Ремесло и сельское хозяйство
Заморская торговля способствовала развитию ремесла и ремесленной техники. Раньше всего ремесленная техника развилась в металлургии. В VII в. уроженец Хиоса Главк изобрёл способ паять железо. Производством железных, медных и бронзовых изделий славились города Малой Азии, а также Халкйда на Эвбее, «город медных рудников». Потребность в одежде, тканях, цветных материях и предметах домашнего обихода вызвала к жизни ткацкие, красильные, керамические, дубильные и другие производства.
Центром ткацкого и красильного производства, так же как и металлургического, был Милет. Милетские шерстяные ткани пользовались мировой известностью. Большое распространение имели шерстяные ткани, изготовлявшиеся в Мегарах. Развитие шерстяного производства невозможно без овцеводства. И в этом отношении Милет стоял на первом месте.
Керамическим (гончарным) производством славились Милет, Коринф (коринфские вазы) и Афины.
Увеличившийся спрос на предметы высокой сельскохозяйственной культуры в колониях и в самой Греции обусловил переход от малодоходной культуры хлебных злаков к садово-огородной культуре, разведению винограда, оливковых и фруктовых деревьев, к пчеловодству и огородничеству. Эксплоатация рабов в сельском хозяйстве становилась весьма выгодным делом. Сельские хозяйства, расположенные в пригородных местностях, при дорогах, реках и морях, приносили солидный доход и вполне оправдывали средства, затраченные на приобретение земли, инвентаря и рабов. Улучшилась обработка земли, развивалась сельскохозяйственная техника и изменилось отношение людей к работе. Гесиод, поэт конца VIII в., родом из Беотии, земледелец- крестьянин по происхождению, исполнен высокого уважения к труду, его главное произведение носит характерное для эпохи название «Труды и дни». Гесиод в своей поэме даёт подробные наставления сельскому хозяину, как лучше всего обрабатывать поле, чтобы извлечь из него максимум дохода. Прежде всего, говорит он, надо внимательно приготовиться к посеву, отобрать хорошие семена, заранее приготовить орудия труда—плуги, бороны, кирки, мотыги, заступы и пр.— и позаботиться о приведении в порядок ирригации, т. е. оросительных каналов, без чего в древней Греции вообще нельзя было заниматься сельским хозяйством. За посевом следует жатва. Жатвенная пора — особенно горячее время.
В «интересах скорости, — поучает Гесиод, — раздетым жни, если хочешь во-время совершить свою работу Деметры и желаешь, чтобы всё во-время поспевало и чтобы ты потом не бродил подобно нищему по дворам, выпрашивая милостыню».
За жатвой следовала молотьба. Между жатвой и молотьбой проходил некоторый промежуток времени, для того чтобы зерно высохло и окрепло. Молотьба производилась на «хорошо округлённом току», находившемся на открытом месте. Молотили быками, которых гоняли по окружности так, как это делается и по сию пору в глухих местах Греции и на Востоке. На гумно складывали в несколько рядов снопы колосьями вместе и по ним гоняли быков.
Иногда для усиления давления привязывали доску с камнями. Упоминается также и молотьба цепами. Вымолоченное и тщательно провеянное зерно собиралось в особые сосуды и хранилось в амбарах. Солома шла на корм скоту.
Последней, заключительной фазой сельскохозяйственного процесса был размол зерна, производившийся в деревянных ступках, окованных железом, или же в каменных ступках. Ступки вытеснялись постепенно ручными мельницами.
В помощь сельскому хозяину Гесиод сочинил специальный сельскохозяйственный календарь в стихах, в котором отмечены все особенности, все приметы погоды, горе и радости, приносимые каждым сезоном.
«Когда на горизонте покажутся рождённые Атласом Плеяды, что случается в мае месяце, то немедленно же начинай жатву, когда же они начинают заходить (ноябрь), то не опаздывай с пахотой. Такой закон для полей».
«Когда же в небе закричат журавли, то это значит, что приближается зима и даётся знак для пахания того, что ещё не распахано...» и т. д.
Советы и рассуждения Гесиода носят определённо выраженный практический характер—указание средств и методов, с помощью которых можно создать обеспеченную жизнь и избежать бедности. Гесиод—выразитель настроений сельской демократии, зажиточного крестьянства. Поэма «Труды и дни» с начала до конца проникнута одной мыслью: создателем всех ценностей является упорный систематический труд.
Обращаясь к своему брату Персу, Гесиод рекомендует ему во избежание голода и бедности работать не покладая рук. Тогда будет всё—богатство, слава, почёт, хорошая семья и хорошие друзья:
Помни же ежечасно завет этот наш и трудися,
Перс, о, потомок богов, чтобы голод тебя ненавидел
И чтоб Деметра прекрасновенчанная вечно любила,
Чтимая всеми, и житницу хлебом твою наполняла.
Голод — вполне подходящая доля для праздного мужа.
Боги и люди равно на того негодуют, кто праздно
Век живёт, нравом похожий на трутней, без жала живущих,
Тех, что у пчёл истребляют их труд, поедая задаром.
Пусть тебе будет любезно труды свои скромные делать,
Чтоб у тебя были полны все житницы вызревшим хлебом.
Всё от трудов своих люди — и скот и богатства имеют,
Да и бессмертным, трудясь, они много любезней бывают.
(Гесиод, Труды и дни, 298—309.)
Нужно работать для того, чтобы избежать бедности и всех сопряжённых с ней несчастий. Бедность порождает застенчивость, стыд, а иногда даже и преступления. На первом месте всегда работа, а уже затем, если останется время, и всё остальное.
«Не сиди в народном собрании и не слушай споров в суде, пока не запасено достаточно продуктов продовольствия, по крайней мере, на один год». Таковы наставления Гесиода.
В своих наставлениях Гесиод обращается не к аристократам, а к новым землевладельцам, приходившим на смену старой родовой знати. Наставления Гесиода прежде всего относятся к Беотии, далеко не передовой области Средней Греции, и, следовательно, сказанное тем более приложимо к передовым частям греческого мира, как к метрополиям, так и колониям.