ВОПРОС 2. Становление и развитие института нотариусов на рубеже ХIХ и ХХ веков

Во второй половине ХIХ века развитие нотариата в Казахстане было тесно связано с судебной реформой 1864 года в России. Было принято Положение о нотариальной части 1866 года, согласно которому учреждались должности нотариусов. Характерные черты этой нотариальной реформы заключались в следующем: нотариат был прикреплен к судебным органам, была определена компетенция нотариусов и порядок совершения нотариальных действий; установлены две нотариальные инстанции:

- первая – младший нотариус – совершение и засвидетельствование актов и сделок;

- вторая – старший нотариус – при окружном суде - утверждение совершенных младшим нотариусом сделок о недвижимости (купля-продажа, залог и др.), а также заведование нотариальным архивом.

Уволить нотариуса мог только старший председатель судебной палаты по представлению председателя окружного суда или по решению суда.

Должность нотариуса могли занимать только российские подданные, совершеннолетние, не опороченные судом или общественным приговором, не занимающие никакой другой должности ни в государственных, ни в общественных учреждениях. Помимо строго установленных пошлин и сборов в пользу казны, нотариус по добровольному соглашению с лицом, к нему обратившемуся, взимал плату в свою пользу. Если такого соглашения не было, то услуги нотариуса оплачивались по таксе, устанавливаемой с высочайшего утверждения министерством юстиции совместно с Министерством внутренних дел и министерством финансов. Правда, требования оплаты сверх таксы Правительствующий Сенат считал вымогательством, поэтому соглашение должно было быть обязательно добровольным.

Чем интенсивнее работал нотариус, тем больше он имел дохода. Однако даже при личной заинтересованности в увеличении числа сделок нотариус не мог себе позволить совершать любые нотариальные действия, поскольку любая сделка обеспечивалась залогом. Если на покрытие взыскания залог был израсходован полностью или частично, нотариус временно отстранялся от должности до пополнения залога. В случае же невосполнения залога в течение шести месяцев нотариус увольнялся с должности. Жалобы на нотариусов приносились в двухнедельный срок окружному суду и самому нотариусу. Последний обязан был в течение недели предоставить в суд свои пояснения.

За неисполнение нотариусом возложенных на него обязанностей по его неосмотрительности, небрежности или невниманию, как правило, в соответствии с судебным приговором наступало отстранение от должности с запрещением занимать последнюю в будущем, за злоупотребление предоставленными полномочиями - арест и заключение в тюрьму.

Надзор за деятельностью нотариусов и взыскания с них за упущения и злоупотребления по должности подчинялись общим правилам об ответственности должностных лиц судебного ведомства.

До открытия нотариусами своих действий, обязанности их возлагались на участковых мировых судей. Нотариусы определялись Туркестанским генерал-губернатором из числа лиц, получивших от Сыр-Дарьиинского областного правления удостоверение в удовлетворительном знании положения о нотариальной части и вступали в должность по принесении присяги. Они считались на Государственной службе с присвоением класса по должности, но права на производство в чины и на пенсию по этому званию не имели.

Нотариусы имели для приложения к выдаваемым им актам, печать с изображением Областного герба и с надписью вокруг: "Печать нотариуса такого то (имя, фамилия) так то (название города)". Слепок печати и экземпляр подписи каждого нотариуса хранился в судебном отделении местного областного правления. Работники судных отделений областных правлений могли заменить нотариусов. На должность нотариусов были допущены только русские подданные.

20 сентября 1880 г. Туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман разослал всем военным губернаторам края циркулярное письмо о жалобах туземцев (казахов) на то, что чины управлений заставляют их подписывать бумаги писанные на русском языке, не объясняя им значения и смысла этих бумаг. В связи с чем, чиновники края обязывались строго соблюдать следующий порядок в судебном, в том числе нотариальном делопроизводстве:

- переводить содержание бумаги;

- предлагать приложить тамгу;

- обязывать знающим русскую грамоту туземцам (казахам) перед подписью делать собственноручную подпись в том, что содержание бумаги ему известно.

30 декабря 1883 г. Сыр-Дарьинское областное правление направило письмо судье Чилиинского уезда о том, что заявления, прошения, жалобы и домашние акты туземцев подаются и совершаются без точного имени и фамилии лица, в связи с чем предлагает соблюдать указанные в законе правила, относительно порядка подписи имени и фамилии лица, как под актами, так и под прошениями и жалобами.

Постоянные споры и жалобы по вопросу судебной, в том числе нотариальной части привели к замене прежней системы нотариата соответствующим новым правилам.

Согласно мнению Государственного Совета, об устройстве судебной части в Туркестанском крае и Степных областях, утвержденному императором Николаем II 2 июня 1898 года, судебные учреждении в означенных местностях образовались и действовали на основании особых, одновременно утвержденных правил о применении судебных уставов к областьям: Сыр-Дарьиинской, Ферганской, Самаркандской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской.

По этим правилам в названных областях участковые, мировые судьи исполняли обязанности мировых судей и судебных следователей и заведовали в тех местах, где нет нотариусов. По положению о нотариальной части исполнение обязанностей старшего нотариуса возлагалось на одного из членов окружного суда. Нотариусам, а равно заступающим их место мировым судьям, было дозволено совершать выписки из актов, подлежащих утверждению старшим нотариусом и отсылать в нотариальный архив по почте.

Число нотариусов с каждым годом возрастало. По состоянию на 1894г. в городах и степных областях края значились: в Верном и Уральске по 2; в уездных городах по 1:

- Уральской области: Гурьеве, Калмыкове, Темире и в Илецкой станице;

- Акмолинской области: Акмолинске, Кокчетаве и Атбасаре;

- Семипалатинской области: Павлодаре, Каркаралинске, Усть-Каменогорске и Зайсане;

- Семиреченской области: Копале, Лепсинске, Пржевальске, Пишпеке;

- Тургайской области: Актюбинске, Иргизе, Кустанае и Тургае;

Судебные, нотариальные и опекунские установления и народный суд в областях образовались и действовали на основании правил о судебном устройстве в Туркестанском крае с нижеследующими изменениями и дополнениями:

- нотариусы были обязаны при совершении засвидетельствования подлинности подписей, предварительно ознакомить с содержанием акта и отказывать в совершении засвидетельствования, если акт не отвечает установленным требованиям;

- купчие крепости на участки городских земель, продаваемые уездными начальниками, как заменяющими депутатов, городского общественного управления, по частному соглашению, а не с публичных торгов, должны были совершаться нотариусами.

Права старшего председателя Судебной палаты относительно определения и увольнения нотариусов, а также дисциплинарной над ними власти представлялись председателю областного суда. Нотариусы за преступления должности были преданы суду по постановлению областного суда, и дела о должностных преступлениях этих лиц, рассматривались в суде. При каждом областном суде имелся нотариальный архив. Жалобы на неправильные действия нотариусов, заступающих их место мировых судей и членов областного суда, исполняющих обязанности старшего нотариуса приносились областному суду, а постановления суда подлежали рассмотрению Правительствующего Сената. Было запрещено совершать всякие акты о недвижимом имении на имя лиц, которые не имели права приобретать это имущество в Туркестанском крае.

В отчете по нотариальному архиву Акмолинского областного суда за январь месяц 1895 года были указаны следующие виды совершенных нотариусами работ:

- утверждены 2 акта на сумму 4020 р. купчих крепостей

- число акта - 1 на сумму 27 р.15 к.

- выдано выписи, копий и прочих актов – 3

- сумма взысканных пошлин - 170 р. 20 к.

Таким образом, нотариусы предоставляли ежемесячные и ежегодные отчеты о проделанной работе.

Названные выше правила о нотариате, а также изменения и дополнения по ним были использованы в двух направлениях:

1. На усиление порядка надзора за деятельностью судебных следователей и уездных судей по производству ими следствий, скорости и правильности делопроизводства;

2. На усиление возможности русской администрацией владения землями казахов и править ими.

Нотариальное устройство Казахстана с конца 60-х годов, а также произошедшие изменения в конце 90-х годов XIX вв. сохранились вплоть до Октябрьской революции 1917 г

Наши рекомендации