Запись сообщения по прямому проводу начальника
Главного управления лагерями ОГПУ Л.М. Когана
Акмолинскому отделу по спецпереселенцам и ПП ОГПУ
по Казахской АССР об изменении прежнего плана переселения
в Казахстан и организации спецпоселений1*
/ июля 1931 г.
Вследствие ряда обстоятельств, [в] частности, необходимости покрыть дефицит рабсилы на Урале и [в] Западной Сибири, во изменение прежнего плана в Казахстан будет направлено всего 37 тыс. семейств, повторяю: 37 тыс. семейств для работы в следующих предприятиях: Казуголь — 15 тыс., Казмедь — 3 тыс., Казжелдорстрой — 15 тыс. и в ближайших жел[езной] дороге совхозах «Скотовода» — 4 тыс. семейств на условиях заключенных договоров. Остальные 25 тыс. семейств в Казахстан направлены не будут, повторяю: не будут. Вследствие этого, договора с Союзры-бой и «Овцеводом» аннулируются. Предлагаем: 1) скопившихся у вас на станциях железной дороги людей немедленно передайте Казуглю, расселив их семьи [в] фондах, отведенных Казуглем; 2) семьи передаваемых Казжелдорстрою продвиньте и расселите в самых ближайших к жел[езной] дороге земфондах; 3) совместно с Казмедью на условиях договора приступите к строительству спецпоселков также в ближайших жел[езной] дороге земфондах, после чего главы семейств должны быть передвинуты на работы [на] предприятиях Казмеди; 4) в ближайшие дни получите наши распоряжения отправить «одиночек», прибывших в апреле из Московской обл. и Нижегородского края общим количеством 2,8 тыс. чел. [в] Западную Сибирь. [С] этой целью уточните учет, не отправляйте их далеко от линии железной дороги, подготовьте их замену [в] тех работах, которые они ныне ведут2*. При получении распоряжения провести среди них разъяснения, что они перебрасываются на постоянные работы в Сибирь, куда одновременно направляются их семьи. Списки фактического их наличия, также списки умерших и бежавших из них, вышлите нарочным согласно нашему № 187592; 5) продовольственные грузы, инструменты, стройматериалы давно вам отгружены и, очевидно, частично вами получены; 6) эшелоны с лошадьми из Средней Волги начали отправлять, и в ближайшие дни поступят к вам, дальнейшую отправку их форсируем, также получите [от] Коринмана 1,5 тыс. лошадей, заготовленные для Казжелдорстроя; 7) значительное количество строителей, техперсонала и других специалистов направлено вам [из] различных лагерей [в] количестве около 100 чел., также командировано [в] ваше распоряжение 19 кадровых чекистов; 8) наряды снабжения на III квартал [на] днях будут выделены и даны на места. Деньги Центросоюзом переведены своему уполномоченному [в] размере 200 тыс. руб.; 9) решением правительства Цудотранс выделяет 15 пятитонных грузовиков, [на] днях их отправим; 10) всем ПП еще раз даны указания о направлении семей обязательно [с] трехмесячным запасом продовольствия, инструментами, хозобиходом. Коган.
Справка. По Уралу все готово. Ждем только пункты, куда посылать, и немедленно т. Николаев будет поднимать Башкирию, Татарию и т.д.
Тов. Рапопорт из Свердловска уведомил по телефону, что сегодня-завтра пункты будут указаны. 2 июля 1931 г. Л. Коган3*.
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 10. Д. 379а. Л. 119—119об. Копия.
** Помета: «Копия т. Ягоде».
2* Помета на полях: «Согласовано с т. Евдокимовым. Семьи еще не подняты, пойдут прямо в Сибирь».
3* Помета рукописная в конце документа.
№ 247
Справка СПО ОГПУ о недочетах развития животноводства
На Украине
3 июля 1931 г.
Общее состояние скота на Украине с переходом на подножный корм несколько улучшилось. Случаи заболеваний и падеж скота на почве истощения уже не носят того массового характера, который отмечался во многих районах на протяжении прошедшей весны. Однако, в целом ряде совхозов и колхозов в области содержания и ухода за скотом имеют место существенные и серьезные недочеты, тормозящие развитие животноводства. В отдельных совхозах, а особенно колхозах, помещения для скота тесны, темны и сильно загрязнены. Часть скота за отсутствием помещений даже в холодные дождливые дни остается под открытым небом. Уход за скотом плохой; корм дается не вовремя. Все это отражается на правильном росте, вызывая истощение и заболевания скота.
В совхозе «Свиновода» им. Петровского (Изюмский район) в свинарниках, рассчитанных на 50 голов, помещается по 100 и больше свиней. Часть свиней, за недостатком сараев, находится под открытым небом. Отсутствуют помещения для поросных маток. Корыт недостаточно, часть свиней остается без пищи. В связи с этим отмечается замедление роста и изнуренное состояние большого процента приплода.
В Пархомовском, Ананьевском и Муравском сахкомбинатах Красно-кутского района помещения для коров недостаточны, строительство новых сараев не закончено. Из-за тесноты в сараях коровы заболевают и задавливают более мелкий скот. Во Владимирском племхозе скот находится еще в худших условиях.
В Москаленковском, Анновском, Шкуратовском и Янченковском колхозах Белопольского района уход за скотом поставлен далеко не удовлетворительно: скот стоит в грязных помещениях, стельные коровы, несмотря на категорическое запрещение, кормились жомом, что вызвало заболевания. Аналогичное отмечено в Конотопском, Путивльском, Бурынском, Сумском, Краснопольском, Бабанском, Чернобаевском, Мелитопольском, Н[ижне-]Серогозском, Акимовском и других районах.
Бесхозяйственное содержание в некоторых районах вызвало падеж скота. В большом количестве гибнет молодняк, главным образом, по причине несвоевременной изоляции больного скота. В Липовецком районе за последние два месяца в совхозах и колхозах района пало 1380 поросят, что объясняется отсутствием изоляторов. Весь скот, как здоровый, так и больной, находится вместе. В Изюмском районе в совхозах погибло 980 поросят и дорезано 107 шт. Падеж вызван тем, что больные поросята не были изолированы, что привело к массовым заболеваниям. В Краснополъ-
ском районе, в Угродской молочной ферме в начале мая появились заболевания телят белым поносом; больные изолированы не были. В результате из 114 шт. погибло 28 телят.
По многим совхозам удой молока вследствие отсутствия правильного питания и ухода ниже нормы, намеченной по плану, составляет в среднем 30—40% нормального. Среди обслуживающего персонала нет дисциплины. Пастухи и доярки к своим обязанностям относятся безответственно. Коровы обыкновенно доятся поздно и с большим опозданием выгоняются на пастбища; кроме подножного корма коровы ничего не получают (Изюмский район, совхоз «Зеленая долина», Ровнянский район — совхоз им. Сельинтерна).
Повсеместно имеется большой недостаток фуража. Особенно испытывают нужду в кормах колхозы, в которых размещен скот треста «Скотовод». Обусловленный договорными обязательствами, корм трестом отпускается далеко не полностью, а часть колхозов совершенно не получает корма. В колхозах Н[ижне-] Серогозского района размещено 740 голов скота треста «Скотовод». За отсутствием хороших пастбищ скот голодает. Из 9,3 тыс. пуд. комбинированного корма трестом на 1 июня отпущено только 2,7 тыс. пудов. Скот «Скотовода» (Краснопольский район), поставленный на откорм в колхозах, совершенно не обеспечен кормами. Неоднократные требования райколхозсоюза о присылке корма трестом «Скотовод» положительных результатов не дали. Трестом не присылаются даже средства на приобретение корма на месте. Скот на почве недоедания теряет в весе.
План сева кормовых культур по Украине на 5 июня 1931 г. выполнен: по травам на 93,8%, по овсу — на 101,1%, по ячменю — 94,7% и по кукурузе — 84,9%. (С 1 июня план по севу трав увеличен на 324 тыс. га. На это число сев трав считался выполненным на 113,1%.)
Имеется ряд районов, в которых кормовая база недостаточно обеспечена и план развития животноводства не увязан с реальным обеспечением поголовья стада кормами. Подготовка к силосованию еще не развернулась (Липецкий, Сумский, Краснокутский, Коломакский районы).
В значительной части районов в колхозах со специальным животноводческим уклоном нет выделенного штата для ухода за скотом. Состав обслуживающего персонала чрезвычайно текуч, что исключает собой установление какой-либо ответственности определенных лиц за состояние скота. Большинство правлений колхозов и совхозов подготовкой кадров не занимается, причем в некоторых районах члены колхозов, окончившее семинары по животноводству, не используются по прямой специальности, так как правления колхозов вопросам животноводства уделяют мало внимания.
Необходимо отметить, что не во всех колхозах проработан вопрос о сдельщине, соцсоревновании и ударничестве (Остерский, Купянский, Ли-повецкий и др. районы). Как в совхозах, так и колхозах некоторых районов рабочие не прикреплены к определенной группе скота, работая по принципу обезлички. Труддисциплина в ряде совхозов и колхозов не на должной высоте. Руководители этим вопросам достаточного внимания не уделяют.
В отдельных совхозах жилищные условия рабочих неудовлетворительны. Помещения — тесные и грязные, часть рабочих размещена в сараях. Постельные принадлежности отсутствуют. Ухудшению настроений рабочих совхозов способствует недостаточное снабжение продуктами питания,
особенно жирами. Недовольство плохим питанием вызывает текучесть рабочей силы.
Строительство помещений для скота в совхозах и колхозах проходит крайне слабо и тормозится, в основном, недостатком необходимых строительных материалов. Имеются такие совхозы, где, несмотря на истечение срока начала работ, к строительству, по причине неприсылки из трестов планов, а также халатности администрации совхозов, еще не при-ступлено.
Строительство помещений для скота Поливановским совхозом Моло-котреста (Магдалиновский район) не начато по вине треста, не приславшего твердого плана строительства, которое должно быть закончено к сентябрю. Администрация совхоза заготовку стройматериалов на месте не производит. В организуемых совхозах «Скотовода» при зерносовхозах им. Косиора и Петровского (Николаевский район) в августе должно быть размещено 14 тыс. голов скота. Несмотря на это, до 1 июня мясосовхозы еще не наметили даже точек строительства, не заключили договоров со строительными организациями и не заготовили необходимый стройматериал. Намеченное строительство стоит под угрозой срыва.
Запорожский район. В совхозе им. Яковлева треста «Скотовод» намеченная постройка свинарников по причине невысылки трестом планов строительства не начата.
Планирование строительства имеет также ряд недочетов. Выявлены факты неувязки строительных планов с развитием животноводства, отмечены факты строительства на неприспособленных местах, возведения построек, не отвечающих требованиям содержания в них скота, и преступно-бесхозяйственное хранение и расходование материалов (Краснополь-ский, Сумский, Николаевский районы).
В Копыловском совхозе Макаровского района, благодаря преступной бесхозяйственности техперсонала, испорчено 800 пуд. цемента, сложенного в сыром месте и до 5 тыс. пуд. этернита. Испорченный цемент используется на возведение фундамента. Плановость в работе отсутствует, приводя к излишним работам и затрате средств. Например, по нескольку раз и в разных местах роют ямы и котлованы для фундаментов. Затем засыпают их землей и через некоторое время снова копают эти ямы. По плану постройки намечено вырубить около 1 га молодого леса, часть его — до !/4 га — уже вырублена, тогда как место строительства можно было наметить в другом месте, не затрагивая этого леса. Коровник и скотный двор строятся на суглинистой почве. В дождливую погоду скот грузнет на этой земле.
Со стороны центральных организаций (Наркомзема и трестов) руководство ограничивается дачей письменных циркулярно-директивных указаний. Живое, практическое руководство осуществляется недостаточно. По многим районам после ликвидации окружной системы ни одного обследования по линии животноводства не было. Участие районных органов в работе по животноводству, за редким исключением, совершенно недостаточное. Выездов на места для личной проверки проведения в жизнь тех или иных мероприятий почти не производится. Постановления и резолюции, выносящиеся на заседания руководящих органов, не везде выполняются. В Городнянском районе за все время не было ни одного специалиста из центра. Характерно то, что по данным Наркомзема, район показан целиком черноземным и, следовательно, зерновым, между тем по природным условиям он является хорошей базой для развития скота (наличие сеноко-
23-7419 7°5
сов, лесных выпасов, почвы, пригодной для сева кормовых культур и проч.).
Остерский район. Районные органы в области животноводства не разворачивают никакой работы, хотя район считается животноводческим. Рай-скотарсоюз не только не осуществляет никакого руководства, но даже отказывается перепечатать готовый материал по животноводству для низовых производственных т[оварищест]в, мотивируя занятостью другой работой. Райколхоз-союз также не ставит в порядок работы вопрос животноводчества.
Из-за неувязки практических мероприятий центральных органов в области животноводства, на местах остаются неиспользованными отпущенные кредиты.
Согласно плановой наметке союзного Наркомзема, на Украине в 1931 г. должно быть поставлено в колхозы нового стада овец 300 тыс. голов. Это стадо должно поставляться в колхозы трестом Союзмясо путем завоза из Узбекистана нескольких тысяч баранов для метизации местных пород овец, а в основном — путем заготовки овец на Украине и переброски их в районы, где запроектировано планом развитие овцеводства. Это количество овец Наркомземом УССР включено в производственный план. По линии же Союзмяса тресту Укрмясо дана контрольная цифра поставки овец в колхозы в количестве только 3 тыс. голов. Фактическая поставка в колхозы в настоящее время составляет до 30 тыс. голов. Благодаря такой неувязке, отпущенные кредиты для этой цели останутся неиспользованными.
Во многих колхозах ряда районов слабо проведена случная кампания. Часть колхозов совершенно отказалась от этой работы, ссылаясь на отсутствие корма и нежелание отрывать рабочий скот от работы во время сева из-за общего недостатка тягловой силы. В некоторых местах это усугублялось недостатком производителей (Остерский, Шполянский и др. районы).
Зам. нач. СПО ОГПУ Запорожец П[омощник] нач. 2 отд[еления] Радзивиловский
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 194. Л. 303—296. Заверенная копия.
№ 248