Контроль за использованием и охраной земель. мониторинг земель
В условиях рыночной экономики государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше. Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время такая деятельность не должна, как указано в ст. 36 Конституции РФ, наносить ущерба окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства. Должны также исполняться обязанности, предусмотренные Земельным кодексом РФ, другими законами и указами Президента РФ, изданными в целях рационального использования и охраны земель.
Правительство РФ постановлением от 15 ноября 2006 г. утвердило Положение о государственном контроле за использованием и охраной земель в Российской Федерации.
Это Положение является основным нормативным актом, подробно решающим вопросы земельного контроля.
ГосударственныеНазванное Положение устанавливает поря-
органы земельногоДОК осуществления государственного земель-
контроляного контроля Федеральным агентством ка-
дастра объектов недвижимости, Федеральной
службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами (далее — специально уполномоченные органы).
Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Специально уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.
Специально уполномоченными государственными органами,осуществляющими земельный контроль, являются Федеральная служба земельного кадастра и ее органы на местах, органы охраны природы Министерства природных ресурсов РФ и его органы на местах; органы санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России; Госстрой России и его органы на местах. Названные органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти как в центре, так и непосредственно на местах. Кроме того, они согласовывают свою работу между собой; при этом головной организацией по общим вопросам земельного контроля является Федеральная служба земельного кадастра.
Функции органовПри решении конкретных вопросов земель-государственногоного контроля функции специально уполно-контроля и ихмоченных органов разграничены, чтобы не должностных лицдопускалось дублирование в работе и обеспечивалась согласованность контрольных действий и мероприятий.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимостии его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
порядка переуступки права пользования землей; выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
порядка предоставления сведений о состоянии земель;
исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользованияи ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:
выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;
режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.