Объём дисциплины и виды учебной работы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Ростовский филиал
Кафедра теории и истории права и государства
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Учебно-методический комплекс
Для студентов заочной формы обучения
Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Авторы:
Тузов Николай Алексеевич,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры теории права, государства и судебной власти
ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Власов Василий Иванович,
доктор философских наук, профессор,
профессор кафедры теории и истории права и государства
Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Власова Галина Борисовна,
доктор юридических наук, доцент,
профессор кафедры теории и истории права и государства
Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Рецензенты:
Цечоев Валерий Кулиевич,
доктор юридических наук, профессор,
зав. кафедрой теории и истории права и государства
Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Працко Геннадий Святославович,
доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор,
зав. кафедрой права ПИ ЮФУ
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры теории и истории права и государства Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № ___ от ____ 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»__________ 2012 г., протокол № __.
ãРоссийская академия правосудия, 2013
ãТузов Н.А., 2013
ã Власов В.И., 2013
ã Власова Г.Б., 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..4
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………….7
Тематический план дисциплины…………………………………………………..8
Рабочая программа дисциплины………………………………………………….11
Планы аудиторных занятий…………………………………................................21
Планы семинарских (практических) занятий…………………………………....22
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации
самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя…….26
Задания для выполнения контрольных работ…………………………………..30
Примерная тематика рефератов………………..…………………………………33
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля……………36
Литература……………………………………………………………………….....40
Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………………..44
Приложения……………………………………………………………………….47
Введение
Дисциплина «Проблемы теории государства и права» является одной из важнейших учебных дисциплин, изучаемых студентами-юристами. Она создает необходимую базу для освоения отраслевых юридических дисциплин и позволяет сформировать юридическое мировоззрение и профессиональные навыки.
Изучение проблем теории государства и права дает возможность усвоить фундаментальные понятия и категории, необходимые для изучения отраслевых юридических дисциплин; сформировать юридическое мировоззрение и выработать у студентов способность мыслить юридически, свободно использовать юридическую терминологию; приобрести навыки практического использования правовой информации.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») дисциплина «Проблемы теории государства и права» является обязательной дисциплиной профессионального цикла.
В результате изучения дисциплины «Проблемы теории государства и права» обучающийся должен получить знания: о природе и сущности государства и права; об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, об исторических типах и формах государства и права, их сущности и функциях; механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права; особенностях государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») закреплены компетенции, которыми студент будет обладать в результате освоения учебной дисциплины.
Общекультурные компетенции (ОК):
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
· способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Профессиональные компетенции (ПК):
в нормотворческой деятельности:
· способен участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
· в правоприменительной деятельности:
· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
· способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
· способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
· способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
· способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
· владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
· готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
· способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
· способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
· способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
· способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
· способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
· готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
· способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
· способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
· способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
· способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит материалы, помогающие студентам изучить проблемы теории государства и права (государственные требования к минимуму содержания дисциплины, программу учебного курса, планы лекционных и семинарских (практических) занятий, методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов, примерные контрольные задания, примерную тематику рефератов, примерные вопросы к экзамену, тестовые задания, списки литературы к каждой теме занятия, а также список учебников, рекомендованных кафедрой).
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов по формам обучения | ||
заочная | заочная сокр. | заочная (2-ое высшее) | |
Зачетные единицы – общая трудоемкость | 3 з.е. – 108 ч. | 3 з.е. – 108 ч. | 2,9 з.е. – 108 ч. |
Всего аудиторных занятий: из них: | |||
Лекции | |||
Семинарские (практические) занятия | |||
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |||
Форма итогового контроля | экзамен | экзамен | экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Темы дисциплины | Количество зачётных единиц и часов по видам учебных занятий | ||
Лекции | Семинарские занятия | С/р | ||
1. | Теория государства и права как юридическая наука | - | ||
2. | Основные типы правопонимания | - | - | |
3. | Правовые системы современности | - | - | |
4. | Общество, государство, личность | (в форме беседы) | - | |
5. | Суд в системе разделения властей | - | (в форме дискуссии) | |
6. | Правовое регулирование | - | - | |
7. | Источники (формы) права | - | ||
8. | Система права и его нормы | - | - | |
9. | Правотворчество | - | - | |
10. | Правоприменение | - | - | |
11. | Толкование норм права | - | - | |
12. | Юридические документы и юридическая техника | - | - | |
13. | Правоотношения | - | ||
14. | Юридически значимое поведение, ответственность и стимулы | - | - | |
15. | Правосознание, правовая культура и правовое воспитание | - | - | |
16. | Законность и правопорядок | - | - | |
ВСЕГО: | 6 | 4 | 98 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ