Классификации юридических лиц
Классификация позволяет рельефно определить общие особенности отдельных видов ю.лиц, отражающиеся на их гражданско-правовом статусе. По мере уточнения (т.е. выделения все более мелких ) классификационных групп ю.лиц накапливаются их общие признаки и свойства, позволяющие дать ю.лицам одной классификационной группы характеристику, которая позволяет субъектам гражданских правоотношений определить правовой статус своего контрагента – возможной стороны в сделке – и оценить действительность предстоящей сделки. Сказанное характерно, прежде всего, для легальных (т.е. установленных законодателем) классификаций и в конечном итоге проявляется в статусе ю.лиц одной организационно-правовой формы. Дальнейшая детализация правового положения зависит от сферы действия отдельных видов ю.лиц одной организационно-правовой формы. Так, общество с ограниченной ответственностью относится к хозяйственным обществам, которые являются коммерческими ю.лицами, корпорациями, поэтому его участники наделены наряду с правами, предусмотренными для участников корпораций пунктом 1 статьи 65.2 ГК, также правами, предусмотренными ст. 67 ГК для участников хозяйственных обществ (см. ст. 67), а общество с ограниченной ответственностью не может быть реорганизовано в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации (п. 3 ст. 68). При этом особенности правового положения созданных в данной организационно-правовой форме, например, кредитных организаций, а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций (п.7 ст. 66). Итак, легальные классификации позволяют уяснить статус ю.лиц, т.к. их общие черты и признаки выделены самим законодателем.
Во-первых, в ГК сохранено выделение коммерческих и некоммерческих ю. лиц – в зависимости от целей создания и деятельности, а также порядка распределения полученной прибыли. С учетом преобладания в предмете ГП имущественных отношений и существенной разницы в регламентации коммерческих и некоммерческих ю.лиц[2] эта легальная (ст. 50) классификация является основной.
Коммерческие ю. лица преследуют цель извлечения и распределения между участниками получаемой прибыли и могут существовать лишь в установленных в ГК организационно-правовых формах – хозяйственных товариществ, обществ и партнерств; крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческие ю.л. могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Создаются для решения социальных, культурных, благотворительных, управленческих и др. общеполезных задач, а не для извлечения прибыли; полученная ими прибыль не подлежит распределению между участниками. При этом, если для материального обеспечения основной (уставной) деятельности некоммерческие ю.лица осуществляют иную, приносящую им доходы деятельность, виды которой определены в их уставах и соответствуют целям создания и их основной деятельности, они (за исключением казенного и частного учреждений) должны иметь имущество, гарантирующее интересы кредиторов – т.е. достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 66.2). К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (ст. 2), правила ГК не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
Некоммерческие ю.лица могут создаваться в названных как в ГК, так и в иных законах организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
2.1) общественных движений (п.п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.05.2015 № 133-ФЗ). Федеральным законом № 133-ФЗ от 23.05.2015 г. параграф 6 главы 4 дополнен подпараграфом 3.1, которым общественным движением признано состоящее из участников общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний;
12) адвокатских палат; (п.п. 12 введен Федеральным законом от 13.07.2015 № 268-ФЗ)
13) адвокатских образований, являющихся юридическими лицами (п.п. 13 введен Федеральным законом от 13.07.2015 № 268-ФЗ)
Во-вторых, в ст. 65.1 ГК все ю. лица разделены по организационной структуре на корпоративные и унитарные. Классификация отражает законодательную регламентацию права на участие в управлении и внутренние отношения участников ю.лица.
Хозяйственные товарищества, общества и партнерства, крестьянские (фермерские) хозяйства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в госреестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов России – корпоративные ю.лица. Их учредители (участники), обладают правом членства и приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими ю.лица (ст. 65.2) – за исключением предусмотренных в ГК случаев, а также формируют высший орган ю.лица. В ст. 652 – 653 определены права членов корпорации (право получать информацию об имущественной деятельности корпорации и участвовать в управлении ее делами, знакомиться с бухгалтерской и иной документацией; обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия; в случаях, предусмотренных законом, оспаривать совершенные корпорацией сделки и требовать возмещения причиненных корпорации убытков и др.) и установлен порядок управления корпорацией.
Дополнительно см. п.п. 32-34 Пост. Пленума Верх.Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ"
Учредители унитарных ю.лиц (это государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации и публично-правовые компании) не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. В этом специфика статуса учредителей (участников) – применительно к участию в управлении делами и имуществом ю.лица.
В-третьих, среди унитарных ю.лиц по характеру прав учредителей на имущество созданных ими ю.лиц выделяют государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения (ст. 48). Их учредители сохраняют вещные права на имущество ю.лица так как, передавая учреждаемому ю.лицу имущество на ином вещном праве, остаются его собственниками. При этом на одно и то же имущество вещными правами обладают и учредитель (правом собственности) и ю.лицо (иным вещным правом); каждое из этих прав реализуется в соответствии с законом. Так, РФ сохраняет право собственности на имущество, переданное для реализации образовательных функций КубГУ, который в качестве ю.лица – государственного учреждения – приобретает на это же имущество иное вещное право – становится субъектом права оперативного управления.
Остальные унитарные ю.лица – фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации и публично-правовые компании – становятся собственниками переданного учредителями имущества.
В-четвертых, по форме собственности, на базе которой создано ю.лицо, с учетом субъектного состава учредителей выделяют частные и публичные ю.лица; первые создаются на базе собственности граждан и ю.лиц, вторые – на основе государственной и муниципальной форм собственности. Публичными являются унитарные предприятия, а также государственные и муниципальные учреждения.
В-пятых, государственные и муниципальные учреждения по порядку финансового обеспечения деятельности и специфике ответственности по обязательствам могут быть казенными, бюджетными или автономными.