ИСЛАМЕЙ». Восточная фантазия для фортепиано
Одна из вершин фортепианного творчества и творчества Балакирева в целом. Созд. в период расцвета композиторской деятельности (1869). Произведение очень характерное для стиля Балакирева: во-первых, как свидетельство интереса к востоку, во-вторых – как образец преломления творческих методов и лучших традиций западноевропейского романтизма.
Пьеса написана на две подлинных восточных темы: 1-я – мужская кабардинская пляска «Исламей» (по ней названа пьеса), 2-я – крымско-татарская женская лирическая песня.
Темы ярко контрастны по нескольким признакам. Первая имеет облик инструментального наигрыша, по звучанию напоминает игру на кавказском струнном инструменте (см. особенно тт. 16 и далее). Тема – упругая, стремительная, с четким ритмом, с мелодическим вращением, которое настойчиво упирается в звук «фа». Балакирев трактует этот звук как терцию, отсюда – тональность ре-бемоль мажор, но в теме есть черты ладовой переменности (например, фригийского фа минора). Вторая тема в медленном темпе, свободная, прихотливая по мелодике и ритмике, типично вокальная; ее звучание напоминает пение с инструментальным сопровождением. Она обаятельна, женственна – в отличие от первой темы, неистово темпераментной, ярко мужской. Вторая тема записана в размере 6/8, но ее неквадратность, несимметричность, синкопы выдают изначальную метроритмическую свободу. Тема строится как последование попевок, свободно вариантных по отношению друг к другу. Здесь тоже есть ладовая переменность (ре мажор – си минор).
Интересно, что темы сходны по структуре:
а а1 b b1 (первая) и а а1 b b1 c c1 (вторая).
Такая структура коренится в народной музыке, это так называемая двойная (парная) и тройная периодичность. Но первая тема – симметричная, квадратная:
2+2+2+2
Вторая тема гибче, сложнее по структуре:
1+2; 2+2; 1+2+2+2
Очень интересна форма пьесы, восходящая к свободным поэмным одночастным композициям Шопена и Листа. Ее следует определить как смешанную, сочетающую принципы двойных вариаций, трехчастности и сонатности.
Двойные вариации – того же типа, что и в «Камаринской» Глинки. Расположение вариаций групповое, а не попеременное. Наблюдается замечательное разнообразие типов варьирования: орнаментальное, фактурное, гармоническое, полифоническое. Вторая тема сильно преобразуется в жанровом отношении: из певучей, лирической она превращается в огненную и стремительную, приобретает танцевальность, то есть сближается с первой.
СХЕМА ФОРМЫ
А // В А+В кода
Des D …Des
Осн. тема trio+ разработка+общая
поб.п. реприза (динамизированная)
Обе темы вначале излагаются по отдельности, очень полно и законченно, затем темп событий и характер развития ускоряются и активизируются. Вторая тема в преобразованном виде звучит на предыкте перед репризой – тт. 183 и далее. Побочная тема в репризе имеет ремарку «Живо, темп трепака». Кажущаяся импровизационность и спонтанность развертывания пьесы при подробном рассмотрении обнаруживает строгость, четкость: известно, что Балакирев сочинял медленно и обдуманно.
Пьеса очень естественно допускает программное истолкование (предложите сами вариант программы). Здесь вновь напрашиваются аналогии с балладами Шопена, симфоническими поэмами Листа.
«Исламей» обнаруживает замечательное разнообразие видов фортепианной техники, в основном крупной: аккорды, октавы, а также двойные ноты, репетиции, переброска рук, пассажи. Ее очень любил давать своим ученикам Ф. Лист – вероятно, во многом по той причине, что пьеса напоминала ему его собственные сочинения. Известно также, что Лист искренне симпатизировал русской композиторской школе.
Желающие могут прочесть разбор формы в «Строении музыкальных произведений» Л. Мазеля (изд. 3-е. – М., 1986. С. 490-492).