Виды изданий по структуре
ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1.1. Основные понятия
Следует оговориться, что большинство информации, приведенной в данном разделе, извлечено из государственных и отраслевых стандартов. Формулировки приводятся не всегда дословно, но без искажения смысла.
1.1.1. Издание
Издание — документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения (ГОСТ 7.60—90).
В ГОСТ 7.60—90 и 7.0—84, а также в ОСТ 29.130—97 определено более двухсот видов изданий, классифицированных по различным признакам. Ниже приведены лишь некоторые из них.
Виды изданий по знаковой природе информации.
1. Текстовое издание — издание, большую часть объема которого занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный (химические или математические знаки) или смешанный текст.
2. Нотное издание — издание, большую часть объема которого занимает нотная запись музыкального произведения (произведений).
3. Картографическое издание — издание, большую часть объема которого занимает картографическое произведение (произведения).
4. Изоиздание — издание, большую часть объема которого занимают изображения.
Виды издании по материальной конструкции.
1. Книжное издание — издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете.
2. Журнальное издание — издание в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания, в обложке или переплете.
3. Листовое издание — издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата без скрепления.
4. Газетное издание — листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное к специфике данного периодического издания.
Примечание. В отдельных случаях применяется скрепление листов печатного материала. При этом используется термин «газетно-журнальное издание».
5. Буклет — листовое издание в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.
6. Карточное издание — листовое издание в виде карточки установленного формата, отпечатанное на материале повышенной плотности.
7. Плакат — листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон листа, предназначенное для экспонирования.
8. Открытка — карточное издание, отпечатанное с одной или обеих сторон.
9. Комплектное издание — совокупность изданий, собранных в папку, футляр, бандероль или заключенных в обложку.
10. Книжка-игрушка — издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.
Примечание. Различают следующие разновидности книжек-игрушек; книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка- панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.
Виды изданий по объему.
1. Книга — книжное издание объемом свыше 48 страниц.
2. Брошюра — книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц.
3. Листовка — листовое издание объемом от 1 до 4 страниц.
Виды изданий по структуре.
1. Серия — сериальное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым или читательским назначением, выходящих в однотипном оформлении.
2. Однотомное издание — непериодическое издание, выпущенное в одном томе.
3. Многотомное издание — непериодическое издание, состоящее из двух или более нумерованных томов, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению.
4. Собрание сочинений — однотомное или многотомное издание, содержащее все или значительную часть произведений одного или нескольких авторов, дающее представление о его (их) творчестве в целом.
5. Избранные сочинения, избранные произведения — однотомное или многотомное издание, содержащее часть наиболее значительных произведений одного или нескольких авторов, отобранных по определенному принципу.
Виды изданий по формату.
1. Малоформатное издание — издание, формат которого более 100х100 мм, но не превышает формата 60х90/32 (107х140 мм).
2. Карманное издание — малоформатное издание, пригодное для ношения в кармане, удобное для чтения в дороге.
3. Миниатюрное издание — издание, имеющее формат, не превышающий 100х100 мм.
4. Портативное издание — издание малого формата, убористо набранное, содержащее большой объем информации и предназначенное для пользования в разных условиях практической деятельности.
5. Фолиант — издание, формат которого составляет 1/2 доли бумажного листа.
1.1.2. Структура издания
Структура издания — связь и взаимное расположение составных частей издания: основного и дополнительных текстов, а также входящих в них содержательных и художественных элементов.
Так, термин «структура издания» определен в ОСТ 29.130—97. Там же определены и другие термины, относящиеся к структуре издания. В данной книге по ходу изложения материала приводятся описания тех терминов, которые необходимы для работы верстальщика. Формулировки могут дословно не соответствовать ОСТ 29.130—97, но они приведены без нарушений границ понятий, кроме отдельно
оговоренных случаев, как того и требует этот стандарт.
1.1.3. Системы измерений
Типометрия Дидо. Основы современной типометрической системы измерений (типометрии) были заложены еще в середине XVIII в. французским типографом Пьером Фурнье. Немного позднее Франсуа Амбруаз Дидо доработал типометрию Фурнье.
Основные единицы измерения в типометрической системе измерений Дидо:
1 пункт (п.) — равен '/72 французского королевского дюйма, который, в свою очередь, равен примерно 27,06 мм. Таким образом, 1 п. равняется 0,376 мм. Пункт Дидо еще называют европейским пунктом;
1 цицеро (циц.) равняется 12 п. (-4,51 мм);
1 квадрат (кв.) — 4 цицеро, или 48 п. (-18,04 мм).
В традиционной российской полиграфии в этих единицах обычно указываются размеры полосы набора, шрифта (кегль), интерлиньяжа, спусков, отбивок, втяжек и пр.
В системе Дидо существуют и другие единицы измерения, такие, как «нонпарель», «петит», «корпус» и пр. Чаще всего они употребляются для обозначения кеглей (см. п. 1.5.2.1).
Также в полиграфии используется метрическая система измерений. Формат печатного листа, обрезной формат и поля указываются в сантиметрах и миллиметрах. Англо-американская типомотрия. С развитием настольно-издательских систем российские издатели столкнулись со следующей проблемой: все полиграфические работники привыкли работать с системой Дидо, а программы верстки используют англо-американскую типометрическую систему измерений, аналогичную системе Дидо, но в ней за основу взят английский дюйм, равный 25,4 мм, и, соответственно, пункт в этой системе равняется 0,353 мм, а одна пика (аналог цицеро — 12 п.) равняется примерно 4,24 мм.
Соотношения типометрических систем. В результате понятия «квадрат» и «цицеро» стали забываться, а верстальщики перешли на сочетание англо-американской и метрической систем. Но российские стандарты (ГОСТы, ОСТы и СанПиНы) используют типометрию Дидо, а значит, размеры могут быть выставлены неверно и издание может не соответствовать гигиеническим требованиям. Это особенно важно при издании детской и учебной литературы. Например, задано набрать учебник 11-м кеглем, но если в программе поставить 11 п. (англо-американских), то относительно системы Дидо это будет 10,33 п. (см. табл. 1.1.1).
Следует отметить, что в Corel Ventura можно использовать как европейский, так и англо-американский пункт. Первый называется Didots, второй — Points. В тех случаях, когда к изданию предъявляются строгие требования гигиенических норм
Таблица 1.1.1
Соотношение системы Дидо и англо-американской системы
Система Дидо, п. | Англо-американ- ская система, п. | Англо-американ- ская система, п. | Система Дидо, п. |
6,39 | 5,63 | ||
7.46 | 6,57 | ||
8,52 | 7.51 | ||
9,59 | 8,45 | ||
10,65 | 9,39 | ||
11,72 | 10,33 | ||
12,78 | 11,27 |
(например, кегль не ниже указанного в ОСТе), рекомендуется использоватьDidot (did.), а в остальных случаях — Points (pt.), так как издатели уже настолько привыкли к англо-американскому пункту, что, например, 10 did. может им показаться слишком крупным для 10-го кегля.
Чтобы перевести какое-нибудь значение из системы Дидо в метрическую, удобно использовать типометрическую линейку (строкомер). Если же ее нет под рукой, то можно воспользоваться табл. 1.1.2.
При переводе значений в миллиметры, конечно же, необязательна такая точность, как в табл. 1.1.2. Она может понадобиться на малых значениях (до 6—8 п.), значения до 1—2 циц. следует округлять до десятых, а свыше этого — до целых.
И в заключение: изложение материала в этой книге, кроме тех случаев, когда описываются моменты, касающиеся российских стандартов и издательско-полиграфических традиций, а также тех случаев, когда это отдельно оговорено, базируется на англо-американском пункте, так как он становится, хотелось бы нам этого или нет, стандартной единицей измерения в российской полиграфии.
1.1.4. Форматы издания. Страница. Полоса набора
1.1.4.1. Форматы бумажного листа и издания
Российские стандарты. Под форматом издания понимают размер страницы готового издания, т. е. ее размер после обреза блока. Формат издания обозначается в миллиметрах (обрезной формат) или в формате бумаги с указанием доли листа.
Обычно формат бумажного листа указывается в сантиметрах. В России применяется несколько стандартных форматов бумажного листа, но путем деления на разные доли можно получить разные форматы издания. Доля — количество книжных страниц на одной стороне бумажного листа. Вместо термина «доля» также используют термин «кратность». Наиболее часто используемые доли: 1/8, 1/16, 1/32.
Сложенный в несколько раз один бумажный лист называется тетрадью. Количество страниц в одной тетради в два
Рис. 1.1.1. Фальцевание в 1/16 долю (четыре сгиба листа)
раза больше доли, так как бумажный лист отпечатывают с двух сторон. Чтобы получить тетрадь, бумажный лист складывают (фальцуют) в три раза для 1/8 доли, в четыре раза для 1/16 доли (рис. 1.1.1), в пять раз для 1/32 доли. Как правило, каждый новый сгиб перпендикулярен предыдущему.
Сфальцованные тетради получаются чуть большего размера (на 5—10 мм по горизонтали и вертикали), чем будут потом в готовом издании. Такой формат называется дообрезным. После того как сформирован книжный блок, все тетради сразу обрезаются — это обрезной формат.
Стандартные в России (ГОСТ 5773—90) форматы изданий и форматы бумаги приведены в табл. 1.1.3.
Наиболее часто используемые книжные форматы:
60х90/16, 84х108/32, 70х100/16.
Кроме указанных в табл. 1.1.3, иногда применяются еще ряд устаревших на данный момент форматов, наиболее распространенным из которых является формат 60х88, который практически равен формату 60х90, или двойные и половинные форматы бумаги.
Таблица 1.1.3
Форматы изданий
Размер листа бумаги, мм | Доля листа | Условное обозначение | Обрезной формат, мм | |
максимальный | минимальный | |||
Книжные издания | ||||
600х900 | 1/8 | 60х90/8 | 220х290 | 205х275 |
840х1080 | 1/16 | 84х108/16 | 205х260 | 192х255 |
700х1000 | 1/16 | 70х100/16 | 170х240 | 158х230 |
700х900 | 1/16 | 70х90/16 | 170х215 | 155х210 |
600х900 | 1/16 | 60х90/16 | 145х215 | 132х205 |
600х840 | 1/16 | 60х84/16 | 145х200 | 130х195 |
840х1080 | 1/32 | 84х108/32 | 130х200 | 123х192 |
700х1000 | 1/32 | 70х100/32 | 120х162 | 112х158 |
750х900 | 1/32 | 75х90/32 | 107х177 | 100х170 |
700х900 | 1/32 | 70х90/32 | 107х165 | 100х155 |
600х840 | 1/32 | 60х84/32 | 100х140 | 95х130 |
Журнальные издания | ||||
700х1080 | 1/8 | 70х108/8 | 265х340 | 257х333 |
600х900 | 1/8 | 60х90/8 | 220х290 | 205х275 |
600х840 | 1/8 | 60х84/8 | 205х290 | 200х285 |
840х1080 | 1/16 | 84х108/16 | 205х260 | 192х255 |
700х1080 | 1/16 | 70х108/16 | 170х260 | 158х255 |
700х1000 | i/ie | 70х100/16 | 170х240 | 158х230 |
600х900 | I/is | 60х90/16 | 145х215 | 182х205 |
840х1080 | 1/32 | 84х108/32 | 130х200 | 123х192 |
700х1080 | 1/32 | 70х108/32 | 130х165 | 125х165 |
Примечание. ГОСТ 5773—90, а соответственно, иэта таблица не распространяется на форматы альбомов, атласов, книжек-игрушек, буклетов, факсимильных, библиофильских, нотных изданий, календарей, изданий, выпускаемых на экспорт, изданий, печатаемых за рубежом, а также миниатюрных, уникальных и экспериментальных изданий.
В ряде случаев применяют нестандартную долю для изменения принятых пропорций страницы издания (например, когда требуется квадратная страница) при печати альбомов, проспектов, каталогов, листовок и пр. Выбор доли и формата бумажного листа обычно зависит от оборудования типографии. Рекомендуемые нестандартные доли: 1/40, 1/36, 1/24, 1/20, 1/18, 1/12, 1/6.
Стандарт ISO 216. При печати тиража на иностранном полиграфическом оборудовании могут использоваться нестандартные для России форматы бумаги (см. табл. 1.1.4), описанные международным стандартом ISO 216. Чаще всего эти форматы применяются для печати многокрасочных журналов, проспектов и листовок.
В стандарте ISO 216 за основу взят лист бумаги, площадь которого равняется 1м2 — формат АО и стороны которого подчиняются динамической симметрии (соотношение длины к ширине равно у2). Каждый следующий формат А-серии
Таблица 1.1.4
Стандарты бумаги ISO 216
Форматы А-серии | Форматы В-серии | Форматы С-серии | |||
Обозначение | Формат, мм | Обозначение | Формат, мм | Обозначение | Формат, мм |
4АО | 1682х2378 | — | — | — | — |
2АО | 1189х1682 | — | — | — | — |
АО | 841х1189 | ВО | 1000х1414 | СО | 917х1297 |
А1 | 594х841 | Bl | 707х1000 | Cl | 648х917 |
А2 | 420х594 | В2 | 500х707 | С2 | 458х648 |
A3 | 297х420 | вз | 353х500 | СЗ | 324х458 |
А4 | 210х297 | В4 | 250х353 | С4 | 229х324 |
А5 | 148х210 | В5 | 176х250 | С5 | 162х229 |
А6 | 105х148 | В6 | 125х176 | С6 | 114х162 |
А7 | 74х105 | В7 | 88х125 | С7 | 81х114 |
А8 | 52х74 | В8 | 62х88 | С8 | 57х81 |
А9 | 37х52 | В9 | 44х62 | С9 | 40х57 |
А10 | 26х37 | В10 | 31х44 | ею | 28х40 |
получен делением пополам большей стороны листа предыдущего формата (2АО и 4АО — умножением на 2 меньшей стороны предыдущего листа меньшего формата). Формат Вn является средним геометрическим между форматами Аn и Аn+1, а Сn — средним геометрическим между форматами Аn и Вn , где n — номер формата.
1.1.4.2. Страница издания
Страница — это одна из сторон книжного листа, на которой размещены полоса набора и поля. Две смежные страницы образуют разворот.
Пропорцией страницы называется соотношение ширины и высоты.
Страница состоит из полосы набора и полей.
Полоса набора — область страницы, в которой располагаются текст, таблицы, иллюстрации, концевые и спусковые пробелы.
Поле — это расстояние от границ страницы (от границ обрезного формата страницы) до границ полосы набора. Различают четыре поля: верхнее (головка), нижнее (хвост), левое, правое. Последние два называются: внутреннее (корешковое) и внешнее (передок), в зависимости от того, на какой странице (правой или левой) они находятся.
Страницы бывают нумерованные, т. е. входящие в общую пагинацию издания, и ненумерованные, т. е. не входящие в общую пагинацию. Кроме того, выделяют страницы начальные, спусковые, рядовые, концевые и титульные в зависимости от того, какая полоса на ней находится (см. ниже).
Типы полос. Полосы бывают:
а) спусковые — текст начинается не с верха полосы, а со спуска (спускового пробела), они обозначают начало произведения или подраздела произведения;
б) концевые — полосы с концевым пробелом, т. е. текст не доходит в них до нижней границы полосы; они обозначают конец произведения или его части;
в) рядовые текстовые — не содержат ни спускового, ни концевого пробела, полностью заняты текстом;
г) начальные — текст может начинаться как со спуска, так и с верха полосы, но, поскольку с этих страниц начинаются произведения или подразделы произведения, предыдущая полоса обязательно должна быть концевой или титульной (см. ниже примечание);
д) иллюстрационные — полосы, целиком занятые одной или несколькими иллюстрациями и подписями — пояснениями к ним (подписей может не быть);
е) смешанные — полосы, содержащие и текст, и иллюстрации;
ж) титульные — полосы, на которых размещаются авантитул, контртитул, титул, оборот титула.
Примечание. Для верстальщика шмуцтитул и оборот щмуцтитула можно приравнять к титульным полосам.
Формат полосы набора. Формат полосы набора зависит в первую очередь от формата издания (обрезного формата), а также от гигиенических требований, объема и оформления издания.
Можно сказать, что полоса набора может быть любой в пределах обрезного формата, т. е. она даже может равняться обрезному формату, но тогда издание, даже если типография сможет качественно выполнить такой заказ, будет неудобочитаемо. Поэтому основной текст обязательно должен набираться с некоторыми полями. Минимальные размеры полей определяются ОСТами и гигиеническими требованиями, в зависимости от типов изданий. Лишь иллюстрации и некоторые вспомогательные тексты могут заверстываться и печататься под обрез.
СанПиН 1.1.1253-03 устанавливает минимальный размер корешкового поля для книжных изданий для взрослых не менее 13 мм при бесшвейном скреплении и 10 мм при скреплении шитьем нитками. Аналогично в изданиях книжных и журнальных для детей и подростков (СанПиН 2.4.7.960-00) и учебных для общего и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.7.702-98), но в них также определено, что остальные поля должны быть не менее 10 мм.
Во многих случаях, помимо требований ОСТов, размеры полей, так же как и обрезной формат, устанавливает типография. Если нет никаких указаний, то выбор полей следует осуществлять по схеме, описанной в п. 1.6.2.
Необходимо отметить, что выбор корешкового и внешнего полей, кроме всего прочего, зависит от кегля, в некоторых случаях еще и от ширины шрифта основного текста, так как в ОСТах и СанПиНах есть ограничения на минимальную и максимальную длины строк, т. е. ширину полосы набора. Следует помнить, что ОСТы не регламентируют максимальное количество строк на полосе, и выбор высоты полосы набора ложится целиком на разработчика макета издания.
В табл. 1.1.5 приведены форматы полосы набора книжных изданий, а в табл. 1.1.6 — журнальных изданий. Эти форматы были регламентированы в ОСТ 29.62—86, который на данный момент не действует, но данные таблицы могут помочь при выборе формата полосы набора, если нет никаких других указаний.
Таблица 1.1.5
Форматы полосы набора для основных форматов книжных изданий
Формат бумаги, см | Формат полосы набора, кв., при доле листа | ||
1/32 | 1/16 | 1/8 | |
Первый вариант оформления | |||
60х84 | 41/2х61/2 | 63/4х93/4 | 93/4х14 |
60х90 | 43/4x61/2 | 63/4х101/2 | 101/2х141/4 |
70х90 | 43/4X7Э/4 | 8х10'/4 | — |
75х90 | 43/4x81/2 | 83/4хl01/4 | — |
70х100 | 51/4X73/4 | 8х111/2 | 12х17 |
70х108 | 6х73/4 | 8х121/2 | 13х17 |
84х108 | 6x93/4 | 93/4х121/2 | 13х203/4 |
Второй вариант оформления | |||
60х84 | 41/4х61/4 | 61/2х91/2 | 91/2х133/4 |
60х90 | 41/2х61/4 | 6'/2xl0l/4 | 10'/4х14 |
70х90 | 4'/2х71/2 | 73/4xl0* | — |
75х90 | 4'/2х8'/4 | 81/2xl0 | — |
70х100 | 5х7'/2 | 73/4xlll/2* | 113/4х163/4 |
70х108 | 53/4х71/2 | 73/4хl21/4* | 123/4х163/4 |
84х108 | 53/4х91/2** | 9'/2хl2l/4 | 123/4х201/2 |
Третий вариант оформления | |||
60х84 | 4х6 | 61/4х91/4 | 91/4xl31/2 |
60х90 | 4'/4х6 | 61/4х10 | 10x133/4 |
70х90 | 4l/4x71/4 | 7l/2x93/4* | — |
75х90 | 4'/4х8 | 81/4x93/4 | — |
70х100 | 43/4x71/4 | 7'/2хll* | ll'/2x161/2 |
70х108 | 5'/2х7'/4 | 7'/2х12* | 121/2х161/2 |
84х108 | 5'/2х9'/4 | 9'/4х12 | 12'/2x20'/4 |
Примечание. В форматах, помеченных одной звёздочкой, формат набора на строкоотливных машинах не выше 7 кв., а в формате, помеченном двумя звёздочками, формат набора для изданий, предназначенных для бесшвейного скрепления, не выше 51/4 кв.
Таблица 1.1.6
Форматы полосы набора для основных форматов журнальных изданий
Формат издания | Вариант оформления | |
I | ii | |
84х108/32 | 6х93/4 | 53/4х91/2 |
60х90/16 | 63/4х101/2 | 61/2х101/4 |
70х100/16 | 8х113/4 | 73/4х111/2* |
70х108/16 | 8х123/4 | 73/4хl21/2* |
84х108/16 | 10х13 | 93/4х123/4 |
60х84/8 | 10х141/2 | 93/4хl41/4 |
60х90/8 | 103/4х141/4 | 10'/2хl4 |
70х108/8 | 131/4х171/4 | 13х17 |
Примечание. * При строкоотливном наборе ширина 7 кв. или набор 2 колонки.
Колонки. Часть полосы, которая состоит из строк текста одного формата, образующих вертикальный ряд, называется колонкой или столбцом. Колонки разделяются средником (пробелом), в котором может находиться линейка, подчеркивающая деление полосы на колонки. Полоса может быть одноколонной, двухколонной и многоколонной.
Колонтитул и колонцифра. Колонтитулом называется отдельно выделенная строка (иногда 2—3 строки), определяющая или указывающая:
а) краткое содержание страницы (в словарях);
б) название главы, раздела (в моноизданиях), к которым относится страница;
в) имя автора и название произведения (в сборниках);
г) другую информацию о книге.
Колонтитул входит в полосу набора и располагается обычно вверху нее, реже сбоку или снизу. Часто отделяется от основного текста линейкой. На спусковых и иллюстрационных (кроме научно-технической литературы) полосах колонтитул снимается.
Колонтитулы могут быть как одинаковыми (одноступенчатыми), так и разными (двухступенчатыми) на правой и левой полосах, а кроме того:
а) постоянные (мертвые) — не меняются на протяжении всего издания;
б) переменные — меняются со сменой рубрики, произведения;
в) скользящие — меняются от страницы к странице (обычно применяются в словарях и энциклопедиях).
Колонцифрой называется порядковый номер страницы, Она может быть размещена в колонтитуле или в любом месте на полях страницы, чаще всего в нижнем поле; в последнем случае она не входит в полосу набора. На концевых полосах колонцифра снимается.
Обычно колонцифры набираются арабскими цифрами, реже римскими, еще реже словами. Иногда применяют раздельную пагинацию: первые полосы, на которых размещаются титулы и вводная (вспомогательная) часть (содержание, предисловие, введение и т. д.), нумеруют римскими цифрами, а дальше — арабскими, причем вторая нумерация также начинается с единицы.
Все издания (за исключением листовок и подобных им) обязательно нумеруются колонцифрами, колонтитул же рекомендуется (повышает информативность оформления книги), но не обязателен.
Следует сказать, что колонцифра и колонтитул могут существовать отдельно друг от друга, например колонтитул вверху полосы набора, колонцифра внизу страницы.
Выключкатекста по высоте полосы набора. Одно из главных технических правил набора текста — все рядовые текстовые и смешанные полосы должны быть по вертикали набраны на весь формат полосы набора. В Corel Ventura есть механизм, позволяющий за счет увеличения интерлиньяжа и отбивок в указанных пользователем пределах автоматически «растягивать» текст по вертикали (см. п. 2.3.2.3). В результате этого на разных страницах одного листа интерлиньяж основного текста может различаться. Такая верстка называется неприводной.
Приводной называется верстка, при которой строки основного текста и поля на обеих сторонах книжного листа строго совпадают, если смотреть на просвет. Когда встречаются заголовки, сноски, таблицы, иллюстрации или текст другого кегля, чем у основного, то строки выравниваются за счет отбивок или другими методами (более подробно см. п. 3.5.1).
Чтобы понять необходимость приводной верстки (приводки), достаточно взять книгу, отпечатанную на бумаге низкого качества, — на странице проступают серыми линиями строки полосы, находящейся на другой стороне книжного листа. Если эти линии совпадают со строками открытой страницы, то читатель их не замечает. В обратном же случае их видно, и поэтому снижается контрастность страницы — бумага приобретает темно-серый оттенок. А в некоторых случаях проступающий текст другой страницы листа просто мешает чтению.
По техническим правилам набора текста приводка обязательна, но, к сожалению, на практике далеко не всегда получается — даже если макет сверстан в соответствии с этим требованием, типография часто не справляется с приводной печатью: полосы на листе плохо совмещены, и совпадения нет. Кроме того, следует учитывать, что приводная верстка значительно сложнее и оставляет меньше свободы, в результате чего оформление книги может пострадать даже больше, чем при неприводной верстке.
Пример:
На полосе два немых заголовка с отбивками, равными одной строке; текст такой, что невозможно ни выгнать, не вогнать одну строку, а требуется разогнать текст на странице на одну строку, чтобы полоса стала полной. Приходится увеличивать отбивку одного из немых заголовков до двух строк, что противоречит принципу единообразия (см. п. 3.3.1.3). Есть еще два варианта: либо переверстать одну или несколько полос до этой страницы, либо увеличить интерлиньяж на этой и следующей страницах этого листа. Но далеко не всегда можно так сделать.
Если же на этой полосе нет заголовков, то вообще приходится отказаться от приводности на этом листе книги. Но таких страниц в книге может быть много. В этом случае разумным выходом будет полный отказ от приводки во всем издании.
Если выбрать разумные параметры автоматической выключки по вертикали, то неприводная верстка лучше отвечает требованию единообразия.
В примере, описанном выше, получится следующее. Отбивки у обоих немых заголовков увеличиваются на 1 п. Остается 10 п., если интерлиньяж основного текста равен 12 п. Допустим, на полосе 40 строк основного текста (помимо двух строк на отбивки). Тогда интерлиньяж каждой строки увеличивается на 0,3 п. На соседней полосе разворота параметры текста не изменялись, и тогда разницу в значениях читатель не заметит, если не брать в расчет, что строки другой страницы листа могут проступать на текущей странице.
Кроме того, неприводная верстка позволяет меньше использовать пробелы и трекинг для вгонки/разгонки текста, что несомненно улучшает удобочитаемость текста.
Итак, подводя итоги, следует сказать, что приводная верстка необходима, если издание печатается на бумаге низкого качества, за исключением тех случаев, когда приводка невозможна или бесполезна из-за сложности текста. В изданиях высокого качества, например в журналах, отпечатанных на плотной, мелованной бумаге, соблюдение приводности строк вообще бессмысленно и может только навредить.
1.1.5. Объем издания
Объем издания — количественная характеристика издания в листах, страницах, столбцах. В процессе подготовки оригинал-макета к печати важны следующие единицы измерения объема издания: авторский лист, страница, учетно-издательский лист, печатный лист, условный печатный лист.
1.1.5.1. Авторский лист
Авторский лист (а. л.; авт. л.) — основная единица измерения объема материала, представленного автором. Строго говоря, авторский лист не является количественной характеристикой издания, так как авторский текст пусть и основная, но лишь часть издания. Единица измерения объема издания в знаках — учетно-издательский лист (см. ниже), авторский же лист в процессе издательской подготовки текста служит лишь для приблизительной оценки объема издания при выборе формата и оформления издания.
Один авторский лист текста — это 40 000 печатных знаков. Для определения объема в авторских листах под печатным знаком понимают все буквы, цифры, знаки препинания, пробелы между словами, и все неполные строки считаются как полные. Также одним авторским листом считается 700 строк стихотворного текста (отбивка между строфами также считается строкой) или 3000 см2 площади отпечатанных в издании (т. е. смасштабированных) иллюстраций.
Прозаический текст. Объём в авторских листах принято считать по авторскому оригиналу. Большинство издательских работников совершают ошибку, доверяясь подсчету объема в знаках текстового редактора. Microsoft Word версий 6.0 и 95 не учитывает пробелы между словами, для этого требуется к количеству знаков прибавить количество слов. Более высокие версии считают вместе с пробелами, но любая из версий Microsoft Word не считает неполные строки за полные. В результате объем, подсчитанный в Microsoft Word, может быть на 5—30% (в среднем 10—20%) меньше реального объема. Поэтому для получения примерного объема следует число знаков, полученных в Microsoft Word, умножить на некоторый коэффициент, который зависит от количества неполных строк и таблиц. Например, при подсчете объема философских трудов И. Ильина можно считать, что коэффициент равен 1,1 (10%), а романа Г. Бёля
«Дом без хозяина» — 1,2 (20%).
Алгоритм наиболее точного способа подсчета объема в авторских листах следующий.
1. Считается количество знаков в средней полной строке, которая обычно определяется визуально, по размеру пробелов и количеству знаков препинания, но лучше для этого подсчитать количество знаков в 10—20 различных строках и взять среднее арифметическое. Подсчитать количество знаков в строке достаточно просто в Microsoft Word — для этого необходимо выделить строку и вызвать диалог Статистика из менюСервис.
2. Считается количество строк на полной полосе. Это также можно сделать средствами Microsoft Word.
3. Вычисляется количество знаков на странице (количество знаков в средней строке умножается на количество строк).
4. Количество знаков на странице умножается на количество страниц и делится на 40 000.
В авторском оригинале текст может быть набран на разных страницах по-разному (отличаются кегль, интерлиньяж, поля страницы и т. д.), и, соответственно, на разных страницах может быть разное количество строк. Поэтому:
1) не рекомендуется считать объем по распечатке (бумаге);
2) рекомендуется перед подсчетом привести весь текст, включая сноски, к одинаковому оформлению (шрифт, интерлиньяж, формат полосы набора). У таблиц форматирование лучше не менять;
3) следует убрать лишние отбивки (в данном случае — пустые абзацы, т. е. абзацы без текста), оставив только те, которые рекомендовано оставлять в п. 3.1.3.
Стихотворный текст. Стихотворный текст проще всего считать средствами Microsoft Word, так как в диалоговом окнеСтатистика показывается количество строк. Перед подсчетом следует убрать лишние отбивки. Если строфы набраны через обрывы строк и между ними нет пустого абзаца, то удаляются все отбивки и к количеству строк прибавляется количество абзацев.
Иллюстрации. Подсчет количества иллюстраций в авторских листах — достаточно трудоемкая задача. Как говорилось выше, для того чтобы подсчитать объем, необходимо подсчитать площадь, занимаемую заверстанными, т. е. смасштабированными, иллюстрациями в издании. Есть два пути вычисления общей площади иллюстраций.
1. Перемножить высоту и ширину каждой иллюстрации, а затем суммировать полученные значения.
2. Подсчитать количество полос, занимаемых иллюстрациями, вычислить площадь каждой полосы и перемножить эти значения.
При большом количестве иллюстраций в издании второй способ удобен только в том случае, если основная масса иллюстраций — полосные или их ширина равняется ширине полосы набора. Если же много оборочных иллюстраций, то предпочтительнее и проще первый способ. Оба эти способа можно также комбинировать.
Подписи к иллюстрациям считаются как текст — по количеству знаков.
1.1.5.2. Учетно-издательский лист
Как и авторский лист, один учетно-издательский лист (уч.-изд. л.) — это 40 000 знаков, или 700 строк стихотворного текста, или 3000 см2 иллюстраций, но отличается тем, что кроме основного (авторского) текста учитываются также все тексты и иллюстрации, которые не являются авторскими, например: выходные сведения, предисловие от издательства, колонцифры и колонтитулы, графическое оформление и т. д.
Подсчитывать объем в учетно-издательских листах несколько сложнее, чем в авторских, но принцип подсчета примерно такой же, не следует лишь забывать про колонтитулы, колонцифры, заставки, концовки и т. д.
1.1.5.3. Страница
Объем в страницах определяется по последнему номеру в пагинации. Под пагинацией понимается нумерация страниц или столбцов (колонок) в издании. Но она может быть раздельной, и тогда при определении объема издания учитываются все пагинации. При подсчете объема издания в страницах учитываются все страницы, включая титульные листы и страницы в конце издания с выпускными данными и рекламой.
1.1.5.4. Печатный лист
Печатный лист (печ. л.) — это единица измерения объема издания, равная площади одной стороны бумажного листа стандартного формата, или, более наглядно, один печатный лист (один физический печатный лист) — это количество страниц, деленное на долю бумажного листа. Например, при формате 70х100/16 в печатном листе 16 с., соответственно, 480 с. этого формата равняется 480 : 16 = 30,0 печ. л.
Емкость печатного листа (число знаков в одном листе) определяется делением объема издания в учётно-издательских листах на объем в печатных листах.
1.1.5.5. Условный печатный лист
Для подсчета себестоимости издания, а также в ряде других случаев используют условный печатный лист (усл. печ. л.), который равен одному печатному листу формата 60х90 или площади в 5400 см2. Чтобы узнать объем в усл. печ. л. изданий другого формата, используют переводные коэффициенты, получаемые по следующей формуле:
Ширина листа х Длина листа
K=
Например, формат 84х108:
Объем в усл. печ. л. равен произведению количества печ. л. на коэффициент. В табл. 1.1.7 приведены переводные коэффициенты для основных форматов бумажного листа.
Пример:
Формат книги — 84х108/32; объём — 448 с.
усл. печ. л.
Таблица 1.1.7