Тема 24. Законность и правопорядок
Понятие и сущность законности. Принципы законности. Гарантии законности. Место и роль конституции в обеспечении законности. Роль конституционной юстиции в укреплении законности. Соотношение законности и демократии, законности и целесообразности. Законность и государственная дисциплина. Система обеспечения законности и правопорядка.
Понятие правопорядка. Правопорядок и его соотношение с законностью. Законность и правопорядок как объективное требование социально-экономического и духовного развития общества. Правопорядок и общественный порядок. Система обеспечения законности и правопорядка.
Законность – основа деятельности правоприменительных органов.
Используемая литература: [1-10], [14-17], [22-27], [65], [91], [138], [252], [253-254].
6. Рекомендуемые образовательные технологии
При изучении дисциплины «Теория государства и права» используются активные и интерактивные формы и методы проведения занятий, которые, в сочетании с внеаудиторной работой, способствуют формированию профессиональных навыков обучающихся.
Активные и интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
№ тем | Вид занятия | Используемая интерактивная образовательная технология | Кол-во часов |
Очная форма обучения | |||
С | Семинар-диспут по докладам, подготовленным по теме (учебная дискуссия, составление обобщающей таблицы) | ||
Л | Лекционное занятие с элементами дискуссии | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (с использованием интерактивных методов: учебная дискуссия, работа с текстом нормативно-правового акта, работа в малых группах) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием интерактивных методов: работа в малых группах, работа с текстом источника, учебная дискуссия) | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (с использованием интерактивных методов: учебная дискуссия, работа с текстом нормативно-правового акта) | ||
С | Семинарское занятие в форме «круглого стола» (с использованием интерактивных методов: учебная дискуссия, работа с текстом нормативно-правового акта, научной литературой) | ||
С | Семинар-диспут по докладам, подготовленным по теме (учебная дискуссия, составление обобщающей таблицы) | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (с использованием интерактивных методов: учебной дискуссии, работа с текстом нормативно-правового акта, работа в малых группах) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием интерактивных методов: моделирование ситуаций, работа в малых группах) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных нормативных предписаний (с использованием активных и интерактивных методов: анализ текста нормативного акта, анализ нормы права, работа в малых группах) | ||
С | Семинар-диспут по докладам, подготовленным по теме (с использованием активных и интерактивных методов: учебная дискуссия, составление обобщающей схемы, работа в малых группах) | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (с использованием активных и интерактивных методов: составление обобщающей схемы, работа с текстом нормативно-правового акта, учебная дискуссия) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием активных и интерактивных методов: работа с текстом нормативно-правового акта, элементы ролевой игры, учебная дискуссия) | ||
ПР | Практическое занятие с элементами обобщения теоретического материала (с использованием активных и интерактивных методов: учебная дискуссия, составление обобщающей таблицы) | ||
С | Семинар-диспут по докладам, подготовленным по теме (с использованием активных и интерактивных методов: учебная дискуссия, работа в малых группах, составление обобщающей таблицы) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием активных и интерактивных методов: работа в малых группах, моделирование ситуаций, учебная дискуссия) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием активных и интерактивных методов: моделирование ситуаций, учебная дискуссия) | ||
Л | Лекционное занятие с элементами учебной дискуссии | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием активных и интерактивных методов: работа в малых группах, моделирование ситуаций, учебная дискуссия) | ||
С | Семинар-диспут (с использованием активных и интерактивных методов: учебная дискуссия, составление обобщающей таблицы, работа в малых группах) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием активных и интерактивных методов: работа в малых группах, моделирование ситуаций, учебная дискуссия) | ||
Итого: | |||
Заочная форма обучения, на базе среднего профессионального, высшего образования | |||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных нормативных преписаний (с использованием активных и интерактивных методов: анализ текста нормативного акта, анализ нормы права, работа в малых группах) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием активных и интерактивных методов: работа в малых группах, моделирование ситуаций, учебная дискуссия) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием активных и интерактивных методов: работа в малых группах, моделирование ситуаций, учебная дискуссия) | ||
Итого: | |||
Заочная форма обучения, срок обучения 5 лет | |||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных нормативных преписаний (с использованием активных и интерактивных методов: анализ текста нормативного акта, анализ нормы права, работа в малых группах) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием активных и интерактивных методов: работа в малых группах, моделирование ситуаций, учебная дискуссия) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием активных и интерактивных методов: моделирование ситуаций, учебная дискуссия) | ||
ПР | Практическое занятие по анализу конкретных ситуаций (с использованием активных и интерактивных методов: работа в малых группах, моделирование ситуаций, учебная дискуссия) | ||
Итого: |
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
На самостоятельную работу по дисциплине «Теория государства и права» отводится 126 часов (очная форма обучения) 226/228 часов (заочная форма обучения). Предусматриваются следующие виды самостоятельной работы:
– подготовка к семинарам и практическим занятиям;
– выполнение самостоятельных практических заданий (задания на рассуждение, на развитие юридического мышления, ситуации для анализа, составление схем, таблиц и т.п.);
– подготовка основных и дополнительных творческих заданий (эссе, мультимедийные презентации, доклады и рефераты);
– выполнение заданий для самопроверки (тесты, контрольно-проверочные вопросы).
Методические материалы по дисциплине «Теория государства и права» содержат вопросы для семинарских занятий, задания для практических занятий, контрольно-проверочные вопросы по темам, основные и дополнительные практические задания по модулям, творческие задания, тестовые задания для самопроверки, тематику курсовых работ и примерные вопросы для подготовки к экзамену.
а) примерные творческие задания (эссе, задания для рассуждения)
1. Проанализируйте следующее высказывание: «...Метод науки должен зависеть от ее предмета, всякая методология, стремящаяся опередить предмет, тем самым стоит под угрозой беспредметности». (Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. М., 1919. С.3.). Выскажите собственное мнение по поводу данного высказывания.
2. Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Объясните суть теории происхождения государства, которая нашла отражение в данном высказывании.
3. Проанализируйте представленные ниже определения государства, выскажите свое мнение по поводу того, насколько они отражают сущность современного государства, назовите существенные признаки государства, которые выделяют авторы данных определений:
а) Государство – есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим. (В.И. Ленин).
б) Государство – это организованный народ, живущий на определенной территории и объединенный верховной независимой властью. (П.А. Сорокин)
4. Подготовьте эссе-рассуждение на тему «Соотношение понятий нормативный правовой акт и правовой акт».
5. Существуют две точки зрения относительно верховенства источников права в России. Одни ученые на основе анализа ч. 4 ст. 15 Конституции РФ полагают, что в ней впервые в истории России закреплен примат международных источников права, в т.ч. международного договора РФ, над внутригосударственными источников права (Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами), другие признают верховенство Конституции в системе источников РФ. Изложите свою точку зрения в форме эссе-рассуждения.
б) примерные варианты заданий и ситуаций для анализа
1. Оцените с точки зрения возможного метода и способа правового регулирования:
а) Указ Президента РФ от 10.06.1994. «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой». В п.1 говорится, что отношения Правительства или уполномоченных им органов исполнительной власти с руководителями федеральных государственных предприятий должны регулироваться на основании контракта, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством.
б) Ст. 13 УК РФ «Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству».
в) Ст. 102 ГПК «Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного законом или назначенного судом сроком».
г) Ст.22 КоАП дает право органу (должностному лицу), уполномоченному решить дело, освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
д) Ректор вуза издал приказ о применении штрафных санкций за нарушение общественного порядка в вузе. Один из оштрафованных обратился с жалобой в районную администрацию, районную прокуратуру и суд.
е) В суд обратился 80-летний Н.В. Кузьмичев. В заявлении он написал, что давно не работает, нуждается в помощи своих детей. А они ему не помогают.
2. Определите структурные элементы правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию): «Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда» (ст.44 п.5 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Классифицируйте правовую норму по предложенной схеме, объясните свой ответ:
а) регулятивная или охранительная;
б) прямая, отсылочная, бланкетная;
в) императивная, диспозитивная;
г) управомочивающая, запрещающая, обязывающая.
3. Проанализируйте предложенную ситуацию и ответьте на следующие вопросы:
Ситуация: 17-летний Константин вступил в брак. Еще в школе он серьезно увлекался компьютерами. После вступления в брак, так же как и раньше, Константин все свои заработки тратил на покупку деталей, программ, что ставило семью в тяжелое материальное положение. Более того, его жена стала замечать, что из дома пропадают вещи, подаренные на свадьбу. Жена Константина обратилась в суд с просьбой ограничить дееспособность Константина, лишить его права самостоятельно распоряжаться своим заработком.
Вопросы по ситуации:
а. Определите состав указанного правоотношения (субъекты, объект, содержание).
б. Определите вид правоотношения:
- по предмету правого регулирования (отраслевая принадлежность);
- о специфике правового регулирования (материальное, процессуальное);
- по количеству участников (простое или сложное);
- по содержанию (регулятивное, охранительное);
- по степени определенности субъектов (относительное или абсолютное);
- по продолжительности (кратковременное или долговременное).
в. Определите основания для возникновения, изменения или прекращения данного правоотношения (событие или действие).
г. Если основанием для возникновения правоотношения послужило событие, определите его характер (абсолютное или относительное); если же основанием послужило действие, то какое: юридический поступок, сделка или юридический акт.
4. Определите в указанных ситуациях форму реализации права:
а) директор предприятия подписал приказ об утверждении графика отпусков сотрудников на следующий год;
б) курсант подготовился к семинарскому занятию в соответствии с планом занятия;
в) солдат срочной службы заступил в наряд по столовой;
г) молодые люди подали заявление в ЗАГС о желании заключить брак.
5. В городе П. был поврежден газопровод, проложенный под землей. В течение нескольких часов, пока не были приняты соответствующие меры, газ вырывался наружу, загрязняя воздух и угрожая возникновением пожара. Газопровод был поврежден в результате строительных работ. Строители, проводившие работы, не знали о существовании газопровода. Однако руководство строительного объекта имело документ подтверждающий наличие на данной территории газопровода, но своевременно не поставило об этом в известность строителей. Охарактеризуйте объективную сторону данного правонарушения, а также оцените, какая форма вины присутствует в данном деянии.
6. К уголовной ответственности был привлечен ранее не судимый и не привлекавший ни к какой юридической ответственности водитель автофургона Николай Сергеев. Возвращаясь из дальнего рейса, он проехал на красный свет светофора и сбил пешехода. Суд назначил ему самое строгое наказание, предусмотренное за это преступление. До совершения преступления Сергеев считался лучшим водителем автобазы, неоднократно награждался за отличную работу, по свидетельству коллег являлся хорошим семьянином и отцом.
Какой принцип юридической ответственности нарушен при определении меры наказания? Обоснуйте свой ответ
в) примерные варианты повторительно-обобщающих заданий для подготовке к семинарам и практическим занятиям
1. Составьте схему «Теории происхождения государства», используя хронологический принцип.
2. Составьте схему «Внешние функции современного государства», дополните ее примерами.
3. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика норм права и норм морали»:
Критерий сравнения | Нормы права | Нормы морали |
1.Способ установления, формирования | ||
2.Методы обеспечения | ||
3.Форма выражения, фиксации | ||
4.Способы воздействия на сознание и поведение людей | ||
5.Порядок ответственности за нарушение | ||
6.Уровень требований, предъявляемых к человеку | ||
7.Сфера действия |
г) примерные варианты тестовых заданий
– задания на выбор одного правильного ответа:
1. Не относится к общефилософским методам теории государства и права:
а) катафатический;
б) метафизический;
в) диалектический;
г) материалистический.
2. Психологическая теория происхождения государства развивалась в учениях:
а) Ш. Монтескье, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро;
б) Аристотеля, Конфуция, Михайловского;
в) Л.И.Петражицкого, Тарда, З.Фрейда;
г) Аврелия, Августина, Ф. Аквинского.
3. Важнейший признак государственного органа:
а) формируется по воле государства и от его имени осуществляет его функции;
б) имеет конституционное (законодательное) назначение;
в) наличие бюджетного финансирования;
г) обладает самостоятельностью в реализации своих полномочий.
4. Форма государственного устройства составляет:
а) совокупность способов устройства государственной власти применительно к его территории;
б) приёмы и способы осуществления государственной власти;
в) способы организации верховной власти в государстве;
г) форму организации и деятельности государственного аппарата.
5. Назовите одну из регулятивных функций государства:
а) экономическая функция;
б) охрана окружающей среды;
в) защита всех форм собственности;
г) судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
6. Эффективность правового регулирования – это:
а) широта прав и свобод, предусмотренных законодательством;
б) совершенство законодательства, его одобрение гражданами;
в) достижение целей, во имя которых приняты правовые нормы;
г) использование демократических процедур правотворчества.
7. Представителем нормативистской теории права является:
a) К. Маркс;
б) Г. Кельзен;
в) Г. Гуго;
г) Т. Гоббс.
8. В состав правонарушения входят элементы:
а) субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона;
б) субъект, объект и юридические последствия;
в) субъект, объект и предмет правонарушений;
г) объективная сторона и субъективная сторона.
9. Общим признаком нормы права и обычая является:
а) издание компетентным государственным органом;
б) регулирование общественных отношений;
в) наличие социальной привычки;
г) наступление юридической ответственности за нарушение.
10. Правоспособность у физического лица возникает:
а) с 18 лет;
б) с 16 лет;
в) с 14 лет;
г) с момента рождения.
– задания на выбор нескольких правильных ответов:
1. Способами регулирования общественных отношений в первобытном обществе являются:
а) административный акт;
б) директива;
в) запрет;
г) дозволение;
д) позитивное обязывание.
2. Судебная власть осуществляется:
а) судом присяжных;
б) мировым судьёй;
в) министерством юстиции;
г) органами прокуратуры;
д) квалификационной коллегией судей;
е) судебными приставами.
3. К объективной стороне правонарушения относится:
а) деяние (действие или бездействие);
б) мотив;
в) цель;
г) место совершения преступления;
д) орудие совершения преступления;
е) предмет преступления;
ж) причиненный преступлением вред.
– задания на соотнесение:
1. Соответствие функций науки и их содержания:
1) прогностическая функция а) разработка приёмов и способов по-
знания
2) методологическая функция б) выявление новых закономерностей
3) идеологическая функция в) выдвижение гипотез
г) разработка правовой политики
д) познание объективной действиитель-
ности
2. Определите к какой разновидности функций государства относятся: экономическая (а), обороны (б), интеграции в мировую экономику (в), социальная (г), налогообложение и взимание налогов (д), обеспечение мира и поддержки мирового порядка (с), экологическая (ж), сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем (з), защита конституционного строя, правопорядка, прав и свобод граждан (и).
1) Внутренние.
2) Внешние.
3. Установите соответствие между видами ответственности и видами антиобщественного поведения:
а) моральная 1) прогул занятий
б) уголовная 2) деликт
в) дисциплинарная 3) неуважение старших, выразившееся в обмане
г) гражданская 4) преступление
4. Собственно-юридические функции права (несколько ответов):
а) регулятивная д) экономическая
б) воспитательная е) политическая
в) охранительная ж) природоохранная
г) социальная
5. Соответствие характеристик юридических фактов критериям их классификации:
а) связь с волей субъекта 1) прекращение права
б) наступающие последствия 2) продолжительность существования
в) форма проявления 3) событие
г) состав 4) бездействие
д) оценка правомерности деяния 5) совокупность юридических фактов
– задания на логическую последовательность:
1. Логическая последовательность понятий в сфере правового воспитания:
а) граждане;
б) лекция на правовую тему;
в) правовая грамотность;
г) повышение уровня правосознания и правовой культуры.
2. Последовательность в порядке возрастания значения для укрепления правопорядка:
а) правовое регулирование;
б) знание правовых предписаний;
в) уважение к закону;
г) правовая активность.
3. Логическая последовательность понятий в порядке их взаимной обусловленности:
а) законодательство;
б) законность;
в) правопорядок;
г) общественный порядок.
– задания открытого типа:
1. Недифференцированные социальные нормы догосударственного общества именуются ….
2. … – нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими представительными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
3. Применение негативных мер к правонарушителям и восстановление нарушенных прав являются целью ... правовых норм.
– задания на развитие профессиональных умений (кейс-задания):
I. Смирнов приобрел планшет в магазине «Электроника», спустя два месяца планшет перестал заряжаться от сети. Смирнов обратился в сервисный центр для проведения гарантийного ремонта.
Проанализируйте указанную ситуацию, ответьте на вопросы:
1. Указанное правоотношение по предмету правового регулирования относится к:
а) трудовым
б) гражданско-правовым
в) уголовным
г) гражданско-процессуальным
2. Данная ситуация по содержанию является … правоотношением, а по степени определенности субъектов … (укажите классификационные характеристики).
3. Объектом правоотношения в указанной ситуации является:
а) планшет
б) гарантийный ремонт планшета
г) деньги за планшет
д) обмен планшета
4. Обращение в сервисный центр по поводу ремонта планшета является юридическим фактом (укажите не менее двух характеристик):
а) относительным событием
б) юридическим актом
в) правоустанавливающим действием
г) абсолютным событием
д) юридическим поступком
II. Журналист М. с целью мести опубликовал в газете «Известия» заведомо ложные сведения о том, что предприниматель П. использует некачественное сырье для производства молочных продуктов, а также дал взятку главному санитарному врачу области за успешное прохождение санитарной проверки цехов.
Проанализируйте указанную ситуацию, ответьте на вопросы.
1. Деяние журналиста М. является:
а) преступлением
б) административным проступком
в) дисциплинарным проступком
г) материальным проступком
2. Объектом правонарушения в указной ситуации является:
а) Предприниматель П.
б) газета «Известия»
в) деловая репутация предпринимателя
г) ложная информация
3. Субъективная сторона в данном правонарушении характеризуется виной в форме… (укажите форму вины).
4. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется (назовите не менее двух характеристик):
а) деянием в форме действия
б) отсутствием причинно-следственной связи между деянием и последствием
в) ущербом для репутации Предпринимателя П.
г) деянием в форме бездействия
д) примерный перечень вопросов для подготовки к промежуточному и итоговому контролю
– промежуточный контроль в форме экзамена (1 семестр)
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина: понятие, предмет, функции
2. Методология теории государства и права
3. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
4. Понятие и виды власти. Особенности организации власти в первобытном обществе в отличие от государственной
5. Социальные нормы первобытного общества: понятие и виды. Мононормы
6. Основные теории происхождения государства
7. Основные теории происхождения права
8. Основные закономерности возникновения государства и права. Неолитическая революция
9. Основные подходы к понятию государства. Признаки государства
10. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
11. Основные подходы к определению сущности государства
12. Функции государства: понятие, виды, содержание
13. Внутренние функции государства: общая характеристика
14. Внешние функции государства: общая характеристика
15. Механизм государственной власти: понятие, принципы формирования и функционирования, элементы
16. Понятие, признаки и виды государственных органов
17. Основные положения теории разделения властей. Система государственных органов в РФ
18. Государственное управление и местное самоуправление. Органы местного самоуправления
19. Форма государства: понятие, элементы. Основыне подходы к классификации форм государства
20. Форма правления: понятие, критерии выделения, виды
21. Монархическая форма правления: понятие, признаки, виды
22. Республиканская форма правления: понятие, признаки, виды
23. Смешанные и нетипичные формы правления: понятие, виды, особенности, причины появления
24. Форма государственного устройства: понятие, критерии выделения, признаки, виды
25. Федеративная форма государственного устройства: понятие, признаки, виды федераций
26. Унитарная форма государственного устройства: понятие, признаки. Автономия в унитарном государстве
27. Формы внешнегосударственного устройства: конфедерация, уния, союз, содружество.
28. Политический (государственно-правовой) режим: понятие, виды, признаки
29. Демократический политический (государственно-правовой) режим: понятие, признаки
30. Авторитарный государственно правовой режим: понятие, сущность
31. Тоталитарный государственный режим: понятие, разновидности
32. Понятие и принципы правового государства
33. Гражданское общество: понятие, элементы, условия формирования и функционирования
34. Право: понятие, признаки. Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право
35. Принципы права: понятие и виды
36. Функции права: понятие, виды
37. Право в системе социального регулирования (понятие и виды социальных норм, место норм права в системе социальных норм)
38. Основные подходы к пониманию и происхождению права (юридический позитивизм, социологический позитивизм, теория естественного права, психологическая теория, интегративный подход)
39. Понятие и виды правового статуса личности
40. Элементы правового статуса личности. Права и обязанности человека и гражданина
41. Правовое регулирование: понятие и признаки. Правовое регулирование и правовое воздействие
42. Предмет, сфера и пределы правового регулирования. Типы правового регулирования
43. Стадии правового регулирования
44. Способы и методы правового регулирования
45. Механизм правового регулирования: понятие и элементы
46. Понятие и признаки правовой нормы
47. Структура логической правовой нормы и нормы-предписания
48. Способы изложения правовой нормы в тесте нормативно правового акта. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
49. Действие нормы права в пространстве, во времени и по кругу лиц
50. Классификация правовых норм
– итоговый контроль в форме экзамена (2 семестр)
1. Теория государства и права как наука и учеба дисциплина: понятие, предмет, функции.
Место и роль теории государства и права в системе юридических и гуманитарных наук
2. Методология теории государства и права: понятие, классификация и общая характеристика методов
3. Социальная организация и власть в первобытном обществе. Социальные нормы в первобытном обществе
4. Характеристика основных теорий происхождения государства. Причины множественности теорий происхождения государства
5. Причины и закономерности происхождения государства
6. Основные подходы к понятию государства. Признаки государства
7. Основные подходы к сущности государства (классовый и общесоциальный)
8. Основные подходы к типологии государства. Типология современных государств
9. Форма государства: понятие, элементы. Классификация форм государства
10. Форма правления: понятие, критерии выделения, виды.
11. Монархическая форма правления: понятие, признаки, разновидности
12. Республиканская форма правления: понятие, признаки, разновидности
13. Смешанные и нетипичные формы правления: причины появления, виды, признаки
14. Форма государственного устройства: понятие, виды
15. Унитарное государство: понятие, признаки. Автономия в унитарном государстве
16. Федеративное государство: понятие, признаки, разновидности
17. Государственно-правовой (политический) режим: понятие, виды
18. Понятие и признаки демократического государственно-правового режима
19. Антидемократические режимы: понятие, виды
20. Социальное назначение и функции государства
21. Механизм государственной власти: понятие, элементы.
22. Государственный орган: понятие, классификация.
23. Разделение властей: сущность теории. Система сдержек и противовесов
24. Правовое государство: понятие, идейные истоки концепции, признаки.
25. Гражданское общество: понятие, предпосылки формирования. Соотношение правового государства и гражданского общества
26. Основные подходы к определению права: естественное и позитивное право. Признаки позитивного права
27. Сущность права: классовый и общесоциальный подходы. Основные подходы к соотношению права и государства
28. Общая характеристика основных концепций правопонимания: юридический позитивизм, социологический подход к пониманию права (социологическая юриспруденция), теория естественного права, психологическая теория права, интегративный подход к правопониманию
29. Принципы права: понятие, признаки, виды, содержание
30. Социальное назначение права. Функции права: понятие, признаки, виды
31. Право в системе социального регулирования (понятие и виды социальных норм, место норм права в системе социальных норм)
32. Понятие и элементы правового статуса личности.
33. Правовое регулирование: понятие, объект, предмет, сфера и пределы. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
34. Предмет, сфера и пределы правового регулирования. Стадии правового регулирования
35. Методы, способы и типы правового регулирования
36. Механизм правового регулирования: понятие, элементы
37. Понятие и признаки нормы права. Классификация норм права
38. Структура логической правовой нормы и нормы-предписания: понятие, элементы. Классификация элементов нормы права
39. Способы изложения правовой нормы в тесте нормативно правового акта. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
40. Действие нормы права в пространстве, во времени и по кругу лиц
41. Источники (формы) права: понятие, виды
42. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды
43. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды
44. Правотворчество: понятие, принципы, виды
45. Содержание и функции правотворчества. Стадии законотворчества
46. Правотворческая техника: понятие, приемы, средства
47. Практика толкования права: понятие, содержание, принципы и функции
48. Виды толкования права
49. Способы толкования права
50. Акты официального толкования права: понятие, виды, особенности
51. Система права: понятие, элементы. Соотношение системы права и системы законодательства
52. Систематизация права: понятие, содержание, принципы и функции
53. Виды систематизации права (юридический учет, консолидация, инкорпорация, кодификация)
54. Понятие и элементы правовой системы общества
55. Общая характеристика основных правовых систем современности: романо-германская, англо-саксонская, религиозная правовая система, система обычного права. Особенности современной российской правовой системы
56. Правовое поведение: понятие, признаки, виды.
57. Сущность и социальная значимость правомерного поведения. Виды правомерного поведения
58. Понятие, признаки и виды правоотношений
59. Структура правоотношения: понятие, элементы
60. Субъект правоотношения: понятие, виды. Соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения».
61. Правосубектность: понятие, содержание (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность)
62. Объекты правоотношений: понятие, виды
63. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности
64. Понятие, признаки юридических фактов. Юридический (фактический) состав
65. Классификация юридических фактов.
66. Реализация права: понятие, признаки, виды
67. Правоприменение: понятие, основания, содержание
68. Принципы, функции и виды правоприменения
69. Понятие и виды пробелов в праве. Нормативное и казуальное восполнение
70. Правоприменение при пробелах в праве. Правовая аналогия
71. Правоприменительный акт: понятие, признаки, виды
72. Понятие и виды правосознания. Деформация правосознания
73. Структура правосознания (правовая идеология, правовая психология, поведенческий компонент)
74. Понятие, структура и виды правовой культуры
75. Понятие и признаки правонарушения. Классификация правонарушений: критерии, виды
76. Юридический состав правонарушения: понятие, элементы
77. Субъект правонарушения. Деликтоспособность субъекта. Субъективная сторона правонарушения: понятие и элементы.
78. Объект правонарушения: понятие и виды. Объективная сторона правонарушения
79. Основные подходы к пониманию юридической ответственности. Признаки юридической ответственности
80. Виды юридической ответственности
81. Принципы юридической ответственности: понятие, содержание
82. Цели и функции юридической ответственности.
83. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность: понятие, содержание.
84. Основания освобождения от юридической ответственности: понятие и виды
85. Законность: понятие, признаки, принципы и гарантии законности
86. Понятие и признаки правопорядка. Соотношение законности и правопорядка.