Отрасль права (ОП). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных ОП
Система права -это исторически сложившая внутренняя структура права, определяемая характером
регулируемых общественных отношений.
Самым крупным элементом системы права (не считая объединения отраслей права в определенные группы)
является отрасль права.
Отрасль праварегулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института,
который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты,
подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения.
Каждая отрасль характеризуетсяавтономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств
правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на
субинституты, институты, подотрасли).
Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т. д.
Отрасли различаются между собой 2 главными критериями:
предметом(показывает, какие общественные отношения регулирует данная отрасль права)
методом правового регулирования(какими способами, средствами, приемами регламентируются
данные общественные отношения)
Виды отраслей:
базовые - КП, ГП, УП и АП, а также соответствующие им процессуальные отрасли ГПП, УПП и АПП; специальные - юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества - ТП, ЗП, ФП и т.д.; комплексные - соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей -Экологическое, Информационное, Предпринимательское право;
• первичные - к ним относят так называемые традиционные отрасли - УП, ГП;
• вторичные - выделившиеся из традиционных отраслей - из ГП выделились семейное и трудовое право. Предмет правового регулирования составляют однородные общественные отношения. Каждая отрасль имеет свою сферу правового воздействия, следовательно, свой собственный предмет регулирования.
Общественные отношения могут стать предметом правового регулирования, если:
они отличаются устойчивостью и повторяемостью;
государство и общество заинтересованы в придании этим общественным отношениям правовой формы и,
следовательно, в охране и защите их;
отличаются способностью к внешнему контролю — судебному, административному, со стороны государства. Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:
1. общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;
2. часто одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.
Главными критериями, позволяющими отграничить одну отрасль права от другой являются:
•Предмет правового регулирования - какие общественные отношения регулирует данная отрасль права;
«Метод правового регулирования - какими способами, средствами, приемами регламентируются данные
общественные отношения. Предмет правового регулирования- составляют однородные общественные отношения - каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Позволяет определить правовое положение субъектов, порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, средства их обеспечения, характер санкций. Два главных метода:
Метод правового регулирования- совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных:
• императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности) - характерен для УП, АП, НП;
• диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении) - характерен для
СП, ГП.
•Существуют также дополнительные методы - поощрительный и рекомендательный - но самостоятельно
они практически не применяются.
Выделение тех или иных отраслей - вопрос дискуссионный.
Иногда выделяют первичные отрасли, к которым относят так называемые традиционные отрасли, и производные,
выделившиеся из традиционных отраслей (вторичные).
К первичным относят государственное, уголовное, гражданское право и две процессуальные отрасли —
уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное.
Из государственного права выделились в самостоятельные отрасли административное, финансовое право, из
гражданского — семейное, трудовое.
Однако появился и третий ряд — отрасли, выделившиеся из «вторичных», например, право социального
обеспечения, выделившееся из трудового права.
Наибольшее распространение получило выделение следующих отраслей: конституционное право;
административное право; финансовое право; гражданское право; семейное право; трудовое право; право
социального обеспечения; экологическое право, которое состоит из двух частей — природоохранного и
природоресурсного права; уголовное право; уголовно-исполнительное право; уголовно-процессуальное право.