Российского централизованного государства
В XV – XVI вв. происходил интенсивный рост феодального землевладения и связанный с ним процесс поглощения феодалами крестьянской общины. В систему феодальной зависимости и эксплуатации вовлекались новые массы сельского населения. Основной формой феодального землевладения оставалась крупная княжеская, боярская и церковная вотчина. Положение крупных феодалов в ходе развития централизованного государства изменялось. Чтобы как-то сохранить свои привилегии, верхушка феодалов выдвинула принцип знатности происхождения, положенный в основу отношений между феодалами. В соответствии с местническим счетом все боярские и княжеские фамилии были расположены по ступеням иерархической лестницы.
Церковное землевладение пополнялось за счет захвата крестьянских земель, через куплю и пожалования со стороны князей и т.д.
Главную роль в Российском государстве стала играть новая группа феодалов – служивое дворянство, составлявшее важную социальную опору великокняжеской власти. В качестве вознаграждения за верную службу великому князю дворяне получали участки земли. Эти поместные земли не передавались по наследству, закреплялись за дворянами только на время их службы. Образование значительного слоя служилых дворян изменило само понятие «дворянин». Под дворянами теперь подразумевались не просто слуги княжеского двора, а все государевы служилые люди, вознаграждавшиеся за службу поместьями. Развитие этого феодального слоя имело большое значение для укрепления централизованного государства.
Рост феодального землевладения сопровождался усилением эксплуатации крестьян (так стали называть все сельское население). К нач. XVI в. уже четко выделяются три основные категории крестьян: владельческие, дворцовые и черносошные. Владельческие крестьяне вели свое хозяйство на надельной земле в системе феодальной вотчины – княжеской, боярской, монастырской, поместной. Черносошные крестьяне жили на «черных» землях, которые являлись собственностью государства. Они уплачивали государству подати и выполняли различные повинности. Дворцовые крестьяне находились во владении дворцового ведомства московских царей. Основными формами эксплуатации крестьян были барщина и натуральный оброк. В системе феодальной вотчины крестьяне должны были платить государственные дани и выполнять ряд повинностей. В кон. XV в. появилась новая форма холопства – кабальное. Должник брал на себя «служилую кабалу», то есть он обязан был отрабатывать своим трудом проценты долга. Освободиться он мог только после смерти хозяина.
Крестьяне в поисках лучшей жизни уходили с насиженных мест на «черные» земли или к другим феодалам, причем в разное время года, что дезорганизовывало феодальное хозяйство. По княжескому «судебнику» 1497 г. был установлен переход крестьян в один срок: неделя до Юрьева осеннего дня (26 ноября) и неделя после. Перед уходом крестьянин должен был заплатить за пользование двором «пожилое».
Политический строй единого Русского государства развивался в сторону централизации. Во главе государства стоял верховный феодальный собственник всей территории – великий князь, в руках которого сосредотачивались все нити управления (рис. 25). С переходом русских земель под главенство Москвы московские князья, начиная с Ивана III, стали титуловать себя государями всей Руси и царями, что говорило о росте могущества и усилении их авторитета (рис. 26). При Иване III были приняты особые знаки великокняжеского достоинства: шапка Мономаха, которая стала символом самодержавия, драгоценные оплечья-бармы и скипетр; государственным гербом стал двуглавый византийский орел. Обоснованием неограниченной власти великого князя была так называемая «теория третьего Рима», смысл которой заключался в признании великого князя московского наследником римских и византийских императоров.
При великом князе как постоянный совещательный орган функционировала Боярская дума. Это был высший государственный орган, который вместе с великим князем решал важнейшие дела государства (внутренние и внешние). Право на вхождение в состав Думы имели лишь представители крупнейших княжеских и боярских родов, которые получали от великого князя придворное звание «боярин», «окольничий», «думный дворянин», «думный дьяк». В разное время в нее входило от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Состав Думы постоянно менялся. Дума заседала в присутствии великого князя, а формулой решения были слова: «Великий князь указал, а бояре приговорили».
С кон. XV в. начали создаваться постоянные, центральные учреждения, получившие название приказов. Они ведали военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами. В нач. XVI в. в Российском государстве насчитывалось до 10 приказов. В основе приказной системы лежали принципы нераздельности судебной и административной власти.
Московское государство делилось на уезды. Центром уезда являлся город, которому были подвластны все окружающие его земли. Уезды делились на станы, а станы – на волости, а иногда и наоборот. Для управления в уездах назначались бояре – наместники, в волостях – волостями. Наместники занимались сбором податей и пошлин, а также чинили суд в пределах волости, прилегавшей к городу. Они же были начальниками над военными силами в уезде. Те же функции выполняли волостели в пределах своей волости. За службу наместники и волостели осуществляли в свою пользу различные поборы с населения, которые получили название «кормов». Такая форма управления приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков.
Важную роль в утверждении новой централизованной системы управления Российским государством сыграл «Судебник» 1497 г., который вводил на территории всего государства единые нормы судоустройства и судопроизводства.