Организация и деятельность судебной системы

Факультет права

Реферат по учебной дисциплине

«Судебная власть и правоохранительные органы»

На тему: «Конституционные основы судебной системы России».

Выполнил: студент гр. 1512

Копшев Алексей Иванович

Проверил: преподаватель

Дроздова Анна Андреевна

Москва

Оглавление

ВВЕДЕНИЕС. 3

Глава 1. Конституционно-правовые основы судебной системы

§1. Организация и деятельность судебной системы С. 6

§2. Подведомственность судов различных инстанций: понятие подсудности и юрисдикции С. 11

Глава 2. Роль Конституционного Суда РФ в функционировании судебной системыС. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕС. 18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКС. 19

Введение

«Один несправедливый приговор влечет больше бедствия, чем многие преступления, совершенные частными людьми; последние портят только ручьи, только одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья портит самый источник».

Бэкон Ф.

Мы давно привыкли к тому, что суд призван обеспечить согласие в обществе. Образ богини Фемиды, что стоит у истоков государственности, напоминает нам о том, что суд беспристрастен, справедлив, а наказание неотвратимо. Своим мечом Фемида вершит правосудие, обеспечивая сохранность сложившихся веками устоев.

Но общество имеет тенденции к развитию, государства сменяют известные всем экономические формации, а цивилизации накладывают свой отпечаток культурных ценностей на историю. Результатом всех исторических переходных моментов стало общество, развитое общество, требующее новых порядков, которые нашли свое отражение в конституциях, законах и сознании людей многих стран. Важным этапом в складывании судебной системы России стало принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Нельзя не согласиться с Е.Б. Абросимовой, которая говорит по этому вопросу следующее: «Конституция достаточно последовательно ориентирует федерального законодателя на формирование именно децентрализованной судебной системы»[1]. Так, Конституция Российской Федерации провозглашает в качестве одной из основ конституционного строя России принцип разделения властей[2], а также устанавливает принцип безусловной компетентности субъекта Федерации в пределах его ведения[3].

Конституционно-правовые основы повлияли также на создание таких важных правовых форм, как судебный контроль в государственном управлении и судебный конституционный контроль, которые сравнительно недавно приобрели функциональное значение, стали самостоятельными формами реализации судебной власти.

Актуальность темы исследования обусловлена нынешними изменениями в судебной системе Российской Федерации. В свете последних событий можно наблюдать во многом противоречивую, но в то же время вселяющую надежду картину объединения Верховного и Высшего Арбитражного судов. То, насколько эффективной будет реформа, во многом зависит от действий Конституционного суда и Конституции Российской Федерации в частности, т. к. именно конституционно-правовыми принципами будут определяться место данной реформы в системе законодательства, а также организация и деятельность нового суда в судебной системе Российской Федерации.

Целью данной работы является анализ конституционно-правовых основ судебной системы в контексте новой судебной реформы об объединении судов разных юрисдикций. Достижение данной цели предполагается через осуществление ряда задач:

-рассмотрение теоретических основ организации и деятельности судебной системы: понятие, структура, признаки;

-оценка эффективности конституционно-правового регулирования судебной системы;

-определение основных задач и функций Конституционного суда Российской Федерации в функционировании судебной системы.

Структура работы построена следующим образом. В первой главе рассмотрены конституционно-правовые основы судебной системы. Данные вопрос предполагает рассмотрение понятия судебной системы, ее структуры, организации и деятельности, учитывая вопрос о подведомственности судов различных инстанций: понятие подсудности и юрисдикции.

Вторая глава посвящена роли Конституционного Суда РФ в функционировании судебной системы. Здесь будут рассмотрены такие вопросы как компетенция Конституционного Суда РФ, его юрисдикция относительно других высших судов.

Глава 1. Конституционно-правовые основы судебной системы

Организация и деятельность судебной системы

Под судебной системой принято понимать «совокупность действующих на территории конкретного государства судов, органов управления судебной системой и квазисудебных учреждений, взятая во взаимодействии отдельных элементов системы друг с другом и другими системами или их отдельными элементами, а также взаимодействии с органами управления судебной системой»[4].

Стоит отметить, что существует большое количество определений судебной системы. Они представлены как доктринально, в работах ученых-юристов, так и в идеях и концепциях обычного сознательного человека. Прежде чем обращаться к судебной системе, стоит разобраться с понятиями судебной власти, правосудия, судопроизводства. Ведь судебная система – это совокупность судебных органов, целью создания которых является осуществление судебной власти. О.А. Галустьян определял судебную власть, как «вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства»[5]. Другие специалисты считают, что «судебная власть – это возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы»[6]. Правосудие представляет собой особый вид государственной деятельности, которая осуществляется единственно органами судебной власти и направлена на рассмотрение уголовных, гражданских и иных дел. В то же время следует отметить, что характеристика принципов отправления правосудия во многом раскрывает и сущность принципов судебной власти в целом. Правосудие как форма государственной деятельности входит в систему судебной власти и как один из ее элементов осуществляется на основе тех принципов, то есть общих положений, которые отражают существо исследуемого явления[7].

Говоря о судебной системе в целом, нужно обратиться к признакам и принципам данного правового явления, которые составляют базис, основу, то, что несет в себе смысловую часть понятия. В то же время нужно различать признаки и принципы судебной системы. Признак – это описание фактов, которые дают возможность сделать вывод о том или ином предмете исследования. Принцип же – основополагающая истина или закон, лежащий в основе других истин. Так, принципы судебной системы Российской Федерации подробно нашли свое отражение в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации". Данный закон решил целый ряд важнейших проблем судебной системы Российской Федерации, т.к.:

«Во-первых, закрепил не в текущих законодательных актах, а в специальном федеральном конституционном законе такие важные правила, как несменяемость и неприкосновенность судей, назначение их на неопределенный срок, невозможность уменьшения размера жалованья судьи, обязательность для всех выполнения судебных постановлений и др[8].

Во-вторых, предусмотрел ряд принципиально новых установлений, которых не было в прежнем законодательстве или они до этого только контурно обозначались. Так, сформулирован тезис о единстве судебной системы Российской Федерации и указаны гарантии его обеспечения.

В-третьих, необходимо отметить принципиальную важность отнесения действующих судов к федеральным и судам субъектов РФ; установление средств, обеспечивающих единство судебной системы[9]; законодательное закрепление основных элементов судебной системы и органов, обеспечивающих их деятельность[10]; закрепление механизма финансирования судов»[11].

Главным принципом построения судебной системы Российской Федерации является ее единство. Единство судов, которые строятся в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними целями и задачами, определяют судебную систему, а также организацию органов судебной власти. Помимо единства судебной системы России выделяют еще несколько основополагающих принципов функционирования судебной системы:

· «правосудие в России осуществляется только судом; судебная система России устанавливается Конституцией России и федеральным конституционным законом. Не допускается создание чрезвычайных судов»[12];

· «судьями России могут быть граждане, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет»[13];

· «судьи независимы и подчиняются Конституции РФ и федеральным законам»[14];

· «судьи несменяемы – полномочия судьи могут прекращаться или приостанавливаться в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом»[15];

· «судьи неприкосновенны – они могут привлекаться к уголовной ответственности в установленном федеральным законом порядке»[16];

· «разбирательство во всех судах открытое – слушание дела в закрытом заседании допускается в установленных федеральным законом случаях. Заочное разбирательство уголовных дел не допускается, кроме предусмотренных федеральным законом случаев»[17];

· «судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В предусмотренных федеральным законом случаях судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей»[18];

· «финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом»[19];

· «судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда России, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента России, судьи других федеральных судов – Президентом России в установленном федеральным законом порядке»[20].

Судебная система в Российской федерации, в прочем, как и в других странах, – часть механизма государства. Предлагаю рассмотреть судебную систему на примере Российской Федерации. Не случайно употреблено слово «федерация». Все суды, входящие в единую судебную систему России, делятся на федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации[21]. Мировые судьи и конституционные (уставные) суды относятся к судам субъектов. В свою очередь мировые судьи объединяются в подсистему федеральных судов общей юрисдикции.

Судебная система Российской Федерации построена на иерархическом принципе. Данный принцип означает, что законность, обоснованность и справедливость решения того или иного суда может быть проверена вышестоящим судом[22]. В основные характеристики судебной системы входит понятие судебной инстанции. Отталкиваясь от процессуальной компетенции, суды разделяются на инстанции, когда при необоснованности или незаконности решения нижестоящего суда, вышестоящий – вправе изменить или отменить данное решение.

Наши рекомендации