Объекты авторских прав, их признаки и виды
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства. Произведение науки, литературы и искусства охраняется при условии, что оно выражено в объективной форме. Иных требований для предоставления авторско-правовой охраны не требуется. Поэтому не имеет значения обнародовано ли произведение, каковы его художественные или научные достоинства, в какой форме оно выражено: произведение в любом случае охраняется нормами авторского права. Произведение также охраняется независимо от его регистрации или соблюдения каких-либо иных формальностей. В ГК РФ допускается регистрация программы для ЭВМ, базы данных по желанию правообладателя, однако наличие или отсутствие такой регистрации не влияет на охрану данных объектов авторского права (ст. 1262 ГК РФ). Объектом авторско-правовой охраны может быть не только произведение в целом, но также и его часть, название и персонаж, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.
В зависимости от способа выражения в законе выделяются литературные, драматические, сценарные, музыкальные, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, фотографии, иные произведения.
В ГК РФ представлена и другая классификация объектов авторского права, в основу которой положен характер связи основного произведения с другим объектом авторского или смежного права. Так, в особую группу выделены производные произведения, являющиеся переработкой другого произведения, а именно перевод, обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т.д. К следующей разновидности относятся составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда, такие как базы данных, атласы, энциклопедии и.т.д. Наконец, в ГК РФ еще упоминаются сложные произведения, примером которых служит аудиовизуальное произведение, в частности, кинофильм (ст.ст. 1240, 1263 ГК РФ). Сложное произведение состоит из множества разнородных элементов. Эти элементы могут существовать и до появления аудиовизуального произведения (роман, положенный в основу сценария), но, как правило, они создаются в процессе работы над ним специально для получения нового творческого результата (деятельность оператора-постановщика, художника-постановщика, костюмера и т.д.). Взаимодействие этих элементов приводит к образованию многослойного комплексного произведения (В.А. Дозорцев). Сами они при этом остаются самостоятельными произведениями, охраняемыми авторским правом.
Практическое значение предложенной классификации заключается в особом правовом регулировании взаимоотношений, складывающихся между авторами либо продюсером нового произведения и авторами результата интеллектуальной деятельности, использованного при создании нового объекта. Права, принадлежащие автору производного или составного произведения, охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав при условии соблюдения авторских прав на произведения, послужившие им основой. Автор основного произведения сохраняет на него все права, за исключением случая, предусмотренного договором (ст. 1260 ГК РФ).
Иначе регулируются отношения между продюсером и авторами произведений, вошедших в аудиовизуальное произведение. Авторы сохраняют исключительное право на свои произведения, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано продюсеру или другим лицам либо перешло к ним по иным основаниям, предусмотренным законом (п.5 ст. 1263 ГК РФ). В.А. Дозорцев подчеркивает, фильм – единое произведение, и все входящие в него результаты творческой деятельности лиц должны иметь единый правовой режим, поэтому продюсеру должно принадлежать право на использование всех элементов произведения. Как правило, продюсер приобретает право использования указанных результатов в полном объеме на основании договора, заключаемого с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Авторы сохраняют свои права авторства и другие личные неимущественные права. В качестве исключения из общего правила ГК РФ допускает возможность предоставления продюсеру права использования произведений в течение определенного срока, однако сохраняющиеся за авторами исключительные права при этом серьезно ограничиваются. Так, лицензионный договор заключается, как правило, на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права. Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны.
Объектами авторских прав не являются официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований. Однако данное положение не распространяется на проекты официальных документов, символов и знаков, в отношении которых признаются права автора, в частности, право авторства (ст. 1264 ГК РФ). Объектами авторских прав также не признаются произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов и сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.