Вопрос 53. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина как главная цель государства
Согласно К РФ многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ. Суверенный народ, которому принадлежит верховенство и полнота гос. власти, сам определяет свое отношение к соц. действительности и выражает его посредством гос-ва и права, самостоятельно устанавливает рамки и формы государственно-прав. вторжения в различные сферы общественной жизни.
Гос-во же есть инструмент претворения в жизнь общей суверенной воли народа. Причем зависимость гос-ва от воли народа имеет не только соц-полит, но и юрид, прежде всего конст-прав, содержание, она получает выражение и закрепление в праве.
Гос-во осущ-ет свою деят-ть в правовых формах, оно связано с народом., всеми участниками общественных и правовых отношений не только правами, но и соц. и юрид. обязательствами. При форомировании гос. аппарата на него возлагается ряд отражающихся в Основном законе обязанностей перед народом, различными соц. структурами, личностью.
Таким образом, обяз-ти гос-ва имеют глубокие корни в конст. строе. Соц-полит. основой обяз-тей гос-ва является народный суверенитет. получивший выражение в К РФ. По действующему Основному закону России народу принадлежит учредительная власть, а гос власть – законодат, исполнит и суд – учрежденная власть.
Отсюда следует, что К РФ обладает двуединой природой: она является законом, установленным народом для гос-в как особого учреждения, которым оно должно руководствоваться во всей своей деят-ти, и одновременно законом гос-ва, который закрепляет правовое положение иных субъектов права и регламентирует социально значимые аспекты их поведения.
Юрид. основу рассматриваемого явления составляют нормы К РФ и конституции республик в ее составе, ФКЗ и иные законы, закрепляющие свободу и права личности, а также обяз-ти гос-ва, гос органов и долж. лиц по реализации целей и задач гос-ва, выражению воли и защите интересов народа, обеспечению и охране прав ч-ка и гр-на.
К РФ устанавливает меру взаимной свободы и отв-ти гос-ва и личности, определяет пределы гос вторжения в сферу жизнедеят-ти индивида, которые не могут быть преодолены без риска утраты гос-вом легитимности, а также границы индивид. автономии личности и некоторые важнейшие формы и способы ее проявления.
При демократии закон обязателен не только для подвластных, но и самого гос-ва в лице его органов законодат, исполнит. и судеб власти и их долж. лиц. Односторонние обязат-ва, возлагавшиеся в прошлом гос-вом на подвластных, в условиях правового гос-ва и разделения властей трансформируется в нормы, содержащей не только взаимные обязат-ва, но и права.
Индивид выступает не только обязанной стороной, но обладает правами, которым соответствуют обяз-ти гос-ва, его органов и долж. лиц. Закрепляя права ч-ка и гр-на, К РФ тем самым определяет обяз-ти по обеспечению этих прав, возлагаемых на гос-во.
Гос. власть ограничена известными пределами во имя свободы и прав ч-ка и гр-на. К РФ, закрепляя соц, экон и культ. права ч-ка и гр-на, формулирует и обяз-ти гос-ва перед индивидом, которые носят характер не только общих установок в плане соц ориентации, но и более определенные юрид. предписания, в т.ч. запрет на использование принудительного труда, дискриминацию в труд. отношениях, бесплатность мед помощи в гос. и муниц. учреждениях здравоохранения, обязательность основного общего образования и т.д.
Особенно велико в данной сфере прав. регул-я значение правильного сочетания и взаимодействия конст. и отраслевых норм. В главе 2 К РФ основным соц, экон и культ правам граждан посвящены 11 статей. Практически в каждой из них предусматривается издание закона, конкретизирующего эти права и свободы.
Речь идет об определении правомочий соответствующих прав и характера притязаний личности, а также о формах и способах их осущ-я, круге субъектов, мере юрид. отв-ти, порядке фин. обеспечения и пр.
Тем самым устанавливается объем обяз-тей гос-ва в соц-экон. и культ. сферах общественной и индивидуальной жизни, осущ-ся их персонификация применительно к компетенции соотв-щих гос. органов и их долж. лиц, а права граждан обретают необх для эффективной судеб. защиты предметную определенность.
Правильное отражение обяз-тей гос-ва в принимаемых на основе и в соотв с К РФ законах и иных НА, их адекватная конституционным установлениям конкретизация применительно к особенностям различных отраслей права будет способствовать более точному регулированию различных сторон общественных отношений, усилению соц. механизма действия права и повышению его эффективности, формированию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие ч-ка.
В связи с этим существенно возрастает роль КС РФ, от которого во многом зависит адекватное Конституции истолкование принципа соц. прав. гос-ва, его конкретного содержания в полит. сфере, а также в области охраны труда и здоровья граждан, обеспечения гос. поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развития соц. служб, гарантирования соц. защиты.
Конституция (ч. 3 ст. 55) предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом в Конституции (ст. 56) подчеркивается, что и в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные в ряде статей Конституции. Речь, в частности, идет о таких правах, как право каждого на жизнь, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на свободу совести и свободу вероисповедания, на жилище, на судебную защиту его прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц и о некоторых других правах и свободах.