Исполняющий обязанности генерального директора
Вначале Джобс вообще не хотел занимать никакой должности в «Эппл». Он уже был генеральным директором другой компании — «Пиксар», — только вступавшей в период своего развития, с успехом прошел первый анимационный фильм «История игрушек». Преуспев в Голливуде, Джобс не стремился возвращаться в «Эппл», то есть в мир технологий. Он устал от производства быстро устаревающих высокотехнологичных продуктов. Он хотел делать что-то более долговечное. Например, хороший фильм. Хорошие фильмы живут десятилетиями. В 1997 году Джобс разъяснил эту свою позицию в интервью журналу «Тайм»:
«Не думаю, что сегодняшние компьютеры кто-нибудь будет использовать через 20 лет. А вот „Белоснежка“ была выпущена 60 лет назад, и продано уже 28 миллионов ее копий. Никто больше не читает детям Геродота или Гомера, но все смотрят телевизор. Теперь фильмы стали нашими сказками. „Дисней“ сделал их нашей культурой, и, надеюсь, „Пиксар“ тоже в этом поучаствует».
Что еще важнее, Джобс не был уверен в том, что «Эппл» сможет возродиться. Причем сомневался он в этом настолько сильно, что в июне 1997 года за 1,5 миллиона долларов продал большую часть своих акций, полученных за «НеКСТ», оставив себе лишь одну акцию на память. Он не думал, что у «Эппл» есть будущее, стоящее более одной акции.
Но в начале июля 1997 года, после ряда ужасных по своим показателям квартальных финансовых отчетов, совет директоров «Эппл» попросил Амелио уйти с поста генерального директора. Лишь один из его просчетов принес ущерб в 750 миллионов долларов, то есть оказался самым убыточным за время существования Кремниевой долины.
По общему мнению, это Джобс выгнал Амелио, специально подставив его под удар. Но нет никаких свидетельств того, что Джобс стремился к руководству компанией. Скорее, верно обратное. Работая над этой книгой, я встречался с людьми, находившимися в центре событий, и все они утверждали, что Джобс вначале вообще не хотел возвращаться в «Эппл» — он был слишком занят в «Пиксар» и не верил, что «Эппл» можно спасти.
Даже Амелио в своей автобиографии замечает, что Джобс не интересовался «Эппл»: «Он не собирался посвящать себя этой компании, максимум, на что он был готов, так это уделить ей немного внимания». Чуть раньше Амелио заявлял, что Джобс хотел, чтобы ему заплатили за «НеКСТ» деньгами, он не хотел брать акции «Эппл». Но Амелио настаивал на том, чтобы большая часть оплаты была произведена акциями, так как не хотел, чтобы Джобс ушел. Он хотел привязать Джобса к «Эппл», заинтересовав его в делах компании.
Амелио действительно несколько раз обвинял Джобса в том, что тот подстроил его увольнение, чтобы занять освободившееся место, но не приводил никаких доказательств. Возможно, Амелио проще было обвинить в своем увольнении Джобса, чем примириться с тем, что совет директоров «Эппл» утратил к нему доверие.
Выгоняя Амелио, совет директоров не знал, кем его заменить — достойных кандидатов не было. Джобс тогда был советником компании, «специальным консультантом» Амелио (ничего особо интриганского в этом не было). Совет директоров предложил ему взять на себя руководство. Он согласился — но временно. Через шесть месяцев Джобс принял должность исполняющего обязанности генерального директора компании, и в августе совет директоров официально утвердил это назначение, продолжая подыскивать подходящего кандидата для постоянной работы в этой должности. Многие шутили, что это не «Эппл» получила Джобса при покупке «НеКСТ», а Джобс получил «Эппл», причем устроил так, что «Эппл» ему еще и заплатила.
Когда Джобс принял руководство «Эппл», компания реализовывала продукцию около сорока разных наименований — от струйных принтеров до карманных компьютеров «Ньютон». Очень немногие из них были лидерами на рынке. Особенно расстраивали компьютеры. Было несколько основных линий — «Квадра», «Пауэр макс», «Перформа» и «Пауэр букс», каждая из них имела десяток разных модификаций, но они отличались друг от друга в основном лишь маловразумительной кодировкой при названии — «Перформа 5200CD», «Перформа 5210CD», «Перформа 5215CD» и «Перформа 5220CD».
Сам Джобс следующим образом описывал эту ситуацию: «Когда я пришел, то обнаружил огромное количество продуктов. Это было удивительно. Я начал всех спрашивать, чем 3400 лучше 4400? Почему переходить на 6500, а не на 7300? И через три недели я все еще не мог в этом разобраться. Я не мог разобраться… так как же могли разобраться наши клиенты?»
Я как-то разговорился с инженером, работавшим в «Эппл» в середине 90-х годов. Он высказывал свое недоумение по поводу постера, вывешенного в штаб-квартире «Эппл». Предполагалось, что в соответствии со своим слоганом «Как выбрать „Макинтош“» он поможет покупателям сделать верный выбор. Но как сказал этот инженер: «На самом деле это лишь демонстрировало, насколько запутано все было в „Эппл“. Ведь если, чтобы выбрать компьютер, нужен постер, значит, в компании что-то не так».
Организационная структура была в таком же беспорядке. «Эппл» превратилась в большую корпорацию, входившую в реестр 500 крупнейших промышленных компаний США по данным журнала «Форчун». Там работали тысячи инженеров и еще больше менеджеров. Как вспоминает Дон Норман, руководитель группы высоких технологий: «До прихода Джобса „Эппл“ была блестящей, энергичной, хаотичной и нефункциональной компанией». Группа Нормана занималась исследованиями и разработками, благодаря ей было внедрено несколько важных технологий.
«Когда я пришел в „Эппл“ в 1993 году, это была удивительная компания, — рассказывал мне Норман в телефонном интервью. — Можно было заниматься творчеством, инновациями. Но вокруг царил хаос. Организованная работа не проводилась. Было ясно, что есть потребность лишь в нескольких креативных и инициативных работниках, а все же остальные должны воплощать их идеи в жизнь». Согласно Норману, инженеров поощряли за творчество и изобретательность, но не за сложную работу по воплощению своих замыслов. Они могли изобретать целыми днями, но редко делали то, что им говорили. Как администратор, Норман от этого просто с ума сходил. Он отдавал распоряжения, но даже через полгода так ничего и не менялось. По мнению Нормана: «Это было ужасно».
Джон Варнок из компании «Адоб», крупнейшего партнера «Эппл» по выпуску средств программного обеспечения, говорит, что с приходом Джобса ситуация быстро изменилась: «Он пришел с очень решительным настроем, и остальным оставалось или смириться, или убираться вон. „Эппл“ нуждалась именно в таком управлении — четком и строгом. Невозможно управлять такой компанией мимоходом. Когда Стив сталкивается с проблемой, он берется за нее со злостью и азартом. Полагаю, что в „НеКСТ“ он был мягким, но теперь он другой».