Отрасль права (ОП). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных ОП

Система права -это исторически сложившая внутренняя структура права, определяемая характером

регулируемых общественных отношений.

Самым крупным элементом системы права (не считая объединения отраслей права в определенные группы)

является отрасль права.

Отрасль праварегулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института,

который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты,

подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения.

Каждая отрасль характеризуетсяавтономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств

правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на

субинституты, институты, подотрасли).

Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т. д.

Отрасли различаются между собой 2 главными критериями:

предметом(показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права)

методом правового регулирования(какими способами, средствами, приемами регламентируются

данные общественные отношения)

Виды отраслей:

базовые - КП, ГП, УП и АП, а также соответствующие им процессуальные отрасли ГПП, УПП и АПП; специальные - юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества - ТП, ЗП, ФП и т.д.; комплексные - соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей -Экологическое, Информационное, Предпринимательское право;

первичные - к ним относят так называемые традиционные отрасли - УП, ГП;

вторичные - выделившиеся из традиционных отраслей - из ГП выделились семейное и трудовое право. Предмет правового регулирования составляют однородные общественные отношения. Каждая отрасль имеет свою сферу правового воздействия, следовательно, свой собственный предмет регулирования.

Общественные отношения могут стать предметом правового регулирования, если:

они отличаются устойчивостью и повторяемостью;

государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы и,

следовательно, в охране и защите их;

отличаются способностью к внешнему контролю — судебному, административному, со стороны государства. Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:

1. общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;

2. часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Главными критериями, позволяющими отграничить одну отрасль права от другой являются:

Предмет правового регулирования - какие общественные отношения регулирует данная отрасль права;

«Метод правового регулирования - какими способами, средствами, приемами регламентируются данные

общественные отношения. Предмет правового регулирования- составляют однородные общественные отношения - каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Позволяет определить правовое положение субъектов, порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, средства их обеспечения, характер санкций. Два главных метода:

Метод правового регулирования- совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных:

императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности) - характерен для УП, АП, НП;

диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении) - характерен для

СП, ГП.

•Существуют также дополнительные методы - поощрительный и рекомендательный - но самостоятельно
они практически не применяются.

Выделение тех или иных отраслей - вопрос дискуссионный.

Иногда выделяют первичные отрасли, к которым относят так называемые традиционные отрасли, и производные,

выделившиеся из традиционных отраслей (вторичные).

К первичным относят государственное, уголовное, гражданское право и две процессуальные отрасли —

уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное.

Из государственного права выделились в самостоятельные отрасли административное, финансовое право, из

гражданского — семейное, трудовое.

Однако появился и третий ряд — отрасли, выделившиеся из «вторичных», например, право социального

обеспечения, выделившееся из трудового права.

Наибольшее распространение получило выделение следующих отраслей: конституционное право;

административное право; финансовое право; гражданское право; семейное право; трудовое право; право

социального обеспечения; экологическое право, которое состоит из двух частей — природоохранного и

природоресурсного права; уголовное право; уголовно-исполнительное право; уголовно-процессуальное право.

Наши рекомендации