Этапы развития научного знания
ТГП как наука.
Понятие научного знания.
Наука – высокоспециализированная деятельность, ориентированная на постоянный рост информации об окружающем мире и ее использовании с целью преобразования мира.
Признаки:
1. Главная цель научного познания – получение наиболее общих и достоверных знаний об окружающем мире. Наиболее общие знания означают, что эти знания объясняют все формы и виды исследуемого явления.
2. Для научного знания характерна установка на постоянный рост нового знания (ценность – научная новизна).
3. Научное знание – знание рациональное. Рациональное знание – знание, выраженное в теоретическом моделировании реальности при помощи понятий, эти понятия характеризуются однозначностью смысла и определенностью.
4. Научное знание всегда обусловлено существующей в научном обществе научной парадигмой. Научная парадигма (определение Томаса Куна) – образец решения научных задач. Определяет: предмет исследования, методы исследования, направления научного поиска. Организует научный процесс. Иное определение Томаса Куна – система теоретических, методологических и ценностных установок, принятых в качестве образца решения научных задач, и разделяемых всеми членами научного общества.
5. Научное знание представляет собой деятельность научных сообществ (школ). Научное сообщество создается научной парадигмой.
6. Требует особой подготовки субъектов. В ходе подготовки ученый: осваивает методы исследований, знакомится с принятыми стандартами изложении научного знания, знакомится с нормами профессиональной этики ученых.
7. Научное знание всегда осуществляется на основе сознательно избранных ученым научных методов. Метод (древнегреческий) – правильный путь.
8. Для науки характерен специфический язык, определенность и однозначность смыслового содержания.
Наука создает мысленную (теоретическую) модель объекта.
Научная теория – логически непротиворечивая система понятий, при помощи которых раскрывается сущность изучаемого объекта.
Признаки научной теории:
1. Обоснованность
2. Доказуемость
3. Логическая непротиворечивость
4. Систематизированность
Наука – определяемая научной парадигмой высокоспециализированная деятельность, целью которой является получение при помощи методов новых достоверных знаний о познаваемом объекте, удовлетворяющем существующим в научном сообществе критериям научности.
Этапы развития научного знания
Научное знание – исторически развивающееся явление. Есть два этапа развития (типы научной рациональности): классический и неклассический.
Классический тип – XVII-начало XX век.
Неклассический тип – начало XX-настоящее время.
Пять критериев:
1. Представление об объекте научного знания
2. Представление о познавательных возможностях субъекта
3. Специфика субъект-объектного познавательного отношения
4. Представление о методах познания
5. Представление о характере результатов научного познания.
Классическая наука:
1. Объект познания – простая статичная система (любой объект понимался как совокупность элементов).
a. Механизм – особенно характерен для этатизма. Объект доступен рациональному познанию.
b. Рациональность – сущностная основа мира, т.е. в основе мира лежит рациональность.
c. Детерминизм – познать объект = сформулировать закон. Детерминизм, его цель – найти в объекте причинно-следственные закономерности (если яблоко упало – объясни, почему оно упало).
Этатизм – юридический детерминизм. Норма права – причина, которая вызывает строго определенные последствия в виде правомерного поведения субъекта.
2. Познавательные возможности субъекта безграничны. Субъект может познать все при определенных условиях. Условия: если из процесса познания исключены все особенности личности ученого (гарантия объективности научного знания).
3. Познавательные отношения субъекта к объекту. Для достижения объективности знания субъект должен смотреть на объект со стороны, занять определенную дистанцию, позиция абсолютного наблюдателя. Это возможно и в социально-гуманитарном познании. Ученый в силу позиции абсолютного наблюдателя может познать объект таким, какой он есть (сфотографировать объект).
4. Методы познания. Существует универсальный научный метод, который одинаково эффективно можно использовать как в естественных науках, так и в социально-гуманитарных. Пример: методы механики Ньютона. С научной точки зрения это называется методологический монизм, монизм значит единый.
5. Характер результатов. Ученый может получить абсолютно точную картину объекта. Возможно достижение абсолютной истины, и она существует. Научная теория рассматривается как зеркальное отражение действительности. Главная особенность классического этапа – фундаментализм. Это объяснение многообразной социальной жизни только при помощи одного какого-либо фактора. Одномерные правовые концепции.
Неклассическая наука:
1. Объект познания рассматривается как сложная система, в которой можно выделить уровни организации системы, иерархически организованная система. Не причинно следственные, а вероятностные закономерности!
2. Познавательные возможности субъекта. Сложность объекта научного познания ограничивает возможности его исчерпывающего рационального познания. Всегда будет оставаться что-то непознанное. Классические представления о рациональности мира подвергаются критике. Неклассическая наука означает неустранимость субъективности из процессов познания.
3. Субъект-объектные познавательные отношения. Субъект отказывается от позиции абсолютного наблюдателя.
4. Методы познания. Осознание зависимости предмета, то есть знаний об объекте, от метода. Предмет и метод взаимоопределяют друг друга. Осознается зависимость научного познания от специфики языка, которым владеет субъект (лингвистическая революция, неопозитивизм).
5. Характер результатов познания. Отказ от уверенности получить абсолютно истинные знания. Интерпретация, возможно вероятностное знание. Вероятностное знание – знание относительно истинное, постоянно уточняющееся. Допускается относительная истинность нескольких различных теорий одного и того же объекта, т.к. в каждой из них может содержаться момент достоверного знания. В социально-гуманитарном знании происходит отказ от фундаментализма (отказ от стремления объяснить многообразие при помощи одного фактора). Интегративные правовые концепции. Методологический плюрализм! Установка на использование нескольких взаимодополняющих методов.