Лабораторная работа №1 и 2
Цель работы – знакомство с операционной системой Windows и текстовым редактором MS Word.
Задание 1.
Запустите текстовый редактор Word, создайте два текстовых документа и сохраните их на диске С;
Используя программу Проводник
а) создайте на диске С: две папки, в каждую из которых поместите по одному документу, созданному в пункте 1;
б) поменяйте местами документы в папках, затем скопируйте из одной папки, содержащийся в ней документ, в другую;
в) переименуйте одну из папок;
г) удалите одну из папок, затем восстановите ее;
д) найдите один из файлов в созданных папках с помощью команды Поиск Главного меню;
е) создайте ярлык к одной из папок и какому-либо документу в ней, затем поместите их на Рабочий стол;
ж) удалите ранее созданные папки, документы и ярлыки.
Задание 2
Создать документ Word, содержащий таблицу указанного ниже вида, причем, в правом ее столбце следует поместить расширения файлов, программа-создатель которых указана слева в соответствующей строке.
Программа-создатель | Расширение |
Word | |
Excel | |
Access | |
Paint | |
Исполняемые файлы |
Фрагмент любого текста (10-15 строк), с проверкой орфографией, межстрочный интервал в котором двойной, если последняя цифра учебного шифра четная, иначе – полуторный, размер шрифта в тексте больше последней цифры шифра на девять. В фрагменте подходящие слова выделить подчеркиванием или курсивом.
Рисунок согласно варианту, приведенному ниже (выбор варианта – по последней цифре шифра, выбор файла в соответствующем варианте произвольный, можно воспользоваться поиском файлов с расширением .bmp).
Вариант 0.
Поместить рисунок из библиотеки ClipArt, обтекаемый текстом справа.
Вариант 1.
Поместить в текст рисунок из файла, обтекаемый текстом справа.
Вариант 2.
Поместить в текст рисунок из библиотеки ClipArt, обтекаемый текстом слева.
Вариант 3.
Поместить в текст рисунок из файла, обтекаемый текстом слева.
Вариант 4.
Поместить в текст рисунок из библиотеки ClipArt, обтекаемый текстом вокруг.
Вариант 5.
Поместить в текст рисунок из файла, обтекаемый текстом вокруг.
Вариант 6.
Поместить в текст рисунок из библиотеки ClipArt, обтекаемый текстом слева.
Вариант 7.
Поместить в текст рисунок из файла, обтекаемый текстом справа.
Вариант 8.
Поместить в текст рисунок из библиотеки ClipArt, обтекаемый текстом вокруг.
Вариант 9.
Поместить в текст рисунок из файла, обтекаемый текстом справа.
Формулу, выбранную согласно указанному ниже варианту, по предпоследней цифре шифра, набрать используя редактор формул.
Вариант 0.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Лабораторная работа №3
Цель работы – использование мастера диаграмм в электронной таблице Excel для построения графиков функций, работа с электронной таблицей как с базой данных, сортировка и фильтрация данных.
Задание 1.
Выберите функцию, диапазон и шаг изменения ее аргумента из помещенной ниже таблицы, согласно варианту, совпадающему с предпоследней цифрой учебного шифра.
Используя мастер диаграмм, постройте график функции, укажите название графика и осей, установите маркеры на графике и внедрите его в документ Word.
Вариант | Функция | Диапазон изменения х | Шаг |
у=х2+1 | [-3;3] | 0,5 | |
у=х3-1 | [-4;4] | 0,5 | |
у=2х | [-2;2] | 0,25 | |
У=(1/2)х | [-4;4] | ||
у=ln x | [0,5;10] | 0,5 | |
Y=log10 x | [0,5;9,5] | ||
y=x1/2 | [0,1;1,8] | 0,1 | |
y=x-1/2 | [0,5;4] | 0,25 | |
y=4/x | [1;5] | 0,5 | |
y=x-3 | [-6;-2] |
Задание 2.
Заполните электронную таблицу, как указано ниже. Область таблицы А2:F12 можно рассматривать как базу данных.
Осуществите сортировку данных в таблице в порядке убывания количества спутников; в алфавитном порядке названий планет.
Осуществите поиск информации в базе данных по различным критериям с помощью функции Автофильтр согласно варианту, выбранному по последней цифре шифра. Исходную таблицу и результаты выборки сохраните в разных файлах.
А | В | С | D | E | F | ||
Планеты солнечной системы | |||||||
Планета | Период | Расстоя- ние | Диаметр | Масса | Спут ники | ||
Солнце | |||||||
Меркурий | 0,241 | 4,9 | 0,32 | ||||
Венера | 0,615 | 12,1 | 4,86 | ||||
Земля | 12,8 | ||||||
Марс | 1,881 | 6,8 | 0,61 | ||||
Юпитер | 11,86 | 142,6 | 1906,98 | ||||
Сатурн | 29,46 | 120,2 | 570,9 | ||||
Уран | 84,01 | 87,24 | |||||
Нептун | 164,8 | 50,2 | 103,38 | ||||
Плутон | 247,7 | 2,8 | 0,1 | ||||
Единицы измерения, используемые в таблице:
Период обращения по орбите – в земных годах;
Среднее расстояние от солнца – млн. км;
Экваториальный диаметр – тыс. км;
Масса – 1024 кг.
Вариант 0.
Найти планеты, начинающиеся на букву С или Ю с массой менее 600·1024 кг.
Вариант 1.
Найти планеты, имеющие период обращения более 2 земных лет и экваториальный диаметр менее 50 тыс. км.
Вариант 2.
Найти планеты, находящиеся от Солнца на расстоянии более 1000 млн. км и имеющие 1 спутник.
Вариант 3.
Найти планеты, начинающиеся на букву С или В с массой более 500·1024 кг.
Вариант 4.
Найти планеты, имеющие период обращения более 10 земных лет и экваториальный диаметр более 100 тыс. км.
Вариант 5.
Найти планеты, находящиеся от Солнца на расстоянии более 2000 млн. км и имеющие более одного спутника.
Вариант 6.
Найти планеты, начинающиеся на букву М или Ю и имеющие спутники.
Вариант 7.
Найти планеты, имеющие период обращения менее 20 земных лет и массу более 3·1024 кг.
Вариант 8.
Найти планеты, находящиеся от Солнца а расстоянии менее 200 млн. км и имеющие спутники.
Вариант 9.
Найти планеты, имеющие период обращения более 100 земных лет и диаметр менее 40 тыс. км.
Лабораторная работа №4
Цель работы – исследование World Wide Web с помощью Internet Explorer, поиск информации в сети Internet, использование электронной почты.
Задание 1.
Укажите обозревателю Internet Explorer адрес какого-либо сайта (например, www.msu.ru) и
Используя ссылки, а также команды меню обозревателя, осуществите навигацию по Web-страницам сайта.
Выделите на Web-странице некоторый фрагмент и скопируйте его в документ Word.
Скопируйте выбранный рисунок в документ Wоrd.
Откройте новое окно с текущей Web-страницей, а также новое окно Web-страницы, используя ее ссылку.
Сохраните элементы Web-страницы (текст, рисунок, фон) в файл.
С помощью встроенной справки найдите информацию о том, как настроить и использовать начальную (домашнюю) страницу обозревателя, появляющуюся при его запуске.
Используя сведения предыдущего пункта, настройте начальную страницу на выбранную Web-страницу.
Сохраните ссылку на Web-страницу как непосредственно в папке Избранное, так и в новой, созданной в ней, папке.
Повторите пункт 8 еще раз для одной Web-страницы, поместив ее в другую новую папку, затем поменяйте ссылки на Web-страницы в этих папках местами.
Настройте обозреватель так, чтобы он не получал звук и видео.
Увеличить объем информации, видимый в окне обозревателя (уменьшить шрифты, распахнуть окно на весь экран).
Подстроить кодировку обозревателя (Windows КОИ8-R).
Задание 2.
Осуществить поиск интересующей информации, используя, например, поисковую машину Rambler – www.rambler.ru.
Используйте для уточнения запроса стандартные приемы и специальные средства, специфичные для каждой поисковой машины.
Задание 3.
Создайте бесплатный почтовый ящик, например на сервере MAIL.RU.
Используя Outlook Express пошлите себе письмо по адресу, указанному в пункте 1.
Выполните снова пункт 2, но вложите в письмо файл, например, содержащий картинку.
Получите корреспонденцию, например, на сервере MAIL.RU.
Создайте новую папку, вложенную в папку Outlook Express, и перенесите в неё все отправленные письма.
Раздел программы "Самостоятельная работа" предполагает выполнение четырёх задач, в каждой из которых 10 вариантов. Эти задачи выполняются с использование электронной таблицы Excel и СУБД Access.
Вариант первой задачи выбирается по последней, второй – по предпоследней цифре учебного шифра, третьей - согласно младшему разряду суммы двух последних цифр учебного шифра, четвёртой - согласно модулю разности этих цифр.
Задача 1.
Используя электронную таблицу Excеl вычислить согласно своему варианту для всех х на заданном интервале, с указанным шагом значения функций y, z ,f. Защитить в таблице всю информацию, кроме величины шага.
Вариант 0.
Диапазон изменения х – [1.1-2.0]; шаг Δх =0,2;
Вариант 1.
Диапазон изменения х – [1,2-2,1]; шаг Δх=0,1;
Вариант 2.
Диапазон изменения х – [1,3-2,3]; шаг Δх=0,18;
Вариант 3.
Диапазон изменения х – [1,4-2,3]; шаг Δх=0,7;
Вариант 4.
Диапазон изменения х – [1,3-2,4]; шаг Δх=0,14;
Вариант 5.
Диапазон изменения х – [1,5-2,5]; шаг Δх=0,15;
Вариант 6.
Диапазон изменения х – [1,7-2,6]; шаг Δх=0,13;
Вариант 7.
Диапазон изменения х – [1,8-2,7]; шаг Δх=0,14;
Вариант 8.
Диапазон изменения х – [1,9-2,3]; шаг Δх=0,12;
Вариант 9.
Диапазон изменения х – [2,0-2,9]; шаг Δх=0,11;