Проблемы этногенеза восточных славян

Освоение славянами территории Карпат и восточно-европейской равнины в бассейнах Днепра, Днестра, Западной Двины, междуречья Оки и Волги началось примерно в V - VI веках. Именно этот процесс дал начало этногенезу(зарождению этноса) и дальнейшему развитию восточных славян.

В византийских источниках восточнославянские племена фигурируют под именами венедов, склавинов, антов.

Основу хозяйственной деятельности восточных славян составляло земледелие в форме перелога (на юге) и в форме подсечно-огневой обработки - подсеки (на севере), где люди с большим трудом, сообща, отвоевывали у леса участки для пашен. Своеобразие такого способа взаимодействия с природой приводило к медленной, растянувшейся на века колонизации- хозяйственному освоению громадных территорий России. Важную роль в хозяйственной жизни славян играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, огородничество.

В рассматриваемый период восточные славяне вели свое хозяйство в рамках родовой общины (объединение кровных родственников, владевших общей собственностью и совместно ведущих хозяйство), которая в VII – IX вв. сменилась соседской (территориальной) общиной - «мир»или«вервь».В соседской общине помимо общинной была и индивидуальная собственность отдельной семьи. Появление индивидуальной собственности в пределах общины создавало условия для роста имущественного и социального неравенства.

Славяне, до принятия ими христианства в 988 году, были язычниками. К IX в. у них сложился развитый пантеон богов, верховным богом считался Перун – покровитель князя и дружины, бог грома и молнии.

В догосударственный период восточнославянский мир представлял собой совокупность больших племенных союзов. К этому времени славянское общество было довольно разнородным: вверху социальной лестницы были князья различных рангов, бояре, гости-купцы; внизу - общинники-земледельцы («люди»), «смерды»,а также многочисленная «челядь»(рабы).

Высшая власть у восточных славян принадлежала вече,т.е. племенному собранию мужчин. Во время различных военных мероприятий власть непосредственно в дружинах принадлежала князьям, и по мере развития общества эта власть приобретала все более значительную роль. Важную роль в принятии тех или иных властных решений играли старейшины родов.

Начало древнерусской государственности

Зарождение древнерусского государства обычно связывают с попыткой разрешения конфликта, возникшего в рамках межэтнического племенного союза словен ильменских, кривичей, чуди и мери. Для преодоления распрей они пригласили со стороны третейскую силу, которая могла бы взять на себя ряд управленческих функций. Согласно летописи, в 862 г. варяжский вождь Рюрик со своими братьями и дружиной, прибыл «из-за моря» и обосновался в районе Старой Ладоги, недалеко от Новгорода. С ним был заключен договор, по которому Рюрик должен был выполнять ряд функций военного и управленческого характера. Это летописное известие в XVIII веке легло в основу так называемой «норманской теории».Суть ее состоит в том, что генезис и становление древнерусского государства у восточных славян, якобы, были всецело связаны с деятельностью норманнских пришельцев.

В результате социально-экономического развития восточнославянского общества сложились предпосылки образования государства. Во второй половине IX в. территории славянских догосударственных общностей (племенных союзов) – древлян, северян, дреговичей, вятичей, кривичей и др. были объединены под властью князей наиболее сильного восточнославянского политического образования полян, и получило политико-географическое название Русь. Государство возникло в форме монархии, где власть принадлежала великому киевскому князю.

Важной характеристикой начального развития русской истории можно считать процесс интеграции славян и руссов.Славяно-русская общность прослеживается вплоть до середины X века. В этот период наблюдается ассимиляция(поглощение) руссов - растворение их в славянском мире. Уже в IX веке наблюдается языковое тождество полян (славян проживавших в районе Киева) и руссов. Название «русь» стало этнонимом нарождавшейся новой народности. Древнерусское государство рождалось не как результат завоевания и господства одного этноса над другим, а как сложная полиэтническая система, в которой каждый элемент, на основе принципа дополнения, играл важную структурообразующую роль в процессе становления восточнославянского государства.

Древняя Русь

В период княжения первых киевских князей Русь развивалась, боролась за объединение славянских племен и их земель. Укрепление древнерусской государственности было неразрывно связано с борьбой, которую вела Русь с хазарами и другими кочевыми племенами.

Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители устанавливали дипломатические отношения с соседними странами. Это было время, когда закладывались основы древнерусской государственности, развивались города, культура Древней Руси.

Первым древнерусским правителем был Олег (882 – 912).При нем был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья, создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершил поход в Константинополь и заключил с Византией мирный договор.

Князь Игорь (912 - 945) совершил несколько походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и Малую Азию. Кончил свои дни князь Игорь весьма трагично. Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян завершилась восстанием, во время которого Игорь был казнен.

После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня Ольга (945 - 964).Она ввела нормы сбора дани - уроки, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест сбора и хранения товаров. Ольга одной из первых на Руси приняла христианство. Впоследствии она была канонизирована Русской Православной церковью.

Ее сын Святослав (964 - 972)известен, прежде всего, как князь-воин. Большую часть жизни он провел в походах и битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города. Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах.

После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980 - 1015).При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники - наместники. Он боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным, проходил трудно и растянулся на многие века. С принятием христианства Русь вошла в число культурных государств. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы, идет активный процесс храмового строительства. В появившихся монастырях получает развитие летописание. Принятие христианства способствовало расцвету Древней Руси в середине Х века и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

Наши рекомендации