Роль Налогов с населения в доходах бюджета и перспективы их развития

За период 2007-2011 годов доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь возросли с 48049,0 млрд руб. до 85608,4 млрд руб. или на 37559,4 млрд руб. Темп прироста доходов консолидированного бюджета за этот период составил 78,2%. В то же время темп прироста поступлений подоходного налога составил 202,4%, то есть поступления от подоходного налога в консолидированном бюджете республики занимают все более значимое место (рисунок 3.1).

Роль Налогов с населения в доходах бюджета и перспективы их развития - student2.ru

Рисунок 3.1 – Динамика удельного веса подоходного налога в доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь

Относительный рост подоходного налога в доходах бюджета до 2010 года свидетельствовал о тенденции сокращения выплачиваемых "конвертных" зарплат, повышении налоговой культуры налогоплательщиков и росте доходов населения. Однако в 2011 году произошло сокращение доли подоходного налога в доходах бюджета, причем это сокращение сопровождалось абсолютным увеличением поступления налога (рисунок 3.2). Как видно из рисунка, абсолютные суммы подоходного налога возросли более чем в три раза – с 3081 млрд руб. в 2007 году до 9316,4 млрд руб. в 2011 году. Таким образом, суммы собранного подоходного налога увеличились на 6235,4 млрд руб.

Роль Налогов с населения в доходах бюджета и перспективы их развития - student2.ru

Рисунок 3.2 – Динамика подоходного налога в Республике Беларусь

Наиболее динамично суммы налога увеличились в 2011 году – на 3935,6 млрд руб. по сравнению с 2010 годом. Такое резкое увеличение связано с высокой инфляцией, в результате чего номинальные доходы физических лиц также увеличились.

Что касается налогов на недвижимость и земельного с физических лиц, то за неимением статистических данных по их поступлениям, мы обратим внимание на общую цифру поступления налогов на собственность, к которым они относятся, чтобы проследить общую тенденцию. Так, поступление данных налогов в бюджет Республики Беларусь увеличилось с 1519,2 млрд. руб. до 2549,2 млрд. руб. за период 2007 – 2011гг. (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей

  2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год Изменение Темп при-роста, %
Подоходный налог 3081,0 4182,9 4305,3 5380,8 9316,4 6235,4 202,4
Налог на прибыль 3837,1 5993,3 4607,7 5580,4 8688,9 4851,8 126,4
Налоги на собственность 1519,2 2004,8 1626,7 1850,1 2549,2 1030,0 67,8
НДС 8669,6 11399,2 12083,1 16226,4 26498,5 17828,9 205,6
Акцизы 3045,9 3900,8 3637,4 4350,2 5599,5 2553,6 83,8
Налоговые доходы от ВЭД 6281,3 10612,6 7969,5 5776,2 15146,9 8865,6 141,1
Прочие 21614,9 27569,8 12511,1 9590,1 17809,0 -3805,9 -17,6
Всего 48049,0 65663,4 46740,8 48754,2 85608,4 37559,4 78,2


Что касается структурной составляющей, то удельный вес налогов на собственность в структуре доходов бюджет не превышает 3,8%, а в динамике наблюдается некоторое снижение до 3,0% по итогам 2011 года.

Отметим, что с 1 января 2009 года внесены многочисленные изменения в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», среди которых имеются весьма серьезные. В пер­вую очередь — это изменение ставок подоходного налога с физических лиц. Напомним, что для исчисления подоходного налога используются основная ставка 12%, а также ставки 9%, 15% и фиксированная ставка.

Введение единой ставки подо­ходного налога имеет ряд преиму­ществ: простота в применении и отказ от налоговых деклараций. Кроме того, это существенное со­кращение расходов на налоговое администрирование, дебюрократи­зация бизнеса и, возможно, шаг в создании некого партнерства в ат­мосфере доверия между бизнесом и государством. Такая реформа подо­ходного налогообложения осуще­ствлена в начале ХХI века в России. Однако уравнительная шкала имеет также ряд серьезных недо­статков, в результате усиливающе­гося влияния которых в России возможен обратный переход к про­грессивной или даже так называе­мой прогрессивно-регрессивной ("горбатой") шкале [11, с. 53]. Вместе с тем рост собираемости подоходного на­лога после реформы связан в опре­деленной мере не только с новой ставкой, но и вызван за счет об­щих высоких темпов роста эконо­мики и доходов населения. По оценкам экспертов, от трети до по­ловины зарплат, выплачиваемых в России, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, как были, так и остались "в тени". "Конвертные" выплаты не такое уж безобидное явление. Как правило, за ними стоит ряд нарушений: незаконные коммерческие сделки, нелегаль­ный найм на работу, в том числе и мигрантов, сокрытие объектов на­логообложения, искажение бух­галтерской отчетности и так далее.

В Беларуси, избежавшей "шо­ковой терапии", сверхдоходами обладает относительно незначи­тельный процент граждан. Преоб­ладающая часть населения так или иначе отно­сит себя скорее к среднему классу, чем к олигархам и бедным. Соци­альная направленность государст­венной экономической политики в большей степени подразумевает использование прогрессивной шкалы подоходного налога. Такая налоговая система должна реаги­ровать на социально-экономичес­кие и политические условия, под­чиняться решению национальных проблем в целях устойчивого эко­номического роста. В последние годы в нашей стране стабильными темпами повышается благосостоя­ние населения.

Существующая в настоящее время в Беларуси сис­тема подоходного налогообложе­ния имеет ряд недостатков. Неко­торые виды дохода не попадают под налогообложение (например, процентный доход), существует много налоговых льгот.

Определенные проблемы появились в связи с произошедшими в 2012 году изменениями в налоговых вычетах. Ведь за 2011 год инфляция составила 108,7% [12], а налоговые вычеты увеличились всего на 41,6-67,9%. Таким образом видно, что в Беларуси подоходное налогообложение не выполняет социальной функции. Кроме того, в Беларуси в отличие от России, нет социального налогового вычета на медицинские услуги и лекарства. У наших соседей такой вычет в сумме до 120 тыс. RUB за год предоставляется при оплате за услуги по лечению самого налогоплательщика, а также его супруга, родителей и детей в возрасте до 18 лет в медучреждениях Российской Федерации, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом и купленных налогоплательщиком за счет собственных средств. Перечни медуслуг и лекарств при этом утверждены правительством Российской Федерации.

Еще один социальный вычет дается на получение образования. Но если в Беларуси с 2012 году он положен только по перечню, утвержденному Минобразования, то в России не оговорено, где должен обучаться налогоплательщик. Просто размер вычета ограничен 50 тыс. RUB в год. Кроме того, у наших соседей предоставляется налоговый вычет в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, — в размере фактически произведенных расходов. Единственное ограничение — вычет не может составить более 25% дохода, полученного в календарном году [13, c. 4].

В Беларуси же только планируется освободить от обложения подоходным налогом благотворительную помощь, направленную на лечение, в т.ч. на проведение операций, независимо от размера. Еще одно новшество — освобождение от подоходного налога алиментов, полученных из иностранных государств. Таким образом, у нас, как это давно сделано в России, тоже не будут облагаться налогом деньги с алиментов, откуда бы они ни поступили.

Как видно, наличие плоской шкалы с относительно низкой ставкой и набора вычетов не обеспечивает решения всех проблем в области подоходного налога. Определять размер социальных вычетов в нынешних условиях нужно исходя из реального уровня инфляции, да и перечень этих вычетов нуждается в расширении.

В качестве перспектив подоходного налогообложения, хотелось бы внести, на взгляд автора, необходимую льготу по подоходному налогу в действующее законодательство.

Так, государство, посредством введения дополнительных льгот по подоходному налогу может решить некоторые важные социальные проблемы. Например, за последние 10 лет, в демографической ситуации республики наблюдается резкий спад.

В ближайшей и более отдаленной перспективе уменьшение числен­ности населения Республики Беларусь будет продолжаться. Все имеющие­ся прогнозы дают удручающую картину. Так, согласно одному из вариантов прогноза, к 2020 г. население Беларуси составит 9 млн 132 тыс. человек [14, с. 31]. Еще более тревожным является прогноз численности на­селения Беларуси, выполненный ООН. Согласно этому прогнозу, числен­ность населения Республики Беларусь в 2050 г. будет составлять 8,3 млн человек [15, с. 86].

Представляется, что росту рождаемости в определенной степени может способствовать предоставление льготы по подоходному налогу.

Например, при рождении второго ребенка – отмена обязательств по уплате подоходного налога одному из членов семьи, а при рождении третьего ребенка – освобождение от уплаты подоходного налога обоими супругами. По мнению автора, введение подобных новаций изменит демографическую ситуацию в стране.

Правила функ­ционирования налоговой системы должны стать предельно ясными и однозначными, налоговое админи­стрирование прозрачным и менее затратным. В то же время на пере­ходном этапе всеобщих экономиче­ских преобразований, на котором республика в настоящее время про­должает находиться, целесообраз­но наличие некоторых льгот, осо­бых преференций и специальных нормативов в системе налогообло­жения для защиты малообеспечен­ных слоев населения, молодых и многодетных семей. Кроме того, развитие механизма подоходного налога и системы налогообложе­ния в целом актуально в рамках совершенствования экономичес­ких отношений, обеспечивающих решение задач стабильного роста всех секторов экономики. Относи­тельно денежно-кредитного секто­ра это необходимо, прежде всего, для укрепления его ресурсного по­тенциала и более эффективного распределения ресурсов.

Заключение

Результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. Налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них — обязательное участие каждого граж­данина в поддержке государства частью своих доходов, второй — обеспечение го­сударством населению определенного набора «неделимых благ».

2. Основным налогом с населения в Республике Беларусь является подоходный налог, далее по значимости следуют налог на недвижимость и земельный налог, государственная пошлина.

Рассматривая практику взимания подоходного налога в Республике Беларусь, можно остановиться на нескольких моментах:

- объекты обложения - совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной форме, полученный в течение календарного года;

- для целей исчисления подоходного налога законодательством предусмотрено четыре вида налоговых вычетов: стандартные; социальные; имущественные; профессиональные;

- для исчисления подоходного налога используются основная ставка 12%, а также ставки 9%, 15% и фиксированная ставка.

Плательщиками земельного налога признаются физические лица, которым земельные участки на территории Республики Беларусь предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставлены в частную собственность.

Объектами налогообложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, находящиеся: в собственности, пожизненном наследуемом владении или временном пользовании (в том числе предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению) физических лиц.

Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Плательщиками налога на недвижимость признаются организации и физические лица.

Объектом обложения для физических лиц является:

- стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, и иных зданий и строений;

- стоимость зданий и строений, не завершенных строительством, готовность которых составляет 80 процентов и более.

Годовая ставка налога на недвижимость устанавливается для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ - в размере 0,1 процента.

Налоговым периодом по налогу на недвижимость признается календарный год.

Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

3. В результате проведенного анализа налоговых поступлений физических лиц в бюджет, было выяснено следующее:

- основным и значительно весомым, является подоходный налог, на долю которого приходится около 10,9% доходов консолидированного бюджета;

- поступления же налогов на собственность в состав которых входят платежи за землю и налог на недвижимость, в 2007-2011гг. не превышали 3,8%, а по результатам 2011 года снизились до 3,0%.

Существующая в настоящее время в Беларуси сис­тема подоходного налогообложе­ния имеет ряд недостатков. Неко­торые виды дохода не попадают под налогообложение (например, процентный доход), существует много налоговых льгот. Определенные проблемы появились в связи с произошедшими в 2012 году изменениями в налоговых вычетах. Ведь за 2011 год инфляция составила 108,7%, а налоговые вычеты увеличились всего на 41,6-67,9%. Таким образом видно, что в Беларуси подоходное налогообложение не выполняет социальной функции. Представляется, что определять размер социальных вычетов в нынешних условиях нужно исходя из реального уровня инфляции, да и перечень этих вычетов нуждается в расширении.

В качестве перспектив подоходного налогообложения, хотелось бы внести, на взгляд автора, необходимую льготу по подоходному налогу в действующее законодательство. Например, при рождении второго ребенка – отмена обязательств по уплате подоходного налога одному из членов семьи, а при рождении третьего ребенка – освобождение от уплаты подоходного налога обоими супругами. По мнению автора, введение подобных новаций изменит демографическую ситуацию в стране.

В заключение отметим, что система подоходного налогообложения - высокочувствительный инструмент, который оперативно реагирует на малейшие изменения в параметрах экономического пульса государства. Вместе с тем такая система должна соответствовать реальным социально-экономическим потребностям общества, т.е. отвечать бюджетным интересам, быть наименее уязвимой в социальном плане и наиболее приемлемой для налогоплательщиков. Достичь столь сложного баланса между интересами государства и граждан - задача весьма непростая.

Наши рекомендации