Структура нормы и структура института
Четвернин. Правовые нормы – это правила должного (правила поведения), в которых абстрактно описываются субъективные права и юридические обязанности. Принцип формального равенства выражен, прежде всего, в особом характере правовых норм. Иначе говоря, правовые нормы – это правила должного, описывающие права и обязанности, которые установлены по принципу формального равенства.
В советской доктрине принято, что «правовая норма» имеет логическую структуру «если…, то…, иначе», т.е. состоит из трех элементов — гипотезы, диспозиции и санкции. А поскольку нормативные законоположения, как правило, не формулируются по принципу «если…, то…, иначе…», т.е. не содержат всех трех элементов, предлагалось логически домыслить недостающий элемент правовой нормы или искать его в других законоположениях или законах. Представляется, что «трехчленка» до сих пор имеет немало сторонников не только по причинам когнитивного свойства; возможно, она притягательна тем, что, хоть и в искаженном виде, она выражает структуру регулирования: «позитивные нормы» должны обеспечиваться механизмом принуждения, санкционированным и нормированным насилием.
В последние десятилетия советской власти сложилась несколько иная теоретическая позиция по этому вопросу — как реакция на явную несостоятельность «трехчленки». А именно: с точки зрения структуры различаются два вида норм — регулятивные и охранительные. Первые состоят из гипотезы и диспозиции, вторые — из диспозиции и санкции. Есть несколько модификаций такой теоретической позиции. Это негодная интерпретация, так как любые нормы права, рассмотренные как логические модели поведения, должны иметь одинаковую структуру.
В основе «трехчленки» и попыток разделить ее на две разные «двучленки» лежит одно и то же недоразумение: логическую структуру отдельной нормы права (правила о правах и обязанностях) перепутали с логической структурой социальной регуляции или структурой социального института. «Если…, то…, иначе…» — это не структура отдельной правовой нормы. Это принцип регуляции вообще или принцип, выражающий системную связь внутри целого комплекса норм — института.
Как объясняет нормативная логика, структура регуляции заключается в следующем: 1) предполагается ситуация, в которой некое поведение признается значимым для данной системы регулирования; 2) формулируется правило поведения для этой ситуации — права и обязанности каждого, кто оказывается в этой ситуации в определенной социальной роли; 3) предусматриваются негативные последствия для тех, кто нарушает установленное правило, но последствия разные для разных вариантов нарушения. Получается «если…, то…, иначе…», причем, что именно будет «иначе», зависит от того, что именно будет сделано «не то».
Это построение социальной регуляции интерпретировали как логику, логическую структуру отдельной правовой нормы. В действительности такой принцип («если…, то…, иначе…») реализуется не установлением одной нормы для каждой отдельной ситуации, а формированием института, т.е. посредством множества норм, подчиненных единому началу, каждая из которых нуждается в дополнении другими. Именно в этом заключается системная связь норм права. В частности, отсюда вытекает, что «позитивные» нормы гражданского права обеспечиваются угрозой принуждения, санкционированного нормами наказательного права, и механизмом разрешения споров, которое (разрешение споров) также регламентируется — процессуальными нормами.
Из нормативной логики давно известно, что норма права состоит из двух элементов — гипотезы и диспозиции. Никакого третьего элемента (санкции или чего-то иного) в одном ряду с гипотезой и диспозицией логически быть не может. Гипотеза правовой нормы — это описание регулируемой ситуации, точнее — описание ситуации в которой возникают права и обязанности у тех, кто оказывается в этой ситуации, или описание определенного вида субъекта права, у которого всегда, в любой ситуации есть определенные права и обязанности. Диспозиция правовой нормы — «само правило поведения», абстрактное предписание права и обязанностей.
Полный текст формальной нормы построен в виде суждения «если (гипотеза)…, то (диспозиция)». (Такой текст может быть уже дан в законе или получен реконструкцией одного или нескольких законоположений).
Власенко: Структура правовой нормы - это ее строение, складывающееся из определенных элементов, связанных между собой. Строение нормы выражает ее предназначение, задачу, которая состоит в регулировании общественных отношений. Юридическое регулирование начинается с описания ситуации, обстоятельств, фактов, которые подпадают под действие правовой нормы. Затем, по мысли нормоустановителя, должно наступать должное поведение, т.е. в случае, если обстоятельства и соответствующие субъекты в рамках регламентации нормы - они должны поступить соответствующим образом либо им что-то дозволяется. Отсюда следуют понятия должное и дозволенное поведение. В тех случаях, когда нет должного поведения, соответствующих действий либо субъект не может по каким-либо причинам реализовать то, что ему дозволено, предусматривается конкретная ответственность или лицо прибегает, обращается к обеспечительным мерам. С учетом этого и структурируются нормы. Рассмотрим каждый из элементов юридической нормы.
Гипотеза - часть нормы, указывающая на условия действия юридической нормы, на факты, при которых норма начинает функционировать.
Диспозиция - закрепляет права и обязанности участников правовых отношений, не связывая их с ответственностью.
Санкция - часть нормы, указывающая на принудительные меры с целью обеспечения прав и обязанностей. Санкции во многих случаях содержат конкретные виды юридической ответственности.
Структура института.
Власенко (Тимошена пишет тоже самое): Институт права - устойчивая группа правовых норм, являющаяся частью отрасли права и регулирующая определенную разновидность общественных отношений. Отрасль права является частью системы права, а правовой институт образует часть отрасли права, соответственно, если отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, то институт - определенный вид отношений внутри рода.
Институты права обладают относительной независимостью, поскольку регулируют самостоятельный круг вопросов.
Примерами правовых институтов являются: в гражданском праве - институт исковой давности, сделки, купли-продажи, институт дарения; в семейном праве - институт брака; в уголовном - институт необходимой обороны, крайней необходимости и т.д.
Правовой институт может иметь в своем составе более мелкие самостоятельные образования - субинституты (в гражданском праве институт аренды - субинститут - субаренда).
Институты права, как правило, подразделяются по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, семейные, трудовые и т.д. Существует деление на материальные и процессуальные институты, а также отраслевые и межотраслевые.
Отраслевые институты - объединяют нормы одной отрасли (институт дарения в гражданском праве, институт брака в семейном праве и т.д.).
Межотраслевые институты - объединяют нормы двух или более отраслей (институт договора относится к гражданскому, международному, трудовому, государственному праву, институт опеки и попечительства - к гражданскому, семейному и т.д.).