Роль Налогов с населения в доходах бюджета и перспективы их развития
За период 2007-2011 годов доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь возросли с 48049,0 млрд руб. до 85608,4 млрд руб. или на 37559,4 млрд руб. Темп прироста доходов консолидированного бюджета за этот период составил 78,2%. В то же время темп прироста поступлений подоходного налога составил 202,4%, то есть поступления от подоходного налога в консолидированном бюджете республики занимают все более значимое место (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Динамика удельного веса подоходного налога в доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь
Относительный рост подоходного налога в доходах бюджета до 2010 года свидетельствовал о тенденции сокращения выплачиваемых "конвертных" зарплат, повышении налоговой культуры налогоплательщиков и росте доходов населения. Однако в 2011 году произошло сокращение доли подоходного налога в доходах бюджета, причем это сокращение сопровождалось абсолютным увеличением поступления налога (рисунок 3.2). Как видно из рисунка, абсолютные суммы подоходного налога возросли более чем в три раза – с 3081 млрд руб. в 2007 году до 9316,4 млрд руб. в 2011 году. Таким образом, суммы собранного подоходного налога увеличились на 6235,4 млрд руб.
Рисунок 3.2 – Динамика подоходного налога в Республике Беларусь
Наиболее динамично суммы налога увеличились в 2011 году – на 3935,6 млрд руб. по сравнению с 2010 годом. Такое резкое увеличение связано с высокой инфляцией, в результате чего номинальные доходы физических лиц также увеличились.
Что касается налогов на недвижимость и земельного с физических лиц, то за неимением статистических данных по их поступлениям, мы обратим внимание на общую цифру поступления налогов на собственность, к которым они относятся, чтобы проследить общую тенденцию. Так, поступление данных налогов в бюджет Республики Беларусь увеличилось с 1519,2 млрд. руб. до 2549,2 млрд. руб. за период 2007 – 2011гг. (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | Изменение | Темп при-роста, % | |
Подоходный налог | 3081,0 | 4182,9 | 4305,3 | 5380,8 | 9316,4 | 6235,4 | 202,4 |
Налог на прибыль | 3837,1 | 5993,3 | 4607,7 | 5580,4 | 8688,9 | 4851,8 | 126,4 |
Налоги на собственность | 1519,2 | 2004,8 | 1626,7 | 1850,1 | 2549,2 | 1030,0 | 67,8 |
НДС | 8669,6 | 11399,2 | 12083,1 | 16226,4 | 26498,5 | 17828,9 | 205,6 |
Акцизы | 3045,9 | 3900,8 | 3637,4 | 4350,2 | 5599,5 | 2553,6 | 83,8 |
Налоговые доходы от ВЭД | 6281,3 | 10612,6 | 7969,5 | 5776,2 | 15146,9 | 8865,6 | 141,1 |
Прочие | 21614,9 | 27569,8 | 12511,1 | 9590,1 | 17809,0 | -3805,9 | -17,6 |
Всего | 48049,0 | 65663,4 | 46740,8 | 48754,2 | 85608,4 | 37559,4 | 78,2 |
Что касается структурной составляющей, то удельный вес налогов на собственность в структуре доходов бюджет не превышает 3,8%, а в динамике наблюдается некоторое снижение до 3,0% по итогам 2011 года.
Отметим, что с 1 января 2009 года внесены многочисленные изменения в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», среди которых имеются весьма серьезные. В первую очередь — это изменение ставок подоходного налога с физических лиц. Напомним, что для исчисления подоходного налога используются основная ставка 12%, а также ставки 9%, 15% и фиксированная ставка.
Введение единой ставки подоходного налога имеет ряд преимуществ: простота в применении и отказ от налоговых деклараций. Кроме того, это существенное сокращение расходов на налоговое администрирование, дебюрократизация бизнеса и, возможно, шаг в создании некого партнерства в атмосфере доверия между бизнесом и государством. Такая реформа подоходного налогообложения осуществлена в начале ХХI века в России. Однако уравнительная шкала имеет также ряд серьезных недостатков, в результате усиливающегося влияния которых в России возможен обратный переход к прогрессивной или даже так называемой прогрессивно-регрессивной ("горбатой") шкале [11, с. 53]. Вместе с тем рост собираемости подоходного налога после реформы связан в определенной мере не только с новой ставкой, но и вызван за счет общих высоких темпов роста экономики и доходов населения. По оценкам экспертов, от трети до половины зарплат, выплачиваемых в России, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, как были, так и остались "в тени". "Конвертные" выплаты не такое уж безобидное явление. Как правило, за ними стоит ряд нарушений: незаконные коммерческие сделки, нелегальный найм на работу, в том числе и мигрантов, сокрытие объектов налогообложения, искажение бухгалтерской отчетности и так далее.
В Беларуси, избежавшей "шоковой терапии", сверхдоходами обладает относительно незначительный процент граждан. Преобладающая часть населения так или иначе относит себя скорее к среднему классу, чем к олигархам и бедным. Социальная направленность государственной экономической политики в большей степени подразумевает использование прогрессивной шкалы подоходного налога. Такая налоговая система должна реагировать на социально-экономические и политические условия, подчиняться решению национальных проблем в целях устойчивого экономического роста. В последние годы в нашей стране стабильными темпами повышается благосостояние населения.
Существующая в настоящее время в Беларуси система подоходного налогообложения имеет ряд недостатков. Некоторые виды дохода не попадают под налогообложение (например, процентный доход), существует много налоговых льгот.
Определенные проблемы появились в связи с произошедшими в 2012 году изменениями в налоговых вычетах. Ведь за 2011 год инфляция составила 108,7% [12], а налоговые вычеты увеличились всего на 41,6-67,9%. Таким образом видно, что в Беларуси подоходное налогообложение не выполняет социальной функции. Кроме того, в Беларуси в отличие от России, нет социального налогового вычета на медицинские услуги и лекарства. У наших соседей такой вычет в сумме до 120 тыс. RUB за год предоставляется при оплате за услуги по лечению самого налогоплательщика, а также его супруга, родителей и детей в возрасте до 18 лет в медучреждениях Российской Федерации, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом и купленных налогоплательщиком за счет собственных средств. Перечни медуслуг и лекарств при этом утверждены правительством Российской Федерации.
Еще один социальный вычет дается на получение образования. Но если в Беларуси с 2012 году он положен только по перечню, утвержденному Минобразования, то в России не оговорено, где должен обучаться налогоплательщик. Просто размер вычета ограничен 50 тыс. RUB в год. Кроме того, у наших соседей предоставляется налоговый вычет в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, — в размере фактически произведенных расходов. Единственное ограничение — вычет не может составить более 25% дохода, полученного в календарном году [13, c. 4].
В Беларуси же только планируется освободить от обложения подоходным налогом благотворительную помощь, направленную на лечение, в т.ч. на проведение операций, независимо от размера. Еще одно новшество — освобождение от подоходного налога алиментов, полученных из иностранных государств. Таким образом, у нас, как это давно сделано в России, тоже не будут облагаться налогом деньги с алиментов, откуда бы они ни поступили.
Как видно, наличие плоской шкалы с относительно низкой ставкой и набора вычетов не обеспечивает решения всех проблем в области подоходного налога. Определять размер социальных вычетов в нынешних условиях нужно исходя из реального уровня инфляции, да и перечень этих вычетов нуждается в расширении.
В качестве перспектив подоходного налогообложения, хотелось бы внести, на взгляд автора, необходимую льготу по подоходному налогу в действующее законодательство.
Так, государство, посредством введения дополнительных льгот по подоходному налогу может решить некоторые важные социальные проблемы. Например, за последние 10 лет, в демографической ситуации республики наблюдается резкий спад.
В ближайшей и более отдаленной перспективе уменьшение численности населения Республики Беларусь будет продолжаться. Все имеющиеся прогнозы дают удручающую картину. Так, согласно одному из вариантов прогноза, к 2020 г. население Беларуси составит 9 млн 132 тыс. человек [14, с. 31]. Еще более тревожным является прогноз численности населения Беларуси, выполненный ООН. Согласно этому прогнозу, численность населения Республики Беларусь в 2050 г. будет составлять 8,3 млн человек [15, с. 86].
Представляется, что росту рождаемости в определенной степени может способствовать предоставление льготы по подоходному налогу.
Например, при рождении второго ребенка – отмена обязательств по уплате подоходного налога одному из членов семьи, а при рождении третьего ребенка – освобождение от уплаты подоходного налога обоими супругами. По мнению автора, введение подобных новаций изменит демографическую ситуацию в стране.
Правила функционирования налоговой системы должны стать предельно ясными и однозначными, налоговое администрирование прозрачным и менее затратным. В то же время на переходном этапе всеобщих экономических преобразований, на котором республика в настоящее время продолжает находиться, целесообразно наличие некоторых льгот, особых преференций и специальных нормативов в системе налогообложения для защиты малообеспеченных слоев населения, молодых и многодетных семей. Кроме того, развитие механизма подоходного налога и системы налогообложения в целом актуально в рамках совершенствования экономических отношений, обеспечивающих решение задач стабильного роста всех секторов экономики. Относительно денежно-кредитного сектора это необходимо, прежде всего, для укрепления его ресурсного потенциала и более эффективного распределения ресурсов.
Заключение
Результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:
1. Налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них — обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй — обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ».
2. Основным налогом с населения в Республике Беларусь является подоходный налог, далее по значимости следуют налог на недвижимость и земельный налог, государственная пошлина.
Рассматривая практику взимания подоходного налога в Республике Беларусь, можно остановиться на нескольких моментах:
- объекты обложения - совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной форме, полученный в течение календарного года;
- для целей исчисления подоходного налога законодательством предусмотрено четыре вида налоговых вычетов: стандартные; социальные; имущественные; профессиональные;
- для исчисления подоходного налога используются основная ставка 12%, а также ставки 9%, 15% и фиксированная ставка.
Плательщиками земельного налога признаются физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.
Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся: в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) физических лиц.
Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица.
Объектом обложения для физических лиц является:
- стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, и иных зданий и строений;
- стоимость зданий и строений, не завершенных строительством, готовность которых составляет 80 процентов и более.
Годовая ставка налога на недвижимость устанавливается для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ - в размере 0,1 процента.
Налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год.
Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
3. В результате проведенного анализа налоговых поступлений физических лиц в бюджет, было выяснено следующее:
- основным и значительно весомым, является подоходный налог, на долю которого приходится около 10,9% доходов консолидированного бюджета;
- поступления же налогов на собственность в состав которых входят платежи за землю и налог на недвижимость, в 2007-2011гг. не превышали 3,8%, а по результатам 2011 года снизились до 3,0%.
Существующая в настоящее время в Беларуси система подоходного налогообложения имеет ряд недостатков. Некоторые виды дохода не попадают под налогообложение (например, процентный доход), существует много налоговых льгот. Определенные проблемы появились в связи с произошедшими в 2012 году изменениями в налоговых вычетах. Ведь за 2011 год инфляция составила 108,7%, а налоговые вычеты увеличились всего на 41,6-67,9%. Таким образом видно, что в Беларуси подоходное налогообложение не выполняет социальной функции. Представляется, что определять размер социальных вычетов в нынешних условиях нужно исходя из реального уровня инфляции, да и перечень этих вычетов нуждается в расширении.
В качестве перспектив подоходного налогообложения, хотелось бы внести, на взгляд автора, необходимую льготу по подоходному налогу в действующее законодательство. Например, при рождении второго ребенка – отмена обязательств по уплате подоходного налога одному из членов семьи, а при рождении третьего ребенка – освобождение от уплаты подоходного налога обоими супругами. По мнению автора, введение подобных новаций изменит демографическую ситуацию в стране.
В заключение отметим, что система подоходного налогообложения - высокочувствительный инструмент, который оперативно реагирует на малейшие изменения в параметрах экономического пульса государства. Вместе с тем такая система должна соответствовать реальным социально-экономическим потребностям общества, т.е. отвечать бюджетным интересам, быть наименее уязвимой в социальном плане и наиболее приемлемой для налогоплательщиков. Достичь столь сложного баланса между интересами государства и граждан - задача весьма непростая.