Традиции российской государственности
За многовековую историю в России сложилось немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность. Традиции — это исторически сложившиеся, укоренившиеся в обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т. д. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время.
С традициями неразрывно связан менталитет (мен-тальность) — исторически сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. Традиции могут быть прогрессивными и негативными. Прогрессивные традиции не только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами для настоящего и будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые без их учета, малоперспективны.
В России наиболее важные отечественные традиции — общинность, соборность, державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость, приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет) народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали противоречия, отчужденность между государством и человеком.
Общественное мнение справедливо считало государство политическим институтом, объединяющим в единое целое многонациональный народ России, обеспечивающим мир в стране. Причем Российское государство исторически возникло и развивалось как русское государство, национальным стержнем которого оыл русский народ. Именно русский народ, всегда объединявший многонациональные народы страны, был носителем традиции сильного, активно функционирующего государства. Именно русский народ традиционно играл в истории Российского государства великую роль ооъединяющего все народы, стаоилизирующего, укрепляющего государство фактора. Правда, по мнению Н. Бердяева, двумя полюсами русской жизни всегда были незрелость глухой провинции и гнилость государственного центра. Последняя особенно отчетливо проявилась в начале XX в. (распутинщина и др.). Понятно, что это бросало тень на традиции державности и подтачивало основы российской государственности.
Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию — патернализм. Он выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.
В Российском монархическом государстве восточно-деспотического типа уважительного отношения к праву и закону сложиться не могло, не было в нем и условий для утверждения демократической законности. И все же свежие ветры перемен доходили и до России. На рубеже XI X—XX столетий в общественном сознании набирала силу идея установления в России конституционно-демократического строя. Падение монархии в 1917 г. было предопределено и тем, что она сопротивлялась его введению. Следовательно, государственное строительство в России идет сегодня не на пустом месте. Потомки Петра 1 и дети большевиков в. очередной раз решают проблему реорганизации государственности и общественного уклада страны, и, видимо, процесс этот будет достаточно длительным и трудным. Непосредственным предшественником современной российской государственности является Советский Союз.
Билет 23
Происхождение права
Точки зрения ученых можно разделить на две группы в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о возникновении права и о его понятии.
Асинхронисты считают:
1. Право и государство являются различными социальными институтами, имеющими собственные закономерности происхождения и развития, хотя и связанные между собой при функционировании. Они рассматривают право как признанные субъектами взаимные права и обязанности, обеспеченные чьим-либо авторитетом (не обязательно государством, это может быть другой социальный институт – локальная группа охотников и собирателей, клановая община, вождество). Право, считают они, возникают вместе с возникновением человеческого общества, оно не нуждается в специальном аппарате обеспечения и принуждения. Поэтому можно говорить о родовом праве, семейном праве, примитивном праве, племенном праве и т.д.
2. Среди этой группы авторов есть те, кто считает, что право возникло не вместе с человеческим обществом, но раньше государства, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют правового регулирования. Более того, возникновение права повлекло за собой возникновение государства, поскольку право нуждалось в обеспечении со стороны организованной силы, а такой силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.
Синхронисты считают, что процессы возникновения права и государства тесно связаны и переплетены. Яркой иллюстрацией такого подхода может служить этатический подход к праву (классовая теория). Он рассматривает право как возведенную в закон волю экономически и политически господствующего класса, содержащуюся в формальных источниках, где право отождествляется с законом и является инструментом в руках государства для подавления экономически зависимых классов, населения в целом. Право в этом подходе производно от государства, вторично по отношению к нему, является инструментом в его распоряжении. При этом право опосредует процессы политогенеза.
Вышеуказанные расхождения связаны с многозначностью понятия права, прежде всего, с понятиями естественного и позитивного права.
Естественное право - это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Люди, вступая в общественные отношения, имеют возможности, обусловленные природой человека, они складываются естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они получают общественное признание и закрепляются в определенных правилах поведения (прежде всего в обычаях).
Позитивное право – это право в юридическом смысле. Это установленные или санкционированные государством правила поведения людей, содержащие предписания поведения. Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества.
Потребность в регуляции, упорядочивании, охране общественных отношений, в стабильности и правопорядке в условиях социально неоднородных обществ, явилась основной предпосылкой возникновения права. Возникновение права исторически длительный процесс, занявший многие века. Вначале возникали фрагменты права, идеи, принципы, правовые отношения, нормы и постепенно они складывались в цельную правовую систему. Факторы, породившие право, во многом сходны с факторами, породившими государство. Но просматривается большая преемственность между мононормами первобытного общества и нормами права, чем органами власти первобытного общества и государством. Исторически проверенные меры справедливости, правды, содержащиеся в обычаях, получали санкционирование государства.
Цель правового регулирования – приведение поступков людей во взаимное соответствие на основе правовых норм, т.е. правил поведения общего характера, которые исходят от субъекта, имеющего авторитет и управленческие ресурсы. Как только возникает государство, оно сразу становится субъектом правотворчества, однако, при неразвитом праве государство в большей степени санкционирует нормы, исходящие от других субъектов. Если право развитое, то оно исходит от самого государства.
Отличие права от обычаев.
1. Формальная определенность. Право закрепляется в письменных источниках, содержит четко сформулированные дозволения, обязывания, запреты.
2. Санкции значительно ужесточаются и дифференцируются в зависимости от социального положения (свободный, раб, господин и т.д.).
3. Действие права обеспечивается специальным аппаратом чиновников, органами принуждения – полицией, армией, тюрьмами.
4. Возникают суды как органы, призванные разрешать конфликты, споры на основе права.
5. Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность и т.д.
Пути происхождения права отличаются в зависимости от особенностей перехода к производящей экономике, организации хозяйственной деятельности, форм общественного разделения труда, роли религии в жизни общества.
Восточный путь правогенеза: право органично вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.
Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы. В установлении гармонии и порядка в обществе право здесь играло второстепенную, дополнительную роль по отношению к религии, морали, обычаям и традициям.
Западный путь правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Влияние религии здесь тоже есть, но отдавайте «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17). Право определяло меру свободы, которая была обусловлена природой человека (естественное право). Право развивалось от обычая к правовому обычаю, который был обеспечен возможностью государственного принуждения. От правовых обычаев к судебным прецедентам, договорам, законам. Особого совершенства достигло римское право в регулировании имущественных отношений.
Способы правообразования: а) санкционирование обычаев в форме правового обычая; б) санкционирование обычаев в форме административного или судебного прецедента; б) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов - законов, эдиктов, указов, приказов, постановлений и т.д.
Право возникает в следующих формах:
1. Санкционирование и запись обычаев первобытного общества, т.о.возникновение правовых обычаев.
2. Деятельность специальных должностных лиц (чиновников, судей) в обязанность которых входило разрешение споров, конфликтов на основе обычаев или справедливости. Их решения становились образцами для вынесения решений по аналогичным делам, так сформировался судебный (административный) прецедент.
3. Деятельность государства и его органов по созданию норм права в форме нормативно–правовых актов, т.е. собственно правотворчество.
4. Превращение религиозных норм в правовые, путем санкционирования их государством (мусульманское право), форма закрепления – правовой обычай либо нормативно-правовой акт.
5. Деятельность ученых, которые пытались познать природу и сущность права, создавая определенные конструкции и нормы (западное «право университетов»), но которые становились правом через деятельность судебно-административных органов (судебный прецедент) либо через санкционирование или принятие государством (правовой обычай, нормативно-правовой акт).
Выводы. Право возникает на определенном этапе развития общества. Пути и формы правогенеза отличаются на Западе и Востоке. Основные формы, в которых возникает право: правовой обычай, судебный (административный) прецедент, нормативно-правовой акт.
Билет 24