Основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями в РФ
Наименование налога | Его сущность |
Налог на добавленную стоимость (НДС) | Является косвенным налогом. Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. |
Налог на прибыль предприятий и организаций | Является прямым налогом, т. е. его сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализованной продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). |
Налог на имущество предприятий | Является региональным налогом. Сумма налога определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия. |
Налоги в дорожные фонды | Являются источником образования и пополнения дорожных фондов. |
Обмен — процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.
Обмен является промежуточным звеном, связывающим собственно производство и потребление: прежде чем товар будет потреблён, он должен пройти через рынок — сферу обмена. Следовательно, обмен — обязательное звено, без которого в рыночной системе нет потребления.
Обмен обусловливается общественным разделением труда, при котором происходит специализация производителей на изготовлении конкретной продукции, и вытекает из него.
Общественное разделение труда — обособление различных видов трудовой деятельности.
Специализация (от лат. specialis — особенный, особый) — приобретение специальных знаний, навыков в какой-либо области; сосредоточение деятельности на каком-либо занятии; разделение труда на отдельные операции и элементы.
Общественное разделение труда неотделимо от специализации производителей, поскольку каждый из участников общественного труда, обособляясь от других, вынужден специализироваться на выпуске одного какого-то конкретного товара, например, на изготовлении гвоздей, обуви, мыла. Специализация еще больше углубляет общественное разделение труда.
В результате общественного разделения труда появляется необходимость в обмене результатами труда. Это вытекает из естественного природного свойства человека — склонности обмениваться продуктами своего труда для получения других необходимых ему товаров или услуг.
Специализация позволяет производителю изготавливать определённый товар лучше других. Поэтому производителю выгодно только этим и заниматься. Все остальные необходимые товары он может получить с помощью обмена.
Если разделение труда развито слабо, то производитель всё делает сам и все потребляет сам, здесь нет места обмену. При развитом разделении труда производитель должен сделать что-то такое, что было бы нужно другим людям, затем он должен найти того, кто делает то, что ему нужно, и уже потом обменяться продуктами труда. Производитель заинтересован удовлетворить чью-то потребность в обмен на нужный ему товар. Таким образом, часть произведённого продукта (выполняемых работ и услуг) потребитель получает в результате обмена.
Для осуществления обмена нужно, чтобы товары оценивались его участниками неодинаково. Только наличие у обменивающихся сторон различных целей и предпочтений создает основу для обмена. В любом обмене каждый из партнеров отказывается от того, что он ценит меньше, в пользу того, что он ценит больше. Это зависит от вкусов, традиций, моды и т. д.
Во время обмена вещь переходит от того, кто ценит её меньше, к тому, кто ценит её больше: это означает, что при добровольном обмене выигрывают обе стороны либо, по крайней мере, кто-то выигрывает, в то время как другой не проигрывает.
Существуют две разновидности обмена.
1. Бартер (от англ. barter — менять, обменивать) (натуральный обмен) — обмен одного товара на другой товар без посредства денег.
2. Торговля (товарно-денежный обмен) — обмен одного товара на другой товар посредством денег.
Преимущества торговли:
1) позволяет более точно измерить стоимость товара;
2) позволяет сократить время обмена;
3) позволяет сократить издержки при обмене.
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
В качестве потребителей в экономике могут выступать следующие субъекты:
1) индивиды и домохозяйства — личное потребление;
2) фирмы (производители) — производственное потребление;
3) государство — общественное потребление.
Потребление — это процесс удовлетворения потребностей (запросов, нужд, желаний и вкусов).
В мире рыночных отношений потребители, привыкшие ценить деньги и время, стремятся к рациональному поведению, которое сводится к решению проблемы выбора. Выбор потребителя заключается в получении максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя основано на компромиссе (от лат. compromissum— соглашение, достигнутое путём взаимных уступок) потребления альтернативных товаров при ограниченности денежных ресурсов. Главным фактором потребительского выбора является полезность товара.