Основные функции налога

1. Важнейшей функцией налогов является фискальная(от лат. fiscus — государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение — на­сыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества. В период становления буржуазного государства эта направленность налогов считалась единственной. Однако к концу XIX в. новая концепция нало­гов рассматривает их как социальный регулятор, орудие ре­форм, и к концу 30-х гг. XX в. налоги считаются и средством регулирования экономики, обеспечения стабильного экономи­ческого роста1 См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. М., 1996. С. 181-182..

Рассматривая налоги как канал формирования доходов бюд­жетов и внебюджетных фондов, можно проследить зависимость исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. На­пример, поступление подоходного налога на счета Государст­венного казначейства (исполнение бюджета по доходам) будет автоматически означать, что выплачена заработная плата, пен­сии, стипендии и т. д. (исполнение бюджета по расходам). Именно поэтому важно закрепление подобных налогов в груп­пе регулирующих, часть суммы которых (пусть и в незначи­тельном размере — 5—10%) поступала бы в федеральный бюд­жет для организации своевременного и всестороннего контроля за исполнением бюджета по доходам и расходам.

Очень важно подчеркнуть стабильность фискальной функ­ции. Она означает не просто формирование перечня поступле­ний в бюджет, а механизм этих, поступлений, действующий на постоянной, стабильной основе, обеспечивающей централизо­ванное взимание налогов, соотношение с расходами бюджетов.

2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнени­ем предыдущей и затрагивает регулирование как производства, так и потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и влияет на плательщиков независимо от воли государства. Очень часто под данной функцией понимают лишь предоставление льгот от­дельным отраслям или производителям.Однако налоговое ре­гулирование - более сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т. д.

3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложе­ния при регламентации государством финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятий и организаций, получении до­ходов гражданами, использовании ими имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансирован­ность налоговой системы, каждого налога в отдельности, про­веряется, насколько налоги соответствуют реализации цели.

Дополнительные функции налога образуют следующую под­систему.

1. Распределительная функция представляет собой своеоб­разное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределе­ния эта функция очень тесно переплетается с регулирующей, и в одном действии могут проявляться обе функции. Напри­мер, косвенные налоги, регулируя потребление, создают осно­вы для перераспределения средств одних плательщиков в пользу других (акцизы на деликатесные виды продуктов и т. д.). Это позволяет говорить о существовании первичного и вторичного распределения (перераспределения) с помощью налогов.

2. Стимулирующая (дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства, дея­тельности. Как и регулирующая, она может быть связана с при­менением механизма льгот, изменением объекта налогообложе­ния, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эту функ­цию рассматривают как подвид регулирующей.

3. Накопительная функция представляет собой своеобразное обобщение всех предыдущих функций и главную — в смысле реализации целей государства в налоговой системе. Наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возник­новение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период. Конечная цель налогов — сформировать не только бюджет, но и цели, интересы в распределении средств платель­щиков, т. е. создать условия для накопления как юридически­ми, так и физическими лицами. В этом случае речь идет об ак­тивном накоплении, которое выразилось бы в увеличении мощностей, развитии производства и т. д. Осуществить это можно путем дифференциации или снижения имущественных налогов, предоставления льгот при целевом использовании средств. Данная функция очень тесно связана со стимулирую­щей, но является более емкой и обобщающей. Кроме того, ес­ли стимулирующая функция связана с процессом, деятельно­стью плательщиков, то накопительная ориентирована на конечный результат, определяет цель деятельности и имеет более статичный характер.

Реализация функций налога непосредственно связана с теми принципами, основными началами, которые в нем заложены и реализуются в конкретном виде налога.

7. Порядок установления и введения в действие налогов и сборов.

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Наши рекомендации