Церковное строительство
Началась трудная работа по созданию болгарского клира, строительству христианских храмов, формированию корпуса богослужебной литературы.
Тем временем в христианском мире произошли важнейшие события, прямо отразившиеся и на судьбе Болгарии, жизни ее церкви. Славянские просветители святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий в начале 60-х гг. IX в. изобрели славянскую письменность, успешно перевели с греческого на славянский язык
основные богослужебные книги и стали проводить богослужения на славянском языке в Великой Моравии. Ими была воспитана целая плеяда талантливых учеников и последователей, которым довелось сыграть огромную роль в становлении болгарской церкви и подготовке первых болгарских священников.
Однако миссия славянских просветителей закончилась в Великой Моравии после смерти Кирилла (869) и Мефодия (885). По настоянию немецкого духовенства их ученики были изгнаны из страны. Часть их обрела приют в Болгарии: в 886 г. князь Борис с почетом встретил в болгарской столице Климента, Наума, Ангелария, а затем Константина. Наум начал проповедовать в Плиске, Климент — в Охриде. Эти города стали важнейшими центрами по подготовке священнослужителей Болгарии.
В 889 г. князь Борис ушел в монастырь, посчитав свою государственную миссию выполненной. Трон занял его старший сын Владимир-Расате. В течение почти пяти лет он пытался вернуть Болгарию к язычеству в его протоболгарском варианте, что вынудило Бориса покинуть монастырь и вновь заняться государственными делами. Владимир был отстранен от престола и ослеплен, а князем провозглашен Симеон, один из сыновей Бориса (893). Новый правитель Болгарии, высокообразованный человек, отдал много сил укреплению болгарской церкви. Его острейшим желанием стало утверждение в Болгарии патриархии. С именем Симеона связано строительство новых церквей. Просвещенный князь, более десяти лет обучавшийся в Византии, возглавил переводческую и книжную деятельность болгарских церковнослужителей.
В эпоху Первого Болгарского царства (681 — 1018) с греческого на славянский было переведено много текстов Ветхого и Нового Заветов и написаны оригинальные сочинения болгарских книжников на церковную тему.
Мечта князя Симеона об учреждении в Болгарии патриархии от Константинополя, однако, не сбылась. Лишь его сыну Петру (927—970), женатому на внучке византийского императора, удалось добиться признания за болгарской церковью достоинств патриархии. В правление Петра в стране возникло множество монастырей, появились монахи, отшельники и пустынножители. Наиболее заметной и впечатляющей фигурой этого времени является св. Иоанн Рильский, основавший в горах Риль-ского горного массива знаменитый монастырь.
Богомильское движение
В правление Петра, в сравнительно мирный период истории страны, в Болгарии поднялось мощное еретическое движение,
получившее название богомильского. В сущности, это было первое в Европе массовое еретическое движение, оказавшее сильное влияние на многие западноевропейские ереси позднейшего времени. Сказалось трудное социально-экономическое положение населения, резко ухудшившееся после непрерывных войн Симеона. Также сыграла свою роль молодость самой церковной организации. Миновало всего лишь несколько десятилетий после принятия христианства в Болгарии. В стране помнили и о языческих временах, и о старых религиозных течениях, проникавших в Болгарию с Востока, — манихействе и павликианстве, для которых был характерен крайний дуализм, т.е. признание бесконечной борьбы доброго и злого начал.
Во главе движения стал поп Богомил, давший имя всей ереси. Им была создана своя организация. Первую ее группу составляли близкие последователи Богомила — теоретики движения. Это были преимущественно духовные лица. Во вторую группу вошли сочувствующие новому учению. Сторонники еретиков появились как на селе, так и в городе. Критика богатства и восхваление бедности занимали центральное место в их проповедях. Православная церковь не могла принять развиваемого богомилами учения о происхождении вселенной и человека, а также об отношении к государственной системе. Особенно яростно нападали богомилы на представителей высшего клира — епископов и митрополитов.
Главным источником для изучения истории этого еретического движения в Болгарии является современное ему сочинение болгарского пресвитера Козьмы «Беседа против богомилов». Оно рисует живую панораму происходящих событий и позволяет представить их характер.
Козьма повествует, что богомилы считают все земное созданием дьявола. И не только земное, «небо, солнце, звезды, воздух, землю, человека, церковь, кресты и все Божье отдают дьяволу. И вообще все, что находится на земле — одушевленное и неодушевленное, называют дьявольским». Ругают богатых и старейшин, учат не подчиняться господам своим, ненавидят царя, укоряют боляр, думают, что те неугодны Богу, когда работают на царя. И каждому слуге приказывают не работать на своих господ. Козьма весьма удачно определяет истоки еретического движения в стране: богомильство, по его мнению, вызвала и испорченность нравов болгарской церкви. «Откуда, — вопрошает он, — приходят эти волки, злые псы — еретические учения? Не от лености ли и невежества паствы? Пастырей? Как будет проповедовать слово Божье невежда, не знающий закона, часто поставленный законодателем за мзду? Священники пьют, грабят, тайно совершают другие плохие дела, и нет никого, кто бы воспрепятствовал этим плохим делам. Нередко живут в лености».
Распространение богомильства весьма беспокоило не только церковную, но и светскую власть. Дважды обращался царь Петр за советами по поводу появившейся ереси к Константинопольскому патриарху Феофилакту. Гонения на еретиков начались сразу же после возникновения движения в 20-е гг. X в. Однако Православная церковь с трудом справлялась со своими духовными противниками. Притягательное для всех недовольных учение богомилов имело длительную судьбу — оно распространялось в Болгарии вплоть до XV в. Это еретическое движение мы встречаем далеко за пределами страны — в Византии, в Сербии и особенно в Боснии.