Греция в эпоху «великой колонизации»

VIΙΙ—VI вв.

Гомеровскую Грецию сменяет архаическая Греция (VIII —VI вв.), составляющая переходный период от господства родовой аристократии к рабовладельческому государству. За четыреста лет, протекших со времени дорийского переселения, сложились греческие племена и обозначились главные области исторической Греции. К VIII в. выступают три основные группы греческих поселений: 1) северо-восточная — ахейско-эолайская группа, 2) восточная—ионийская, 3) южная—дорийская. В первую группу входили: Фессалия, Беотия, Аркадия, остров Лесбос и область Эолида в Малой Азии. Ко второй (ионийской) группе принадлежали Аттика, большая часть островов Эгейского моря (Хиос, Самос, Наксос) и средняя часть Малой Азии (города Эфес и Милет). Третью (дорийскую) группу составляли Коринф, Эгина, Мегары, Сикион, Аргос, Спарта, Крит, остров Родос и южная часть Малой Азии (Галикарнас). Ионийцы же как бы клином врезывались между эолийцами и дорянами, имея свой главный центр в Аттике, на островах и в Малой Азии. Каждая из названных групп говорила на своём собственном диалекте: ионийцы—на ионийском, дорийцы—на дорийском и т. п. В отношении этнического состава в северо-восточной группе ощущалась большая примесь иллирийско-фракийских племён, в дорийской—ахейских и различных эгейских элементов, ионяне же представляли сложную смесь догреческих обитателей Средиземноморья, ахеян и самих дорян.

При неравномерности развития отдельных местностей всё же общая линия исторического процесса во всём эллинском мире была одинаковой. Развитие рабовладения, дальнейшее разделение труда, рост товарно-денежного хозяйства, способствовавшие вначале выделению аристократических родов, подрывали их господство и содействовали развитию рабовладельческого государства. Впереди шли малоазийские города, но в общий поток постепенно втягивались также и другие части эллинского мира.

Решающую роль в этом процессе сыграла греческая колонизация.

Колонизация VIII—VI вв. составляла продолжение переселений и расселений, имевших место в предшествующие столетия, но она была гораздо больших размеров, почему и называется «Великой колонизацией».

Основные причины колонизации коренятся в изменившихся в VIII и VI вв. исторических условиях. Рост производительных сил влёк за собой внедрение новых производственных отношений — укрепление и развитие рабовладения. Одновременно с ростом населения происходило усиление имущественного неравенства, обезземеление свободных. В городах росла классовая борьба, сопровождавшаяся политическими переворотами. Мотивы колонизации были различны. Наиболее древними были земледельческие колонии, но в связи с развитием обмена и ростом денежного хозяйства приобретают значение торговые интересы, а в связи с обострением социальной и политической борьбы за пределами родины ищут нередко пристанища приверженцы побеждённых партий и группировок.

В своём развитии греческая колонизация прошла несколько этапов. В ранний период колонизация не носила систематического характера. Дело обычно происходило таким образом. Отважные люди из разных городов отправлялись в чужие далёкие страны в поисках лучшей жизни и богатства. Впоследствии же колонизация приобретает систематический характер. Каждый город закреплял за собой определённый район, куда он отправлял своих колонистов. Порядки колоний в основном воспроизводили строй своих метрополий, но родовые связи в колониях были значительно слабее, чем в метрополиях.

В Великой колонизации в различной степени принял участие весь греческий мир — западная и восточная его часть. Инициатива исходила от наиболее развитых городов Малой Азии, от некоторых островов греческого Архипелага и Балканской Греции. В первую очередь следует назвать города: Милет (в Малой Азии), Халкиду (на острове Эвбее), Мегары и Коринф (в самой Греции).

Колонизационное движение шло в трёх направлениях: 1) в северо-восточном — по побережью Геллеспонта, Пропонтиды и Понта Эвксинского, 2) в западном — в Италию и Сицилию и 3) в южном — по южному берегу Средиземного моря (Египет и Киренаика). В первой половине VIII в. на западном побережье Апеннинского полуострова возникла новая греческая колония Кима (лат. Кумы), основанная выходцами с острова Эвбеи и названная так по имени одного местечка на этом острове. Раскопки на месте Кимы обнаружили следы догреческих поселений. Кима была одновременно аграрной и торговой колонией, проводником греческой культуры в Италии и Этрурии. Впоследствии куманцами был основан Неаполь. Весь берег к югу от Кимы покрылся греческими колониями.

Пионерами в Сицилии были также халкидяне, основавшие вместе с выходцами с острова Наксоса на вулканической почве Этны колонию Наксос (в 735 г.). В начале VII в. куманцы вместе с другими халкидянами, жившими в Италии, основали колонию Занклу, расположенную на берегу узкого пролива, отделяющего Италию от Сицилии. Впоследствии (в начале V в.) жители Занклы были вытеснены самосцами, которых вскоре изгнал тиран халкидской колонии Регия, лежавшей на противоположном берегу пролива, и назвал город Мессаной (теперь Мессина). Следовавшие за халкидянами коринфяне утвердились на острове Керкире и основали Сиракузы в Сицилии. В VI в. в плодородной части на юге Сицилии был основан Акрагант. Таким путём, шаг за шагом, в сравнительно короткое время было колонизовано всё побережье Южной Италии и Сицилии, а туземное население оттеснено в горы.

В западной части Сицилии греческая колонизационная волна встретилась с противоположной волной, исходившей из Карфагена, финикийской колонии в Африке. Карфаген претендовал на западную часть Сицилии. В последующее время Сицилия сделалась яблоком раздора сначала между Карфагеном и греками, а потом между Карфагеном и римлянами.

В Южной Италии, по берегу Тарентского залива, были основаны колонии Тарент, Сибарис, Кротон и др. Тарент — единственная колония, выведенная Спартой. Первыми жителями Тарента предание называет «парфениев» (детей, рождённых от незаконных связей спартиатов с периэками). Южноиталийские колонии были расположены в исключительно плодородной местности, имели превосходные бухты и вследствие этого вскоре превратились в цветущие города-республики (полисы) эллинского мира.

Южноиталийские города связывали западный (италийский) мир с греко-восточным. В этом причина быстрого и блестящего культурного расцвета Великой Греции, как называют южную часть Италии, занятую греками. Из италийских и сицилийских колоний экспортировались хлеб, лес, вино, оливковое масло, шерсть, шкуры домашних животных и пр. К западу от Апеннинского полуострова в конце VII в. выходцы из Фокеи (города в Малой Азии) основали Массалию (современный г. Марсель) в Лигурии. Благодаря своему выгодному географическому положению как посреднического центра и в высшей степени плодородной почве Массалия пользовалась славой богатейшего и культурного центра средиземноморского запада. Море, с одной стороны, и плодородная долина Роны, населённая лигурами, — с другой, соетавляли основу материального и культурного процветания Массалии. Памятники материальной культуры указывают на пребывание и влияние массалиотов не только в областях современной Франции и Пиренейского полуострова, но также и на Британских островах, откуда они привозили олово. Из Массалии были выведены колонии и по восточному побережью Пиренейского полуострова. Попытки же греков утвердиться на юге Испании были неудачны вследствие конкуренции финикийцев из Карфагена.

Другой колонизационный поток в том же самом VIII в. идёт на северо-восток. В конце VIII и начале VII в. была колонизована Халкидика (полуостров). Это название получила она от города Халкиды на острове Эвбее, которая вывела сюда, по преданию, 32 колонии. Через столетие здесь появились выходцы из других городов. Особенное значение приобрела впоследствии Потидея, основанная Коринфом. Халкидика славилась своей плодородной почвой и лесными массивами. Отсюда в большом количестве вывозился лес. Кроме того, из Халкиды, как и с фракийского побережья, шли в Грецию металлы. Вслед за Халкидикой происходит колонизация фракийского побережья. Проникновение греков на фракийское побережье оказало влияние на туземцев-варваров, и, с другой стороны, сами греки восприняли многие черты иноземного быта, нравов и верований.

Из Фракии, например, заимствован культ бога Диониса, сыгравший очень большую роль в общественной жизни Греции.

В VII в. происходит интенсивное заселение греками берегов Геллеспонта, Пропонтиды и Понта. В VII в. появляется ряд новых колоний: Абидос—на Геллеспонте, Кизик—на Пропонтиде; в том же столетии на азиатском берегу Боспора основан Калхедон, или Халкедон. На европейском же берегу пролива, на полуострове, отделяющем Золотой Рог от Мраморного моря, находилась колония Византии. Милетяне и присоединившиеся к ним впоследствии переселенцы из других городов утвердились на южном, азиатском, берегу Понта (Чёрного моря). Опорным пунктом сделалась здесь колония Синопа. На западном, фракийском, берегу Чёрного моря важнейшими колониями были: Одесс, Фомы, Истр (к югу от Дуная), в устьях реки Тиры (современный Днестр) — колония Тира, в устьях Буга — милетская колония Ольвия.

На Херсоиесе Таврическом (в Крыму) возникла целая цепь греческих колоний — Херсонес (около современного Севастополя), основанный в середине V в., который был сначала ионийской морской станцией, а впоследствии здесь утвердились выходцы из Гераклеи (на южном берегу Чёрного моря), бывшей в свою очередь колонией Мегар; милетяне основали Феодосию и заняли Пантикапей, бывший до того главным городом Киммерийского царства и находившийся на берегу Боспора Киммерийского (современного Керченского пролива); на другом берегу пролива была выведена (вероятно, теосцами) колония Фанагория, а самым крайним поселением греков в северном Причерноморье была колония Танаис в устьях Дона.

Северо – понтийские, первоначально аграрные, колонии благодаря своему исключительно выгодному положению вскоре превратились в торговые колонии, складочные и передаточные центры по торговле с северо-востоком.

В изучаемый период торговля с севером и северо-востоком занимала первостепенное место в общегреческой экономике. Оживлённая торговля велась со Скифами, населявшими степную полосу северного Причерноморья. В VII и VI вв. в районах северного Причерноморья в Прикубанье, по берегам Азовского моря образовалась сильная скифская держава.

Греки установили со скифами оживлённые торговые сношения. Торговля со скифами велась через посредство греческих колоний, главным образом Ольвию и Пантикапей. В обмен на рабов, зерно, шерсть, солёную и вяленую рыбу, меха и т. д. туземцы получали предметы греческого ремесла, вино и масло. В качестве торговых посредников выступали скифские цари, получавшие от своих подданных почти бесплатно огромное количество высококачественной пшеницы, которую отправляли в малоплодородную Грецию. Важнейшую статью греческих доходов колониальных городов составляли торговые пошлины с провозимых через их гавани товаров.

Археологические раскопки скифских курганов и греческих поселений в Крыму свидетельствуют о широком развитии греко-скифской торговли и о больших доходах греческих торговых посредников. Боспорские греки буквально наводняли скифские страны своими товарами — оружием, дорогими предметами утвари, винами и оливковым маслом. Некоторые малоазийские города для экспорта в Скифию специально изготовляли металлические вазы с изображениями сцен из скифского быта.

В восточной части Средиземного моря греческая колонизация вследствие финикийской конкуренции протекала значительно слабее. Прочнее всего греки утвердились в Египте, сначала в качестве наёмников фараона («людей, закованных в брони»), а также в качестве купцов. Греческая колония Навкратис в Нильской дельте достигла высокого расцвета благодаря своему выгодному торговому положению и плодородию местности. К западу от Египта находилась колония Кирена, сыгравшая важную роль в распространении греческой культуры среди туземных ливийских племён. Область Кирены (Киренаика) славилась своим плодородием. Отсюда в Грецию вывозился в большом количестве скот (особенно лошади) и сильфий — растение, широко употреблявшееся как лекарство и как приправа при изготовлении пищи.

Колонии греков охватывали огромный радиус стран и земель, окружавших Средиземное море. Подобно древним финикийцам, греки обыкновенно ограничивались только захватом прибрежной полосы, не заходя далеко в глубь страны. Греческий берег, по выражению Цицерона, составлял как бы кайму, пришитую в большом количестве к обширной ткани «варварских полей».

Колонизация оказала большое влияние на все сферы жизни. Она содействовала укреплению и развитию рабовладельческого способа производства, окончательному отделению ремесла от сельского хозяйства, расширению обмена и переходу на садово-огородные культуры. Между греческими городами, колониями и метрополиями устанавливались деловые отношения, а через них и с негреческим (варварским) миром. Отношения с туземным населением были различны в разные эпохи и в разных районах. В одних случаях грекам приходилось вести ожесточённую борьбу, в других же им удавалось наладить мирные отношения. Колонии первое время не могли обойтись без метрополий, а с другой стороны, и метрополии нуждались в колониях как в местах сбыта произведений своего ремесла. Раньше всего торговля развилась в малоазийских приморских городах, среди которых первое место занимали ионийские города и особенно Милет. Милет поддерживал оживлённые связи с Пропонтидой, Чёрным морем, Италией (особенно с Сибарисом) и Востоком. На западе торговля в первую очередь развивалась на Эгине, небольшом острове, связывавшем западную часть Греции с восточной, в Коринфе, Сикионе и Мегарах.

Для заморской торговли первостепенное значение имели усовершенствования в области морского транспорта: постройка больших кораблей, прорытие каналов и возведение береговых зданий. Введение мер (веса и т. д.) и монеты свидетельствовало о высоком экономическом уровне греческого мира VIII—VI вв. С давних пор в Греции пользовались в качестве мерила ценности металлическими тонкими и короткими прутьями — оболами и драхмами (горсть оболов), названия которых удерживались и в последующее время. Кроме того, во многих греческих городах в качестве весовой единицы был принят вавилонский талант, делившийся на 60 мин и 3 600 шекелей. В наиболее распространённой эгинской системе талант равнялся 37 килограммам. В эвбейской же системе талант равнялся 26 килограммам. Мерой объёма в этой системе служил медимн, равнявшийся 52 литрам, мерой жидких тел — метрет, равнявшийся 39 литрам.

С VII в. в малоазийских городах начинается чеканка монеты из сплава золота и серебра, носившего название «электрона», а в Греции — главным образом из серебра. Образцом в этом отношении послужила Лидия, где монеты чеканились уже в начале VII в.

Наши рекомендации