Перестроение диаграмм статической и динамической
Остойчивости с учетом расхода запасов.
Плечо статической остойчивости после приема груза вычисляется по формуле:
При снятии груза ( расходование запасов ) SRЗ и dТ2 принимаются со знаком “- “, тогда l будет равно:
где: K1и К2 - численные значения, получаемые после преобразования уравнения для плеча:
;
Расчет диаграммы статической и динамической остойчивости к концу рейса удобно производить в табличной форме - табл.1.8
Таблица 1.8
N n/n | Расчетные величины | Р а с ч е т | |||||
q | 50… | ||||||
sinq | |||||||
l - из табл.1.6 | |||||||
(4) - (5) | |||||||
После расчета l1 и ld1 строятся диаграммы статической и динамической остойчивости и производится проверка остойчивости по правилам Регистра.
Проверка остойчивости к концу рейса
Проверка остойчивости производится в следующей последовательности.
Определяются:
- кренящий момент от действия ветра:
где:
Минимальный опрокидывающий момент определяется по диаграмме динамической остойчивости, перестроенной с учетом расхода запасов.
Производится проверка остойчивости после расходования запасов (критерий погоды, метацентрическая высота, параметры ДСО).
Далее делается вывод о степени удовлетворения остойчивости требованиям правил Регистра в рассматриваемом варианте загрузки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Правила классификации и постройки морских судов.
Л. Транспорт, 1995
2. Справочник по теории корабля, т.2, Л.
Судостроение, 1985.
3. Дорогостайский Д.В. и др.
Теория и устройство судна. Л. Судостроение, 1976.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
Федеральное Агенство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Морская государственная академия
Имени адмирала Ф.Ф.Ушакова
Факультет Судовождения и Радиоэлектроники
Кафедра “Теория и устройство судна”
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению курсового проекта
“Расчет аварийной посадки и остойчивости”.
Часть II
Разработал:
К.т.н. Самохвалов А.В.
Новороссийск - 2001
Условные обозначения :
V- объемное водоизмещение неповрежденного судна;
S - площадь исходной ватерлинии;
v - объем затопленного отсека по исходную ватерлинию с учетом
коэффициента проницаемости;
s - площадь поверхности воды в затопленном отсеке (потерянная
площадь ватерлинии);
S-s - площадь поврежденной ватерлинии;
dd - изменение осадки после затопления отсека;
хf - абсцисса центра тяжести площади исходной ВЛ;
хf1 -абсцисса центра тяжести площади поврежденной ВЛ;
уf1 - ордината центра тяжести площади поврежденной ВЛ;
хр,ур, zр - координаты центра тяжести затопленного отсека;
хs, ys - координаты центра тяжести площади потерянной ВЛ;
хс1, ус1 - координаты центра величины поврежденного судна;
ix, iу- собственные моменты инерции потерянной площади ВЛ;
iy1,ix1 - моменты инерции потерянной площади ватерлинии.
Документы, необходимые для выполнения расчета:
1. 1-я часть курсового проекта.
2. Схема общего расположения судна.
3. Кривые элементов теоретического чертежа.
4. Эпюра емкостей.
5. Интерполяционные кривые плеч остойчивости
формы (пантокарены).
6. Правила классификации и постройки морских судов. Л. 1995.
Общие положения.
Определение аварийной посадки и остойчивости судна после затопления одного или нескольких водонепроницаемых отсеков называется расчетом непотопляемости.
При затоплении одиночных отсеков метод расчета непотопляемости зависит от категории отсека.
Затопленные отсеки подразделяются на три основные категории: (рис.1):
Отсек первой категории -полностью затопленный не сообщающийся с забортной водой. Эти отсеки не имеют свободной поверхности.
Отсек второй категории -затопленный частично и не сообщающийся с забортной водой . В них имеются свободные поверхности, отрицательно влияющие на остойчивость судна.
Отсек третьей категории - затопленный частично, сообщающийся с забортной водой и открытый сверху.
В этих отсеках объем поступающей воды в процессе затопления непрерывно увеличивается до установления ватерлинии равновесия. В них также имеются свободные поверхности.
Наиболее опасным с точки зрения аварийной посадки и остойчивости судна после аварии является отсек третьей категории.
|
|
|
|
Рис.1. Затапливаемые отсеки:
А) затопленные полностью; Б) затопленные частично и
несообщающиеся с забортной водой; В) затопленные
частично, сообщающиеся с водой и открытые сверху.
1 – платформы; 2 – уровень воды.
Применяются два способа расчета непотопляемости: