От полиса к эллинистической монархии
Силой исторического развития осуществилась вторая альтернатива. Вместо полиса, новой формой государства стала эллинистическая монархия, путь становления которой открыла деятельность македонского царя Филиппа II и завоевания его сына Александра Македонского. Эллинистическая монархия стала господствующей, весьма эффективной и плодотворной формой организации государства, определив лицо новой исторической эпохи – эллинизма, пришедшей вслед за эпохой полиса. Становление новой государственности пролегло через период великих потрясений и бедствий, став их главной причиной и еще раз воочию показав, какую огромную цену платит человечество за каждое преображение своей жизни. Но самое примечательное для нас, что полис не исчез в эллинистическую эпоху. Перестав быть основной формой государственности, он сохранился в качестве важнейшей формы общественной жизни. Он остался строем жизни эллинистических городов; его ценности продолжали обусловливать важнейшие стороны отношений и жизнедеятельности людей; гражданское состояние по-прежнему определяет объем и характер прав каждого.
ПАРАДОКС ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Есть нечто глубоко поучительное в этом выборе истории. Желая сохранить полис, платоновское государство его фактически уничтожает. Уничтожая полис как форму государственности, эллинистическая монархия сохраняет его как важнейший элемент всего жизненного и социального уклада. Так возникает парадокс сохранения, которое губит, – и гибели, которая сохраняет. Парадокс, которым определяется смысл многих исторических явлений, и который составляет одну из самых поучительных черт человеческого развития.
ТРИ ФИЛОСОФСКИХ СУДЬБЫ
Сократ представил нам одну ипостась философа: изобличающего неверную, ложную, превратную действительность как жизни, так и сознания людей. Платон воплотил другую ипостась: мыслителя, который в свете открывшейся ему истины пытается переустроить несовершенный мир. И он же, как никто другой в истории мысли, обнаружил своей судьбой трагичность и неосуществимость подобной попытки.
Самой своей судьбой Платон обнаруживает, что наш посюсторонний мир, при всех его тяготах, неподлинности и несовершенствах, обладает для нас огромной притягательностью. Даже тот, кому, как Платону, открывается мир запредельного бытия, сохраняет привязанность нашей земной обители. Стремление дать ей лучшую участь, внести в нее новый свет и новую жизнь, не может не вызывать сочувствия. Живой душе естественно сопереживать каждому явлению любви – а что движет Платоном как не любовь духа, познавшего истину, к миру, страдающему от ее отсутствия?
Сократ стал символом обличения мира мыслящим духом. Платон – символом переустройства мирового бытия силой истины, ставшей достоянием ума. Его ученик, Аристотель, станет символом соразмерности жизни духа бытию мира: когда дух находит адекватную сферу приложения своих усилий в той реальности, которую сам же определяет для себя, соизмеряя собственное бытие с сущностью мира.
АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до Р.Х.)
I. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ
История знает всего несколько мыслителей, с которыми ассоциируется само дело философствования. Один из них – Аристотель. Он родился в небольшом городе Стагира, расположенном на севере Эгейского моря, близ границ Македонского царства. Его отец был придворным лекарем македонского царя. Близость к царскому двору стала одной из причин того, что именно Аристотель был приглашен стать воспитателем тринадцатилетнего Александра, сына царя Филиппа II и будущего создателя всемирной державы. Но прежде сам Аристотель должен был получить образование и зарекомендовать себя способным мыслителем.
В семнадцать лет он приезжает в Афины и становится слушателем платоновской Академии. Здесь Аристотель проводит долгих двадцать лет – вплоть до смерти своего великого учителя Платона в 347 г. до Р.Х. После этого события Аристотель четыре года живет в Ионии, а затем (343/42 г. до Р.Х.) становится воспитателем будущего царя Александра Македонского, на личность которого он оказал глубокое влияние. Это положение философ занимает вплоть до восшествия Александра на престол (336 г. до Р.Х.). Хотя, возможно, он возвращается в Стагиры уже в 340 г.
ВТОРОЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ
В 334 г. до Р.Х. Аристотель вновь приезжает в Афины. Это случилось через несколько лет после битвы при Херонее (338 г. до Р.Х.), в которой македонская армия разгромила объединенные войска греческих полисов и подчинила Элладу своему влиянию. Начинается самый продуктивный период в жизни великого мыслителя, когда им были созданы все важнейшие произведения. Аристотель не вернулся в Академию, поскольку его собственные философские воззрения, достигшие к этому времени зрелости, уже не вписывались в рамки платонизма. Он основал собственную философскую школу, расположившуюся близ храма Аполлона Ликейского. Отсюда ее название – Ликей. Общение Аристотеля с учениками происходило во время прогулок в крытых галереях. От их названия – peripatos – последователи Аристотеля получили имя "перипатетиков".
Со времени основания популярность Ликея все более возрастает, а число учеников увеличивается. Они работают в различных областях знания: от риторики и поэтики до истории, политики и физики. Более десяти лет продолжается деятельность Аристотеля во главе Ликея. Однако в 323 г. до Р.Х. умирает Александр Великий и в Афинах начинается антимакедонское движение. Аристотель вынужден бежать из города в свое поместье на о. Эвбее, где вскоре и умирает (322 г. до Р.Х.).
ТВОРЧЕСТВО
За время долгой творческой жизни философа его взгляды претерпели существенную эволюцию. Начинает он как ревностный последователь Платона, которого глубоко чтил. От ранних произведений Аристотеля сохранились лишь фрагменты, включенные, как правило, в сочинения позднейших авторов. В них он всецело находится на позициях школы Платона. Отход от платоновского учения выразился в критике теории идей, игравшей ключевую роль в платонизме.
Сочинения Аристотеля обычно подразделяются на три основные категории. Во-первых, те, которые были им литературно обработаны и опубликованы при жизни. Главным образом это диалоги, обращенные к широкому читателю (т. н. "экзотерические" сочинения). Во-вторых, собрания материалов и выписок, которые служили подготовительной базой для трактатов. Их значение тем более велико ввиду разнообразия и систематического охвата вопросов, которым были посвящены труды Аристотеля и его школы. В-третьих, так называемые "эзотерические" сочинения, не опубликованные при жизни мыслителя и вошедшие в интеллектуальный оборот лишь через два века после его смерти. Это в основном ученые трактаты, часто представляющие собой записи лекций Аристотеля.