Арабский халифат. Мусульманское право

АББАСИДЫ – династия халифов Аббасидов (750–1258 гг.). В Аббасидский Халифат входили территории современных арабских стран – Азия, Иран, Египет, Северная Африка.

АМИЛ – гражданский правитель наместничества, ведал сборами податей.

АМИР – командующий войсками наместнической провинции.

вакф(вакуф) (от ар. «удержание») – в мусульманском праве имущество, отказанное частным лицом, государством на благотворительные или религиозные цели.

везир(визирь) – старший чиновник канцелярии халифа, впоследствии возглавлял государственный совет.

джихад (букв. «старание», «рвение», «борьба») – 1) название «священной войны» у мусульман. Первоначально джихад обозначал воззвание к неправоверным о принятии ислама, впоследствии – наступательную войну с целью расширения территории мусульманского государства и обращения иноверцев в ислам; 2) вершина дел человека в Исламе; всякое следование мусульманина законам шариата.

диван (с перс. «государственная канцелярия», «присутственное место») – при халифе Омаре так обозначался список (место хранения государственных реестров) для распределения государственных расходов среди населения; при следующих правителях – налогово-финансовое ведомство. Диванами также назывались и другие правительственные учреждения.

зиммий(зиммие) – в Халифате так называли немусульман, взаимоотношение которых с мусульманами регламентировались правом.

ИБАДАТ – в шариате отношения мусульман с Аллахом.

иджма (от ар. «согласие») – один из авторитетных источников мусульманского права. Иджма составлялась из совпадающих мнений сподвижников Мухаммеда или теологов – правоведов по религиозным и правовым вопросам.

ИДЖТИХАД – термин мусульманского правоведения, обозначающий способ интерпретации текстов Корана или Сунны, а также формирования новых норм, не связанных с Мухаммедом. Лицо, пользующееся иджтихадом, называлось муджтахидом.

икта – захваченные земли, переданные феодалам за военную или государственную службу, впоследствии стали передаваться по наследству.

ИММАТ – термин, обозначавший духовную власть халифа.

ислам (от ар. «предание себя богу», «покорность») – религия мусульман, основанная в Хиджазе (Западная Аравия) в начале VII в. Мухаммедом. Главный исламский догмат – единство бога – аллаха, который, согласно Корану, «не родился и не рожден и никого не было равных ему» (сура 112).

кади(кадий) – мусульманский судья, назначенный главой государства для рассмотрения гражданских и уголовных дел и вынесения решения на основе норм шариата и адатов (обычаев).

КАНУНЫ – законы, регламентировавшие деятельность государственных органов власти и регулировавшие административно-правовые отношения их с населением.

кисас (возмездие) – категория преступлений, за совершение которых предусматривается точно определенная санкция, назначаемая по принципу талиона – возмездия, т. е. наказания, равного по тяжести совершенному деянию (убийство, тяжкие телесные повреждения).

кИяс(Кийяс) – один из источников мусульманского права. Решение сомнительных правовых дел, не находящих ответа в Коране и Сунне по аналогии. В Киясе допускалось применение правовых обычаев. Учение о Киясе систематизировал в VIII в. юрист Абу Ханиф.

Коран (букв. «чтение») – у мусульман главная священная книга, сборник рассказов, поучений, правил, законов, сообщенных Мухаммеду Аллахом через архангела Гавриила. Откровения Мухаммеда были записаны в VII в. при халифе Омаре. Коран состоит из 114 сур (глав).

меджлис – совет старейшин.

мулла (от ар. «господин», «владыка») – служитель религиозного культа у мусульман.

мульк (от ар. «владение») – вид частной земельной собственности, имевший подчиненное значение по сравнению с общинной и государственной собственностью.

муфтий (с араб. «высказывать мнение») – высшее духовное лицо, наделенное полномочием выносить решение (фетву) по религиозным и юридическим вопросам.

МУХАММЕД (букв. «хвалимый») – политический и религиозный деятель (570–632 гг.). Посланник Аллаха, основоположник ислама, автор Корана.

наибы – помощники эмиров.

ОМАР (Омар ибн аль-Хаттаб, 591–644 гг.) – халиф (с 634 г.), один из виднейших сподвижников Мухаммеда. Завоеватель, заложил основы государственности у арабов.

ОМЕЙЯДЫ – династия халифов в Дамасском Халифате (661–750 гг.), Кордовском Эмирате (756–929 гг.) и Халифате (929–1031 гг.). Происходил от Омойи.

сеид – управляющий государственными ведомствами Халифата. Управляющие подразделялись на три ранга.

султан (от араб.-тур. «власть», «правитель») – титул светского правителя у мусульман. С XI в. – глава независимой династии, титул жаловался халифом.

сунна (от ар. «обыкновение», «поведение», «образ действия») – священное предание, изложенное в рассказах, изречениях и поступках Мухаммеда. Второй после Корана источник веры и религиозного права. Редакция рассказов (хадисов) была начата во второй половине VII в. и закончена в IX в. Сунна представлена в виде канонических сборников.

СУНИЗМ – основное, ортодоксальное направление в исламе. Возникло в VII–VIII вв. и окончательно сформировалось в IX в. Его последователи признают Сунну, наряду с Кораном, источником веры.

тазис – наказание за правонарушение в шариате, точно не установленное и определяемое правителем или судьей по своему усмотрению.

талАк – в мусульманском праве упрощенная форма развода по инициативе мужа без объяснения причин.

умма (от ар. «народ», «коллектив», «община») – исламская полугосударственная, полурелигиозная община.

урф – обычное право, признанное шариатом.

фетва (от ар. «мнение», «решение») – письменное решение и мнение (в форме вопросов и ответов) муфтиев по правовым, политическим и другим вопросам.

фикх (букв. «разумение») – мусульманские правовые доктрины и нормы, выработанные учеными-юристами на основе Корана, Сунны и Иджмы. Сформировались в конце VII в.

фирман (фирманы) – указы и распоряжения халифов.

хадис (от ар. «рассказ», «сообщение») – предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Является одной из основ мусульманского права. Возникло в VII – начале VIII в.

халиф (от ар. «заместитель», «наместник») – духовный и светский глава мусульманской общины. Считался «заместителем» пророка.

шариат (букв. «правильный путь», «образ действия») – свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, опирающихся на Коран, Сунну и Фикх. Разработан в VII–XII вв.

ШАХИНШАХ (букв. «царь царей») – титул эмира, закрепивший за своим родом наследственную власть.

шейх (букв. «старик», «старец») – глава или предводитель рода, племени или союза племен у арабских кочевников.

ШИИЗМ (от ар. «группа приверженцев», «партия») – одна из ветвей ислама. Возникла в VII в. Признает непогрешимость имамов, Сунну, но не считает официальную редакцию Корана безупречной.

эмир(букв. «повелитель») – военачальник, князь. Первоначально правитель области, существовавшей отдельно от центральной власти.

Арабский халифат. Мусульманское право - student2.ru эмират – феодальное владение или княжество, возглавляемое эмиром. После распада Халифата – различные независимые или вассальные владения.

Государство и право

Наши рекомендации