Основные функции налога
1. Важнейшей функцией налогов является фискальная(от лат. fiscus — государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение — насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества. В период становления буржуазного государства эта направленность налогов считалась единственной. Однако к концу XIX в. новая концепция налогов рассматривает их как социальный регулятор, орудие реформ, и к концу 30-х гг. XX в. налоги считаются и средством регулирования экономики, обеспечения стабильного экономического роста1 См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. М., 1996. С. 181-182..
Рассматривая налоги как канал формирования доходов бюджетов и внебюджетных фондов, можно проследить зависимость исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Например, поступление подоходного налога на счета Государственного казначейства (исполнение бюджета по доходам) будет автоматически означать, что выплачена заработная плата, пенсии, стипендии и т. д. (исполнение бюджета по расходам). Именно поэтому важно закрепление подобных налогов в группе регулирующих, часть суммы которых (пусть и в незначительном размере — 5—10%) поступала бы в федеральный бюджет для организации своевременного и всестороннего контроля за исполнением бюджета по доходам и расходам.
Очень важно подчеркнуть стабильность фискальной функции. Она означает не просто формирование перечня поступлений в бюджет, а механизм этих, поступлений, действующий на постоянной, стабильной основе, обеспечивающей централизованное взимание налогов, соотношение с расходами бюджетов.
2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением предыдущей и затрагивает регулирование как производства, так и потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков независимо от воли государства. Очень часто под данной функцией понимают лишь предоставление льгот отдельным отраслям или производителям.Однако налоговое регулирование - более сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т. д.
3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели.
Дополнительные функции налога образуют следующую подсистему.
1. Распределительная функция представляет собой своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции. Например, косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для перераспределения средств одних плательщиков в пользу других (акцизы на деликатесные виды продуктов и т. д.). Это позволяет говорить о существовании первичного и вторичного распределения (перераспределения) с помощью налогов.
2. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, деятельности. Как и регулирующая, она может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функцию рассматривают как подвид регулирующей.
3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную — в смысле реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период. Конечная цель налогов — сформировать не только бюджет, но и цели, интересы в распределении средств плательщиков, т. е. создать условия для накопления как юридическими, так и физическими лицами. В этом случае речь идет об активном накоплении, которое выразилось бы в увеличении мощностей, развитии производства и т. д. Осуществить это можно путем дифференциации или снижения имущественных налогов, предоставления льгот при целевом использовании средств. Данная функция очень тесно связана со стимулирующей, но является более емкой и обобщающей. Кроме того, если стимулирующая функция связана с процессом, деятельностью плательщиков, то накопительная ориентирована на конечный результат, определяет цель деятельности и имеет более статичный характер.
Реализация функций налога непосредственно связана с теми принципами, основными началами, которые в нем заложены и реализуются в конкретном виде налога.
7. Порядок установления и введения в действие налогов и сборов.
Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов
1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.