Толкование права: понятие, способы, виды
Толкование права – интеллектуальный, мыслительный процесс, складывающийся из трех этапов - уяснения, разъяснения и акта толкования права.
Начальным этапом толкования права считается уяснение их смысла интерпретатором. Уяснение – внутренний мыслительный процесс, которые не имеет внешнего проявления и поэтому не имеет юридической силы. Следующим этапом толкования является разъяснение смысла и содержания норм права. Этот этап имеет внешнюю форму выражения – в форме определенного официального акта (акта толкования) – постановления, определения, инструкции и т.п.
Толкование правовых норм связывают с их конкретизацией, т.е. уточнением по смыслу, цели, месту и времени применения.
Толкование права – это не правотворчество, не процесс создания и изменения нормы права, а процесс уяснения, понимания для правильного применения. Исключением являются лишь немногочисленные случаи, когда разъяснение несовершенной нормы приобретает настолько сильное юридическое значение, что становиться правилом. Т.е. порождает правовую норму. В первую очередь это относиться к решениям Конституционного Суда по разъяснению отдельных невнятных форм Конституции и др. законов.
Основная задача толкования – обеспечение правильного, единообразного понимания и применения нормы права на всей территории государства.
Виды толкования различают по субъектам и объему.
Толкование по субъектам – это толкование в зависимости от того кто (какой орган, какое должностное лицо и т.д.) осуществляет толкование. На этом основании различают официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование осуществляется уполномоченными на то субъектами – гос.органами и должностными лицами. Официальное толкование закрепляется в специальном правовом акте, является обязательным для всех, кто будет применять разъясненную норму. Среди официального токования выделяют аутентичное – толкование тем органом, который эту норму принял (Конституция РФ не разрешает осуществлять аутентичное толкование законов Гос.Думе, а уполномочивает на это Конституционный Суд); и легальное толкование, осуществляемое субъектом толкования в соответствии с предоставленными полномочиями (Конституционный Суд, Министерство Юстиции РФ и т.п.).
Официальное толкование правовых норм бывает нормативным и казуальным. Нормативное – это такое разъяснение смысла и содержания правовой нормы, которое является обязательным для тех, кто будет применять данную норму. Оно имеет общее значение, т.е. рассчитано на множество случаев применения. Цель нормативного толкования добиться однозначности в понимании и соответственно в применении норм права. Казуальное толкование дается компетентным субъектом по конкретному делу. Казуальное толкование относиться только к тем лицам, которые являются участниками данного юр.дела. Казуальное толкование выражается в специальных актах или в отдельных частях правового акта, например, в мотивировочной части судебных решений.
Официальное толкование в зависимости от органов власти, осуществляющих толкование, делится на судебное – осуществляется судами и административное – делается органами исполнительной власти.
Неофициальное толкование осуществляется не уполномоченными на то организациями, не является юридически обязательным, не имеет юр.силы, имеет форму рекомендации.
Неофициальное толкование подразделяется на доктринальное (научное), профессиональное (компетентное) и обыденное. Большое значение среди них имеет доктринальное толкование – его сила в обоснованности, аргументированности излагаемой авторитетными учеными позиции. Профессиональное толкование дается юристами-профессионалами в процессе их практической деятельности. Обыденное толкование делается в обычной обстановке, любым гражданином, который высказывает собственное суждение по поводу правового акта.
Основными способами толкования-уяснения являются следующие:
1) грамматический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил языка. Выясняется значение слов, терминов, знаков препинания, исследуются структуры предложений и т. д.;
2) логический - совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики;
3) специально-юридический - совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и др.);
4) систематический - совокупность специальных приемов, обусловленных системностью права и законодательства и направленных на анализ связей толкуемого нормативного положения с другими элементами системы права и системы законодательства;
5) историко-политический - совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономических и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя.
Из приведенного описания способов толкования видно, что установление истинного смысла предписаний, содержащихся в тексте нормативно-правового акта, требует разнообразных знаний.
Результаты официального толкования, как правило, оформляются в виде правовых актов. Официальное толкование принципиально отличается от неофициального тем, что официальное влечет необходимость принятия правового акта – акта толкования. Акты толкования так же как и нормативные или правоприменительные характеризуются многими общими признаками.