Правовое государство: понятие и принципы
Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, установления и сохранения свободы господства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передовых для времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Индии, Китая, Древней Греции, Рима. Так, еще в знаменитых диалогах под названием: «Государство», «Политик», «Законы» и др. древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только с внутренних распрях».
Тирания, по мнению Платона, неизбежно приходящая на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде». Когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, это есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. «Только там, - заключал Платон, где закон владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивалась также в работах ученика и критика Платона и «величайшего мыслителя древности» Аристотеля.
Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», - делал вывод Аристотель, - там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем».
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона таких, как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».
«Что такое государство? Чьим достоянием оно является?» - спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: «достоянием народа, понимаемом не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». «Государство,- пояснил Цицерон,- с точки зрения его соотношения с правом – есть нечто иное, как «общий правопорядок», в основу же права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе, равно как и природе вообще, разум и справедливость.
До полного завершения процесса созидания данной конструкции, самого знания под названием «теория правового государства» было еще очень далеко. Предстояло пройти еще огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетием, а тысячелетиями. Но тем не менее, начало, причем весьма обнадеживающее, было положено. Важно было теперь не сбиться с этого пути.
Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII-XX веков, ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно - политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Локк, Монтескве, Радищев.
Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом И. Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Если государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.
Значительное освещение и развитие идея правового государства нашла в произведениях современных западных юристов и социологов. В прямой, а чаще косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда капиталистических государств.
Идея правового государства закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст.28 и 20, «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством» и что «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона». Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других государств.Прямое закрепление идея правового государства нашла в Конституции Испании 1978г., провозглашающей в п.1 ст.1 о том, что Испания – это «социальное и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм».
Во многих научных исследованиях отечественных авторов особо подчеркивается, что в процессе формирования правового государства в любой стране главное состоит в том, что обеспечить верховенство закона.
Ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, партийная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем, когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом, а в самом прямом своем значении. А именно – акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
В настоящее время, как свидетельствует практика, положение таково, что закон в нашем государстве, формально будучи основным, главенствующим юридическим актом, на деле же фактически «растворяется» в системе других, подзаконных, а точнее – ведомственных актов.
Следует особо подчеркнуть, что формирование правового государства предполагает установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.
Разумеется, было бы наивным полагать, что в условиях правового или любого иного государства можно обойтись без подзаконных, ведомственных актов. Но соотношение их в системе источников права, удельный вес последних в системе правовых средств вполне можно и нужно изменить. В противном случае призывы и установки о создании правового государства так и останутся нереализованными призывами и установками.
Среди других черт и особенностей государства следует указать на такие, как полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами.
Однако, всегда ли это имеет место в нашей стране? Гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан? В значительной мере «да». Гарантированы политически, юридически и, отчасти, экономически.
Вместе с тем, очевидным является и то, что в силу экономических и социальных причин, ввиду засилия бюрократизма и других негативных явлений в управленческом аппарате, права и свободы граждан в нашей стране в полной мере не гарантируются.
Разделение властей – это принцип или теория, исходящая из того, что для правильного функционирования государства государственная власть разделена на ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Главным в правовом государстве является реальное обеспечение прав и свобод граждан. Создание механизма их полной гарантированности, всесторонней защищенности. Проведение в жизнь принципа оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.
Весьма важным для правового государства является не только создание, но и поддержание в обществе демократии, законности и конституционности. Предотвращение попыток узурпации власти, сосредоточении ее в одних или нескольких руках.
«Известно уже по опыту веков, писал по этому поводу Ш.Монтескье, - что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела. А в пределе – кто бы это мог подумать! – нуждается и сама добродетель». Чтобы не было злоупотребления властью, по выводу мыслителя, «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».
Принципиально важными предпосылками создания правового государства в нашей стране являются: выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами, наличие в обществе прочного правопорядка, законности и конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства, развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки и идеологии демократии.
Российская Федерация признала себя правовым государством, что закреплено в Конституции РФ (ст.1), данному факту посвящен так же ряд статей первого радела Конституции. Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства преобладают принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связанное» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека, и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть в государстве осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметом ведения и полномочий.
Признание прав и свобод человека, высшей ценностью, непосредственно вытекает из зафиксированного в ст.1 Конституции РФ 12 декабря 1993 года положения, что РФ демократическое правовое государство. В основном юридическом документе провозглашен приоритет человека, его права и свободы по отношению к остальным социальным ценностям. Ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности – один из важнейших принципов такого государства. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством. Конечная цель деятельности государства должна состоять в обеспечении интересов человека. В качестве высшей ценности права и свободы человека призваны служить барьером на пути всевластия государства, его органов и должностных лиц, препятствовать поглощению государством общества, как это происходит в условиях тоталитарных режимов.
Необходимо обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение прав и свобод человека и прав и свобод гражданина. Такой подход дает возможность изменить наши представления о гражданине как о лице, получающем свои права в качестве «дара» государства. Проводя различия между человеком и государством, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах – в Декларации независимости США (1776г., США), в Билле о правах (1789., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789г., Франция).
Данное разграничение непосредственно проистекает из различия гражданского общества и государства и позволяет уйти то одностороннего рассмотрения человека лишь в степени его взаимосвязи с государством, от сужения сферы его самоопределения. Тем самым человеку как таковому, отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация их происходит в гражданском обществе и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в отношения, складывающиеся в гражданском обществе, призвано ограждать их не только от своего, а вообще от любого незаконного вмешательства. Права и свободы гражданина реализуются в сфере отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на защиту своих прав и свобод, но и на активное содействие государства в их осуществлении. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством.
Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать, а также защищать эти права и свободы. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина означает в то же время следование принципам права, признание его верховенства.
Тем самым предъявляются особые требования к нормативно-юридическим актам, касающихся прав и свобод человека и гражданина. Они должны исходить из незыблемости и неотъемлемости этих прав и свобод. Нормативно-юридические акты, нарушающие данный принцип, не могут быть признаны правом.
Государство обязано создавать систему защиту прав и свобод, в которую были включены судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.
Закрепление принципа разделения властей нашло отражение в ст.ст. 10,11 Конституции РФ 1993 г. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь власти ограничивается другой, уравновешивая друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти одним должностным лицом или органом государства.
Принцип разделении властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизуется в других нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает из взаимодействие. Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и право Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента.
Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.
Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный суд РФ, правомочный решать дела в соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, актов Федеративного Собрания, актов Правительства. Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (ст.125 Конституции РФ).
В части четвертой ст.125 закрепляется прежде всего полномочия Конституционного суда, имеющие значение в реальном обеспечении прав и свобод граждан, закрепленных основным законом страны. Данный орган рассматривает дела о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Жалобы могут быть индивидуальными и коллективными. Правом обращения в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, применяемым или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима при двух условиях: закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Данное полномочие Конституционного Суда имеет значение для каждого человека. Это может стать на практике одной из наиболее эффективной гарантией реального обеспечения прав и свобод граждан России.