями.

3. Рассчитать показатели лояльности (приверженности) покупателей товарным маркам организаций А, В и С.

Проанализировать сложившуюся тенденцию.

Вариант

1. Измерение и шкалирование.Измерение и шкалирование. Проблемы шкалирования. Номинальная, порядковая, интервальная и относительна шкалы измерения. Сравнительная характеристика основных типов шкал. Классификация методов шкалирования. Сравнительные методы шкалирования: шкалирование методом попарного сравнения, Шкалирование с постоянной суммой, шкалирование методом Q-сортировки. Несравнительные методы шкалирования: непрерывная рейтинговая шкала, детализированная рейтинговая шкала, итоговая шкала, семантический дифференциал, шкала Степела. Проблемы разработки несравнительных детализированных рейтинговых шкал. Многомерные шкалы. Оценка шкалы измерения

2. Вторичная информация.Преимущества и недостатки вторичной информации. Критерии оценки вторичной информации. Классификация вторичной информации. Компьютерные базы данных. Синдицированные источники вторичной информации. Сравнительная характеристика синдицированных услуг.

Задача.

Маркетинговые исследования, проведенные в шести филиалах фирмы, специализирующейся на продаже четырех ассортиментных групп товара. Это же исследование представило расчетные потребности населения в данных товарах на год. Располагая сведениями о производственных мощностях филиалов (в пересчете на потенциальное количество товаров за год), составьте план рационального распределения объемов предоставляемых услуг филиалами фирмы на рыночных сегментах. Установите, какой концепции маркетинга придерживается фирма? Предложите маркетинговые мероприятия по улучшению устойчивости фирмы в условиях развития концепции и роста спроса на данные виды товаров.

Маркетинговые исследования рентабельности филиалов фирмы

№ филиала Потенциально возможный объем предоставления товаров филиалами фирмы, усл.ед./год Рентабельность товарных групп , %
  А   В   С Д
Расчетные потребности населения по товарной группе, усл.ед./год        

.

Вариант

1. Дескриптивное маркетинговое исследование: наблюдение.Понятие наблюдения, его назначение. Формы осуществления процесса наблюдения. Основные этапы процесса наблюдения. Подготовка целей и задач наблюдения. Определение объекта и предмета наблюдения. Выбор места и времени наблюдения. Выбор формы наблюдения. Разработка процедуры наблюдения. Разработка рабочих инструментов наблюдения. Подбор и инструктаж наблюдателей. Проведение наблюдения. Обработка и анализ результатов. Классификация методов наблюдения по способу проведения. Сравнительная оценка методов наблюдения.

2. Дескриптивное маркетинговое исследование: опрос.Опрос как метод сбора информации: преимущества и недостатки. Формы проведения опроса. Сравнительна оценка методов опроса.

3. Задача.

Определить начальный и конечный объем выборки при проведении стратифицированной бесповторной выборки в регионе, насчитывающем 10 тыс. семей. Условно принимается, что в квартире проживает одна семья и на нее будет выделена одна анкета.

Результаты предварительного обследования представлены в следующей таблице:

№ дома Среднее квадратическое отклонение, усл.ед. Число квартир

Коэффициент доверия – 3

Коэффициент охвата – 60%

Коэффициент завершенности – 80%

Произвести расчеты при использовании приближенной (10-20%)оценки надежности результатов.

Вариант

1. Качественные исследования.Сущность качественных исследований, их классификация. Сущность фокус-групп и его особенности. Разновидности фокус-групп. Процесс проведения фокус-групп. Определение цели и задач фокус-группы. Подготовка плана проведения фокус-группы. Подготовка исследовательской команды. Набор участников фокус-группы. Проведение фокус-групп. Корректировка плана сбора информации. Расшифровка аудио- и видеозаписей. Составление отчета о проведение фокус-группы. Преимущества и недостатки фокус-групп, сфера их применения.

2. Планирование и проведение выборки.Основные понятия выборки. Критерии, определяющие целесообразность использования выборки или переписи. План выборочного наблюдения. Определение генеральной совокупности. Определение основы выборки. Определение методов проведения выборки. Определение объема выборки. Осуществление процесса выборки. Классификация методов выборки. Детерминированные методы выборки: нерепрезентативная выборка, поверхностна и квотная выборка, выборка по принципу «снежного кома».

Задача.

Для обследования, преследующего цель выявить мнение потребителей о новом товаре, в регионе, состоящем из 20 районов, проводилось анкетирование – выборочное обследование затрат на покупку товара на основе отбора кластеров. Выборочные средние по районам составили соответственно 14,5 усл.ед./шт; 16; 15,5; 15 и 14 усл.ед./шт. При коэффициенте доверия равном 2 найдите пределы затрат на покупку нового товара во всем регионе.

Вариант

1. Международные маркетинговые исследования.Выход маркетинговых исследований на международный уровень. Структура международных маркетинговых исследований. Методы опроса. Измерение и шкалирование. Перевод анкеты.

2. Планирование и проведение выборки.Вероятностные методы выборки: простая случайная (собственно-случайная) выборка, систематическая (механическая) выборка, стратифицированная (типическая) выборка и кластерная (серийная) выборка. Преимущества и недостатки основных методов выборки. Выбор между детерминированной и вероятностной выборкой.

Задача

Определить объем выборочной совокупности при проведении простой случайной бесповторной выборки.

Для выявления значений достоверности информации проводился эксперимент – 1% пилотажное исследование, включающее в себя наблюдение и устный опрос контрольной группы покупателей. В результате были получены следующие данные:

Изучаемый признак Ответы покупателей
Размер покупки, млн. руб. №1 4,0 №2 3,5 №3 2,1 №4 4,2 №5 1,2 №6 0,6 №7 3,71 №8 7,2 №9 4,1 №10 1,01
№11 1,62 №12 9,5 №13 3,6 №14 2,72 №15 2,18 №16 0,8 №17 1,2 №18 4,7 №19 4,32 №20 3,48
№21 8,6 №22 2,8 №23 0,3 №24 4,7 №25 2,14 №26 5,58 №27 3,71 №28 1,79 №29 2,13 №30 2,37
№31 13,68 №32 0,44 №33 2,41 №34 3,59 №35 1,08 №36 2,92 №37 5,07 №38 0,93 №39 2,36 №40 1,64
№41 7,2 №42 3,92 №43 1,48 №44 0,52 №45 4,95 №46 3,67 №47 2,38 №48 3,81 №49 1,19 №50 5,0

Коэффициент доверия – 2.

Произвести расчеты при использовании всех вариантов системы оценки надежности результатов:

· повышенная надежность 3%;

· обыкновенная 3-10%;

· приближенная 10-20%;

· ориентировочная 20-40%.

Вопросы к экзамену:

1. Понятие маркетинговых исследований. Роль маркетинговых исследований в обеспечении информацией службы маркетинга предприятия.

2. Классификация маркетинговых исследований.

3. Концепция функционирования маркетинговой информационной системы.

4. Традиционная маркетинговая модель маркетинговой информационной системы.

5. Классификация субъектов маркетинговых исследований. Опыт российских предприятий в проведении маркетинговых исследований.

6. Основные этапы процесса маркетингового исследования.

7. Способы организации маркетинговых исследований.

8. Этические проблемы маркетинговых исследований.

9. План маркетингового исследования: определение и классификация.

10. Поисковые исследования.

11. Дескриптивные исследования.

12. Причинно-следственные исследования.

13. Ошибки маркетингового исследования.

14. Разработка предложения о проведении маркетингового исследования.

15. Преимущества и недостатки вторичной информации.

16. Критерии оценки вторичной информации.

17. Классификация вторичной информации. Публикуемые вторичные данные.

18. Применение компьютерных баз данных в маркетинговых исследованиях.

19. Синдицированные данные о семьях: классификация, сфера применения, преимущества и недостатки.

20. Синдицированные данные об организациях: классификация, сфера применения, преимущества и недостатки.

21. Сущность качественных исследований, их классификация.

22. Сущность фокус-группы и его особенности. Разновидности фокус-групп.

23. Процесс проведения фокус-групп.

24. Преимущества и недостатки фокус-групп, сфера их применения.

25. Глубинное интервью. Анализ протокола.

26. Проекционные методы качественных маркетинговых исследований.

27. Опрос как метод сбора информации: его преимущества и недостатки, формы проведения опроса.

28. Классификация опроса по способу связи с респондентами.

29. Сравнительная оценка методов опроса.

30. Понятие наблюдения как основного вида дескриптивного маркетингового исследования: назначение, преимущества и недостатки.

31. Формы осуществления процесса наблюдения.

32. Этапы сбора информации методом наблюдения.

33. Сравнительная оценка методов наблюдения.

34. Эксперимент как основной метод причинно-следственного исследования: основные условия его проведения, преимущества и недостатки.

35. Формы проведения эксперимента.

36. Основные этапы проведения эксперимента.

37. Понятие причинно-следственной связи, условия ее существования.

38. Основные понятия и определения эксперимента.

39. Классификация моделей эксперимента: предварительный и действительный эксперимент.

40. Классификация моделей эксперимента: псевдоэкспериментальные и статистические модели.

41. Применение эксперимента в рыночных и лабораторных условиях.

42. Номинальная, порядковая, интервальная и относительная шкалы измерения.

43. Сравнительные методы шкалирования.

44. Несравнительные методы шкалирования.

45. Проблемы разработки несравнительных детализированных рейтинговых шкал. Многомерные шкалы.

46. Оценка шкалы измерения.

47. Понятие анкеты и основные этапы разработки анкеты

48. Основные этапы разработки анкеты: определение необходимой информации, выбор способа опроса и определение содержания отдельных вопросов.

49. Разработка вопросов в анкете для преодоления неспособности или нежелания респондентов отвечать.

50. Виды вопросов в анкете: преимущества, недостатки и сфера применения.

51. Правила определения словесной формулировки в анкете.

52. Построение структуры анкеты.

53. Основные этапы разработки анкеты: оформление анкеты и устранение недостатков при предварительном тестировании анкеты.

54. Сетевое планирование и управление в маркетинговых исследованиях.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины маркетинговые исследования

а) основная литература:

1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория,методология и прак­
тика. - М.: Финпресс,2013.

2. Ковалев А.И.,Бойленко ВВ. Маркетинговый анализ, - М.: Центр экономи­
ки и маркетинга, 2011.

3_ Лам бенЖан Жак Стратегический маркетинг: Европейская перспектива./ Пер. с франц. - СПб; Наука, 2014.

4. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Мн.:
НПЖ «Финансы, учет, аудит»,2010.

5. Ващекйн Н.П. О системе маркетинговой информации //Маркетинг,2011.
№2.

6. Реклама в бизнесе / Сост. Т.К. Серегина, Л.М. Титкова. - М.:ИВЦ «Марке­
тинга, 2013.

7. Нэриш К. Малхотра. Маркетинговые исследования. Практическое руководство.:Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс»,2013.- 960.: ид. – Парал.тит.англ.

8. Галицкий Е.Б. методы маркетинговых исследований.М.: Иститут Фонда «Общественное мнение№, 2014.-398с.

б) дополнительная литература:

1. Андреева И. Информационный потенциал России. //Информационные ре­
сурсы России, 2013.

2. Баззел Р.Д., Кокс Д.Ф. Информация и риск в маркетинге. /Пер. с англ. -М.,2013.

3. Бодрунов С.Д. Маркетинговые исследования рынка информационных ус­
луг.// Маркетинг,2014, Ш.

4. Ващекин Н.П. Маркетинговые исследования. - М.: изд-во МГУК. 2010.

5. Ермошенко Н.П Рынок и информация. //НТИ,2009.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга./ Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2010.

7. КрыловаГ.Д., СоколоваМ-И.Практикум по маркетингу: ситуационные зада-
чи и тест-контроль:Учебное пособие /Под. ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014.

8. Журналы «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Маркетинговые исследования».

в) методические разработки кафедры:

1. Кочеткова Н.В., Горьков Г.Н., Шапошников А.Б.Маркетинговые исследования (часть 1). Учебное пособие.- Иваново, ИГТА.

2. Кочеткова Н.В. Методические указания для практических занятий по дисциплине «Маркетинговые исследования» (часть 1). Введение в маркетинговые исследования.

ПРИЛОЖЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный политехнический университет»

(ИВГПУ)

Кафедра Маркетинга

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему «____________________________________________________________»

по дисциплине_____ «Маркетинговые исследования» ______________________

Направление подготовки:_____ 100700 Торговое дело______________________

Профиль : Маркетинг в торговой деятельности

Автор________________________ _________________________

подпись инициалы, фамилия

Номер зачетной книжки________________________

Руководитель____________________ ________________________

должность, подпись инициалы, фамилия

Работа защищена___________________ Оценка___________________

Иваново 2014

Наши рекомендации