Налогообложение прибыли, доходов и имущества иностранных юридических лиц в РФ
Налог на прибыль постоянного представительства иностранного юридического лица, осуществляющего строительно-монтажные работы, уплачивается им ежегодно.
Налогообложению подлежит прибыль постоянного представительства, определяемая как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов, других доходов и затратами, непосредственно связанными с осуществлением деятельности иностранного юридического лица в России, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как на территории России, так и за границей.
В состав расходов постоянного представительства, понесенных за границей, могут включаться только те расходы за рубежом, которые связаны с осуществлением его деятельности в России (расходы на заработную плату сотрудников, работающих в России, командировочные расходы, расходы на подготовку российских сотрудников отделения и другие, понесенные в России и оплаченные головным офисом).
Основным методом расчета прибыли является прямой метод (разница между выручкой и затратами). Если он не может быть применен, то предусмотрен условный метод расчета на основании валового дохода или произведенных расходов, исходя из нормы рентабельности 25%.
При этом прибыль, подлежащая налогообложению, рассчитывается следующим образом:
при определении налогооблагаемой прибыли на основе полученных доходов применяется коэффициент 0,2;
при определении налогооблагаемой прибыли на основе понесенных расходов, связанных с деятельностью в РФ, применяется коэффициент 0,25.
Если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность не только в РФ и при этом не ведет отдельного учета, то определение прибыли от деятельности в России может быть проведено через использование одного из следующих показателей: удельный вес выручки от реализации в России в общей выручке юридического лица от всей деятельности; удельный вес связанных с деятельностью в России расходов в общей сумме расходов; удельный вес численности персонала, работающего в России, в общей численности персонала иностранного юридического лица.
Иностранное юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность через постоянное представительство, не позднее 15 апреля представляет в налоговый орган отчет о деятельности в России за предыдущий год, а также декларацию о доходах. Налоговый орган исчисляет сумму налога на прибыль и выписывает платежное извещение в месячный срок после представления декларации о доходах. Налог на прибыль исчисляется по той же ставке, что и для российских юридических лиц. Налог должен быть уплачен в рублях или валюте в течение месяца.
Доходы и из других источников могут иметь иностранные юридические лица в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом у источника выплаты. К ним относятся: дивиденды; доходы от долевого участия в деятельности товариществ; проценты по счетам; доходы от использования авторских прав, изобретений, торговой марки, деловой репутации и пр.; доходы от сдачи имущества В аренду или отчуждения его; доходы от выдачи лицензий на производство или Продажу товаров под именем данной компании; от использования компьютерных программ и баз данных, управленческих услуг и консультаций; от фрахта и реализации товаров, ввозимых из-за границы. Суммы доходов от фрахта облагаются налогом по ставке 10% , дивиденды и проценты - по ставке 30, остальные доходы - по ставке 20%.
Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в РФ удерживается лицом, выплачивающим доход, в валюте выплаты с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа и зачисляется в бюджет в порядке, установленном законом. При этом под выплатой понимается также реинвестирование дохода, распределенного в пользу иностранного участника, которое было направлено на увеличение его доли в уставном капитале предприятия-резидента.
Информация о суммах выплаченных иностранным юридическим лицам доходов и удержанных налогов передается в налоговые органы ежеквартально теми лицами, которые выплачивают эти доходы. Если взяты излишние суммы налога, то перерасчет и возврат излишне уплаченных сумм может быть осуществлен в течение года со дня получения дохода по заявлению иностранного юридического лица.
Имущество иностранных юридических лиц облагается налогом в том же порядке и по тому же закону, что и имущество российских резидентов. Основой для определения стоимости основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов для целей налогообложения является остаточная стоимость имущества, устанавливаемая исходя из первоначальной стоимости с учетом начисленного износа по законодательству страны постоянного местопребывания. При этом суммы амортизации не могут превышать за год следующих размеров: категория А (здания и сооружения) -5%; категория Б (автомобили легковые, конторская мебель и оборудование, компьютеры, информационные системы) - 25%, категория С (другое имущество) - 15%. К имуществу иностранных юридических лиц применяются те же льготы, ставки и сроки уплаты, что и к имуществу российских предприятий.
Вопросы для самоконтроля:
1. Особенности налогообложение прибыли, доходов и имущества иностранных юридических лиц в РФ?
2. Какие особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной монографии была рассмотрена внешнеэкономическая политика и средствах ее регулирования, показаны тарифные (пошлины) и нетарифные (квотирование и лицензирование) меры ограничения внешнеэкономической деятельности.
Контракт международной купли-продажи товаров является наиболее часто встречающейся внешнеэкономической сделкой. В монографии были рассмотрены основные положения внешнеторгового контракта, дана структура и классификация контрактных условий.
В работе были освещены вопросы регулирования внешней торговли. Средства таможенного регулирования могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
Был рассмотрен вопрос о роли налогов во внешнеторговой деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Понятийный словарь
1 Протекционизм-Сложное явление современных международных экономических отношений. Так, если тарифы незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который можно направить на социальные программы, снижение налогов и т.д. Политика протекционизма во многих странах направлена на поддержку новых отраслей, создание дополнительных рабочих мест, защиту национальной безопасности и национального престижа
2 Таможенный тариф - Свод таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможен-ную границу РФ. В него включен перечень облагаемых пошлинами товаров, беспошлин-ных товаров, товаров, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту, а также ставки таможенных пошлин. Он является средством торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его связи с мировым рынком
3. Таможенная пошлина - обязательный платеж, уплачиваемый налогоплательщиком при перемещении товаров через таможенную границу (при ввозе или вывозе)
4.Таможенные сборы -сборы за таможенное оформление товаров; за их хранение и таможенное сопровождение
5Налогоплательщики таможен-ной пошлины, таможенных сборов и иных таможенных платежей- декларанты либо иные лица, определяемые Таможенным кодексом Российской Федерации
6. Декларанты - лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации и являющиеся их владельцами или покупате-лями, и таможенные брокеры (посредники), декларирующие, представляющие, предъяв-ляющие товары от собственного имени
7. Объекты нало-гообложения таможенной пошлиной, таможенными сборами и иными таможенными платежами-товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации
8. Налоговая база таможенной пошлины - таможенная стоимость товаров и (или) их объемная характеристика в натуральном выражении
9. Налоговая база таможенных сборов определяется как: 1) таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств - в отношении таможенных сборов за таможенное оформление;
2) вес (масса брутто) в сутки перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и хранящихся на таможенном складе товаров - в отношении таможенных сборов за хранение этих товаров;
3) километры пути при таможенном сопровождении товаров - в отношении таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров
10. Таможенная стоимость товаров - определяется налогоплательщиком (декларантом) самостоятельно в соответствии с порядком, разрабатываемым правительством, и заявляется (декларируется) таможенному органу при перемещении товара через таможенную границу РФ
11. Ставки таможенных пошлин - являются едиными и в равной мере применяются к товарам, имеющим одинаковые коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
12. Специфические пошлины - зависят от массы, объема и других специфических характеристик товара
13. Адвалорные пошлины - устанавливаются в виде процента с цены облагаемого товара. Поступления от них в казну зависят от колебаний конъюнктуры. В настоящее время являются наиболее распространенными
14. Комбинированная пошлина - совмещает подходы к выбору единицы обложения адвалорных и специфических пошлин. Например, при обложении импорта часов в США таможенная ставка устанавливается как в зависимости от цены, так и от количества камней в часах. Чаще всего комбинированные пошлины используются как дополнение к специфическим в случае недостаточной эффективности последних
15. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин устанавливает правительство, а для ввоза из стран, в отношениях с которыми действует режим наибольшего благоприятствования в торговле. Федеральное собрание РФ. Для остальных стран ставки ввозных таможенных пошлин удваиваются по сравнению с уровнем для стран с режимом наибольшего благоприятствования в торговле
16. Специальные пошлины - применяются для охраны своего рынка, если товары ввозятся в Россию в количестве и на условиях, способных нанести ущерб национальным производителям, а также как ответная мера на дискриминационные действия других стран
17. Антидемпинговые пошлины - устанавливаются на импортные товары, которые продаются по более низким ценам, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза, если такой импорт влечет неблагоприятные последствия для России
18. Компенсационные пошлины - взимаются при ввозе в Россию товаров, которые прямо или косвенно субсидируются страной-экспортером, что вызывает тяжелые экономические последствия для России
19. Тарифные преференции - освобождение от уплаты таможенной пошлины, снижение ее ставок, установление тарифных квот (норм) на преференциальный ввоз (вывоз) товаров
20. Тарифные льготы - применяются в пределах таможенной территории РФ к отдельным категориям товаров и имеют вид: возврата ранее уплаченной таможенной пошлины; снижения ставки таможенной пошлины; освобождения в исключительных случаях от уплаты таможенной пошлины
21. Налоговый договор - заключается между предпринимателями и государством для письменного закрепления предоставленных налоговых льгот с целью осуществления национальных экономических планов и программ, не носящих директивного характера и потому не являющихся обязательными для частных предпринимателей
22. Налоговое законодательство зарубежных стран - устанавливает множество разнообразных обстоятельств, позволяющих субъекту налогового обложения рассчитывать на получение налоговых льгот
23. Налог на прибыль (корпорационный налог компаний) в странах Запада - существует на постоянной основе с начала Второй мировой войны. Его поступления составляют около 10% всех доходов государственного (федерального) бюджета
24. Отсрочка уплаты налога на прибыль - может предоставляться на определен-ный срок (3-5 лет) или при наступлении опре-деленных условий. Обычно такой льготой пользуются новые приоритетные отрасли производства, а также капиталовложения, направляемые в экономиически слабо разви-тые или неблагоприятные регионы страны, или в жилищное строительство, чем достигаются не только экономические, но и социально политические цели
25. Подоходный налог с физических лиц - во многих странах является основным источником пополнения бюджета. Так, в Дании его "вклад" составляет 48%, в США - 40, в Японии - 25, в Великобритании - 30%
26. Налог на добавленную стоимость в странах Европейского Сообщества - взимается по единым для всех правилам, хотя уровень ставок различается по странам. -Достигнуто принципиальное соглашение о едином НДС, но оно еще не реализовано. Во всех странах установлена нулевая ставка НДС на все экспортные товары, что повышает конкурентоспособность европей-ских товаров. В США и Канаде применяется близкий к нему налог с продаж, но сейчас уже ведутся дискуссии по замене его на НДС
27. Поземельный налог - существует в большинстве стран, обычно он формирует базу местных бюджетов
28. Налог на наследства и дарения - является общим для всех стран. Везде учитывается степень родства и стоимость имущества или в соответствии с оценкой имущества, заявленной самим плательщиком в налоговой декларации. Законодательством предусмотрены только предельные размеры ставок, конкретные размеры устанавливаются органами власти на местах. Ставки имущественного налога пропорциональны и невысоки. При этом действует необлагаемый минимум
29. Налог на имущество (недвижимость) физических и юридических лиц - берется в большинстве развитых стран. Так же, как и в России, он взимается региональными или местными органами власти на основе кадастра
30. Социальные платежи - это взносы в социальные фонды. При всем разнообразии социальных фондов главным источником их образования являются целевые налоги - взносы на социальное страхование. Они взимаются регулярно в обязательном порядке на основании соответствующих законов. Плательщиками выступают физические лица (застрахованные) и юридические лица (работодатели)
31. Внешняя налоговая политика страны - принимаемые меры по расширению и защите ее налоговой юрисдикции, а также в виде налоговых льгот ее экспортерам капиталов, товаров и услуг в совокупности. Если учесть, что торговый оборот многих стран составляет многие миллиарды долларов, то можно представить себе, какие убытки терпит страна из-за просчетов в налоговой политике или получает доходы от внешнеэкономической деятельности
32. Критерий резидентства - предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов, как получаемых на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая полная, или неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты обязаны платить налоги только с тех доходов, которые получают от источников в этой стране (ограниченная ответственность).
33. Критерий терри-ториальности - предусматривает, что налогообложению в данной стране подлежат те доходы, кото-рые получены только на ее территории. Это говорит о том, что все доходы, которые из-влекаются за рубежом этой страны, налого-обложению в данной стране не подлежат
34. Международное двойное налогообложение - вызвано коллизией налоговых законода-тельств двух или более стран. Оно может быть связано как с особенностью опреде-ления субъекта, когда несколько государств считают его своим налогоплательщиком, так и со спецификой определения объекта "национального" налогообложения (т.е. с применением критериев резидентства и территориальности)
35. Виды налоговых соглашений - общие налоговые соглашения; специальные налоговые соглашения: соглашения об оказании административной помощи; по налогообложению даров и наследств; по международным перевозкам; по таможенным пошлинам; по льготному налоговому режиму; по социальному страхованию и др.
36. Соглашения между двумя государствами -наиболее распространенный вид международных соглашений. В них, как правило, существует положение о налоговой недискриминации, т.е. о предоставлении гражданам и компаниям другой страны такого же налогового режима и обращения, как и местным гражданам и учреждениям. Однако для граждан своей страны могут быть установлены и некоторые послабления
37. Налоговая гармонизация -предусматривает согласованное изменение рядом стран своего внутреннего налогового законодательства, чтобы облегчить урегулирование взаимных отношений стран-партнеров. Например, страны ЕС договорились о введении единого НДС и о принципах его взимания.
38. Доходы иностранных юридических лиц от источников на территории Российской Федерации подразделяются на: 1) получаемые от деятельности через постоянное представительство (облагаются налогом на прибыль); 2) не связанные с деятельностью через постоянное представительство (облагаются налогом на доходы)
39. Доходы из других источников могут иметь иностранные юридические лица в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом у источника выплаты.
К ним относятся: дивиденды; доходы от долевого участия в деятельности товариществ; проценты по счетам; доходы от использования авторских прав, изобретений, торговой марки, деловой репутации и пр.; доходы от сдачи имущества в аренду или отчуждения его; доходы от выдачи лицензий на производство или продажу товаров под именем данной компании; от использования компьютерных программ и баз данных, управленческих услуг и консультаций; от фрахта и реализации товаров, ввозимых из-за границы
40. Льготный налоговый режим подразумевает: отсутствие налогов или очень низкий их уровень, особенно для нерезидентов (иностранного капитала и иностранных физических лиц). Часто вместо налогов взимается фиксированный сбор. Кроме того, предпринимателей привлекают такие условия, как простота и дешевизна оформления, отсутствие валютных ограничений, таможенные льготы, простота финансовой отчетности, отсутствие минимального размера уставного капитала, охрана тайны личности владельцев фирм, недорогие услуги местных секретарских фирм, обслуживающих оффшорные компании
41. Свободные торговые зоны (свободные порты, транзитные и таможенные зоны) - функционируют на основе отмены или смягчения таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону
42. Экспортные промышленные зоны - (для производства экспортной и частично импортозамещающей продукции) их деятельность основывается как на применении льготных торгового и таможенного режимов, так и на либерализации инвестирования и налогового режима для национальных и иностранных предпринимателей
43. Налоговые гавани (банковские и страховые зоны) -ориентированы на льготный режим осуществления банковских и страховых операций
44. Зоны технического развития - специализируются на разработке и внедрении современной техники и технологии с помощью не только национальных предприятий и организаций, но и иностранных фирм. В этих зонах используется система различных льгот, в том числе частичное (полное) освобождение корпораций от подоходного налога
45. Свободные экономические зоны - комплексные зоны, или открытые города, — особые экономические районы. При их создании ставится широкий круг задач и применяется вся система льготных условий
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года. М.: изд-во Эксмо, 2005.-368 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года. М.: ТК Велби, 2005.-520 с.
3. Федеральный Закон «О таможенном тарифе». Закон Российской Федерации 5003-1 от 21 мая 1993 года в редакции от 22 августа 2004 года.
4. Федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». Закон Российской Федерации от 13 октября 1995 года.
5. Общероссийский классификатор стран мира, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 22 октября 1998 № 379
6. Общероссийский классификатор валют, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 № 405
7. Приложение 5 к приказу ГТК России от 23 августа 2002 №900 «Классификатор условий поставки (включая термины, установленные Инкотермс 2000)
8. Приложение 1 к приказу ГТК России от 23 августа 2002 №900 «Классификатор таможенных режимов»
9. Приложение 6 к приказу ГТК России от 23 августа 2002 №900 «Классификатор характера сделки»
10. Приложение 4 к приказу ГТК России от 23 августа 2002 №900 «Классификатор видов транспорта и транспортировки товаров»
11. Приложение 8 к приказу ГТК России от 23 августа 2002 №900 «Классификатор методов определения таможенной стоимости товаров, помещаемых под таможенные режимы, применимые к ввозимым товарам»
12. Приложение 11 к приказу ГТК России от 23 августа 2002 №900 «Классификатор видов документов, подтверждающих наличие льгот по уплате таможенных платежей»
13. Приложение 12 к приказу ГТК России от 23 августа 2002 №900 «Классификатор видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы»
14. Приложение 10 к приказу ГТК России от 23 августа 2002 №900 «Классификатор преференций льгот по уплате таможенных платежей»
15. Приложение 2 к приказу ГТК России от 23 августа 2002 №900 «Классификатор особенностей помещения товаров»
16. Халипов С.В. «Таможенное право». М.: изд-во Зерцало-М, 2005- 416 с.
17. Молчанова О.В., Коган М.В. «Таможенное дело». М.: Феникс, 2005- 314 с.
18. Халипов С.В. «Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры». М.: изд-во ТАМОЖНЯ.РУ, 2005- 320 с.
19. Халипов С.В. «Таможенное право» учебно-методическое пособие. М.: изд-во ТАМОЖНЯ.РУ, 2005- 224 с.
20. Халипов С.В. «Таможенный контроль». М: изд-во ТАМОЖНЯ.РУ, 2005- 136 с.
21. Гравина А.А. «Современное таможенное законодательство». М.: Инфра М, 2003. — 383 с.
22. Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор П.В. Дробенко. М.: РИО РТА, 2002. — 49 с.
23. Храбсков В.Г. «Таможня и закон». М.: Юрид. лит. 2000 — 128 с.
24. Таможенное право Российской Федерации. Учебник для вузов / под ред. Б.Н. Габричидзе. М.: Изд-во БЕК, 2004 — 466 с.
25. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутсних. М.: Инфра-М, 2000. — VI, 790 с.
26. Таможня: Вопросы — ответы: справочно-методическое пособие. — М.: Федеральная книготорговая компетенция, 2004 — 464 с.
27. Таможенное дело: словарь — справочник / А.В. Аграшенков, Н.М. Блинов, С.Н. Гамидулаев и др.: сев.-зап. фил. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений ФТС РФ. — СПб.: Логос, 2005 — 320 с.
28. Мовчан И.И. Мовчан Е.И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей: Практич. рук-во. — М.: Внешнеэкон. бюллетень. ИНТЕЛ СИНТЕЗ, 2000 — 621 с.