Религиозные причины ненадежного положения ученых
Умар Исхак Ахмад ал-Газневи Сирадж-ад-дин (ум. 1372), индиец, судья ханафитов в Каире... Он изучал право в Дели... потом отправился в паломничество. (В Мекке) он услышал у шейха Хидра, управляющего конвента ас-Сидра101 «милостивый дар познания» и передал это произведение... Раньше, еще примерно в 1340 году, он приехал в Каир, слушал там лекции у Ахмад Мансура ал-Джаухари...102 Я читал письменные зарисовки судьи Таки-ад-дин аз-Зубайри103. Сирадж-ад-дин был превосходным ученым, который пользовался уважением при любом султанате. Когда он приехал в Каир, он прежде всего посетил лекции судьи Зейн-ад-дина аль-Биста-ми, судьи ханафитов в те дни. Позже он присоединился к судье Ала-ад-дину ат-Турку мани. Тот позволил ему составить договоры в канцелярии между обоими замками напротив медресе Салихия104 и покончить с назидательными дискуссиями. Значение Сир ад ж-ад-дина росло, когда умер Ала-ад дин и его сын Джемал-ад-дин принял пост своего отца. Джемал-ад-дин определил индийца к своему единственному поверенному, который всегда улаживал все дела. Затем умер управитель рынка Каира, который также занимал должность войскового судьи. Индиец попросил эмира Шейху105 дать ему эту должность. Шейху отказал, но дал ему очень хорошее ленное поместье. Потом индиец обратился к Саргатмису 106 и ходатайствовал о должности, и тот возложил ее на него. Шейху поэтому разозлился. Вскоре после этого Шейху был убит, и индиец теперь оказывал значительное влияние на Саргатмиса и султана ал-Хасана (второе правл. 1354-1361). Правда, когда Саргатмиса арестовали, аль-Хармас107 начал вести интриги против индийца и уверял Джемал-ад-дина ат-Турку мани: «Султан распорядился освободить индийца от должности». Так Джемал-ад-дин забрал у него и место поверенного. Поэтому Сирадж-ад-дин изменил свое мнение о кади (Джемал-ад-дине), избегал его и оставался в собственном доме, где его отыскивали многие люди, чтобы учиться у него. Через некоторое время султан алъ-Хасан привлек его к себе. Индиец и Ибн ан-Наккаш 108 с тех пор были причислены к собеседникам султана; они сопровождали его, когда он с войском покидал город и когда он снова входил в Каир, и он предоставлял в распоряжение обоих громадные доходы. Случилось так, что аль-Хармас отправился в 1359 году в паломничество. Так у обоих появилась возможность оклеветать его у султана; они информировали алъ-Хасана, и в конце концов султан сместил его: алъ-Хармас был подвергнут известному наказанию109. Теперь индиец был могущественным. Но затем, во время Йелбод-жи (Старшего) он лишился влияния, после того как султан алъ-Хасан был арестован110. Однако когда султан аль-Ашраф Шабан был возведен на престол, Сирадж-ад-дина снова повысили как протеже эмира Улджея и других. В 1368 году он получил должность судьи ханафитов, и когда умер аль-Бистоми, Си-радж-ад-дину была дополнительно дана должность учителя мечети Ибн Тулупа. Когда Улджей контролировал пожертвования, Сирадж-ад-дин придирался к пожертвованиям шафиитов и скрывал использованные не по назначению доходы у ханафитов. Несмотря на дружеские отношения с эмиром Улджеем, он грубо набросился на него при проверке медресе аль-Ашраф: «Доходы с твоего военного ленного поместья составили два миллиона дирхамов, а не кажется ли тебе, что это слишком много для бедного ученого-правоведа?» Улджей ответил: «Я сохраняю поместье, чтобы я мог защитить страну мусульман», на что Сирадж-ад-дин повысил тон: «Никто, кроме ученых-правоведов, не может научить вас священной войне!..» Сирадж-ад'дин аль-Хинди обладал разносторонними знаниями, он был энергичной и уважаемой личностью. Он вступался за суфиев, которые признавали единственность Бога, и наказал Ибн аби-Хаджалу из-за его пренебрежительных замечаний об Ибн аль-Фариде»111.
Это биография того кади, который в 1371 году добился занесенного в протокол равноправия ханафитов с шафиитами. Скудные данные показывают ошеломляющую зависимость мусульманских чиновников от расположения эмиров — обстоятельство, которое могло сделать возможным проникновение на высшие позиции чужих, в данном случае индийца Сирадж-ад-дина, и поставило под сомнение преимущества коренного населения. Так, эта короткая биография читается как наглядный пример развития, описанного в вышеизложенной статье, и как пример мелкой ревности между шафиитами и ханафитами. Однако не только власть и материальные привилегии сословия ученых-правоведов оказались в опасности в четырнадцатом веке. Еще больше их должно было беспокоить то, что нематериальному фундаменту их авторитета угрожает серьезная опасность. Индиец Сирадж ад-дин, который прибыл в Каир, чтобы сделать карьеру, объявил себя сторонником единобожия того суфийского направления, которое преимущественно опиралось на сочинения Ибн аль-Араби (ум. в 1240). Кроме того, он получил право преподавать «Милостивый дар познания» Омара ас-Сухраварди (ум. 1234). Этот суфий-ский трактат тогда особенно много читали в индийском исламе112, содержание его, правда, тогда еще нельзя было причислить к «пантеизму». А поэзия Ибн аль-Фарида (ум. 1235) подходит к этому идейному направлению уже значительно ближе113. Ибн аби-Хад-жала сочинил целую книгу с критикой Ибн аль-Фарида и пантеистического суфизма и упрекнул поэта, прежде всего, в пристрастии к вину знатоков единобожия. Раздел, в котором Ибн аль-Фарид развил суфийское толкование вина, очень любили; Сирадж-ад-дин не допускал, чтобы ото учение поносили, и принимал меры против непоколебимых защитников шариата 114.
Уже Ибн Таймия в начале четырнадцатого века вел ожесточенную борьбу против такого вида исламской набожности, который видел Бога во всем созданном и поэтому приписывал религиозности ученых и чиновников султаната, изложенной в законах и нормах, обращенной к Пророку, только ничтожную долю истины, а то и вообще ложь: и тогда уже ощущалось, что мамлюкские властители неоднократно склонялись к этой форме веры, может быть, не понимая ее духовных корней115. В отличие от времен Айюбидов, продлившихся до середины тринадцатого века, совместное существование султаната и шариата уже больше не было несогласованным при мамлюках; ученым все еще удавалось до середины четырнадцатого века сохранять в некоторой степени свое влияние116. Все же среди них крепло мнение, что «философы и еретические новаторы» излишне взяли в свои руки «страны ислама»117. Есть доказательства, что в пятнадцатом веке даже в мечетях в Гуджарате читались сочинения Ибн аль-Араби118. Ханафиты, которые наседали в Египте на шафиитов, считались как раз наиболее восприимчивыми к тем идеям. Так, о некоем Таджри-бирмисе Юсуфе известно, что он был ханафитом, «хотя он любил знатоков предания (о Пророке)... постоянно поносил Ибн аль-Араби и подобного рода су-фийских философов и настолько в этом переусердствовал, что сжег все его книги, какие только мог заполучить, и даже привязал к хвосту собаки «Каменья мудрости». Среди мамлюков Баркука у него были свои сторонники119; однако этот Таджрибирмис скорее исключение.
Сам Баркук окружал себя такими людьми, как Ахмад аз-3ухури 120, людьми, которые могли растолковать ему скрытую причину очевидного события, а не учеными, для которых оценка поступков нормами шариата была целью жизни. Для широких масс способность воздействовать на то, что скрыто от непосредственного восприятия человеком, была и без того важным пробным камнем для законного властвования, определенно важнее, чем научное изложение шариата. Когда Баркук узурпировал султанский трон, полил сильный дождь, так что повсюду была грязь, «и поэтому радовались люди»121, которые сделали вывод, что новый правитель обладает скрытыми благословенными силами. Защищать и по возможности умножать такие силы было в интересах султана. Поэтому освобождение от должности управителя рынка он немедленно отменил, узнав, что чернь с этим не согласна; так как при том управителе рынка на базаре было обилие продуктов и низкие цены, то приносящие счастье способности нужно было отнести на счет смещенного122. Подобных людей правителю нужно привязывать к себе! Например, ханафита аль-Бабарти, знатока сочинений шиитского визиря и философа Насир-ад-дина ат-Туси и приверженца учения о единобожии — у него был приход при медресе. Баркук настолько почитал его, что ему ничего не стоило скакать под окном его кельи и начинать с ним беседу с места, которое находилось ниже окна, и даже приглашать к участию в совместной конной прогулке123. Или того ученого-правоведа аль-Хилали, который жил в Алеппо в одном ските и был глубоко почитаем населением: говорили, что он не только обладал исцеляющими силами, но и разбирался в алхимии и в изготовлении небесного цвета. Баркук велел доставить его в Каир124. Или того Ибн Зуккая, образованного шафии-та, который посвятил себя астрологии и правописанию , собирал растения и травы и с этой целью кочевал по стране, выступал как суфий, привлекал к себе сердца людей — и его неоднократно просил Баркук приехать в Каир, а его сын и наследник ан-Насир Фарадж в конце концов стал настолько зависеть от этого святого, что все свои военные походы планировал только по гороскопам, которые составлял Ибн Зуккая126. Нет, с теми, кто видел сокровенное, нельзя портить отношения! Имело смысл стать на их сторону, даже если они мешали общественному порядку, как тот самый шейх Шамс-ад-дин аль-Кунави, у которого был свой скит в Миззе под Дамаском: его упрекали в том, что он сеет раздоры, и судьи, соответственно, докладывали в Каир, но Баркук ответил указом, в котором подтверждалось почитание шейха и выражалась просьба к нему, чтобы он пожелал ему, султану, счастья; а выступавшие против шейха должны быть наказаны127.