Объясните, почему свобода – это ответственность?
Ответ: _________________________
______________________________
______________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
9. Классифицируйте в соответствии с международными документами о правах человека перечисленные ниже права и свободы, записав соответствующие им буквы в нужную колонку таблицы:
А) свобода литературного, художественного и научного творчества;
Б) свобода мысли;
В) свобода передвижения;
Г) право на гражданство;
Д) право принимать участие в управлении своей страной;
Е) право на образование;
Ж) право владеть имуществом;
З) право на равную оплату за равный труд;
И) право на организацию мирных собраний;
К) право на отдых
Ответ:
Гражданские права | Политические права | Экономические права | Социальные права | Культурные права |
10. В 1959 году Организацией Объединенных Наций была принята Декларация прав ребенка. Объясните, зачем 30 лет спустя потребовалось принимать другой международный документ с похожим названием – Конвенцию о правах ребенка?
Ответ: _________________________
_______________________________
_______________________________
__
__
__
11. В соответствии со ст.1 Конвенции ООН о правах ребенка ребенком признается:
А) человеческое существо в возрасте до 16 лет;
Б) человеческое существо в возрасте до 18 лет;
В) человеческое существо в возрасте до 18 лет или до окончания общеобразовательной школы в том случае, если это произошло раньше достижения 18-летия;
Г) человеческое существо в возрасте до 18 лет, если по национальному закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее;
Д) человеческое существо до достижения возраста, в котором, согласно национальному законодательству, наступает совершеннолетие.
12. Ниже приведены даты, связанные с историей реализации прав человека и гражданина в мире. Постарайтесь указать, какое конкретное событие стоит за каждой из приведенных дат:
Дата | Событие |
1215 год | |
1789 год | |
1945 год | |
1948 год | |
1966 год |
13. Ознакомьтесь с условием и выполните задания:
13.1. Несмотря на то, что права человека признаются в цивилизованном мире высшей ценностью, возможны ситуации, они могут подвергнуться ограничению в интересах общества. Однако есть права, которые, согласно Российской Конституции не могут быть ограничены никогда и ни при каких обстоятельствах. Выберите в предлагаемом списке права и свободы, которые относятся к этой категории (т.е. не могут подвергаться ограничению); обведите соответствующие им буквы в кружок.
А) Каждый человек свободен в выборе рода деятельности и профессии.
Б) Каждый человек вправе публиковать, говорить и писать то, что хочет.
В) Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от пола, внешности, возраста, национальности, вероисповедания, социального и имущественного положения.
Г) Каждый человек имеет право на жизнь.
Д) Ни один человек не обязан свидетельствовать против себя и своих близких.
Е) Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах своего государства.
Ж) Каждый человек имеет право принимать участие в управлении страной.
З) Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания.
И) Ни один человек не должен подвергаться пыткам, даже если это будет способствовать изобличению преступника.
13.2. Выберите любые две из неотмеченных вами позиций. Приведите к каждой из них по одному примеру ситуаций, в которой ограничение данного права или свободы является оправданным и необходимым с точки зрения интересов общества:
Содержание права или свободы (можно указать букву) | Пример ситуации, в которой ограничение данного права является допустимым и оправданным |
13.3. В приведенном списке упоминается о праве на свободу совести. Объясните, в чем оно заключается.
Ответ: _______________________
________________________________
________________________________
14. Поведение людей подчиняется различным социальным нормам, в том числе – нормам морали и правовым нормам. Укажите, какая из схем наиболее точно отражает соотношение этих двух видов норм (П – право, М - мораль). Поясните, почему вы считаете подходящей именно эту схему.
|
|
|
| ||||||||||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ: ______________________________
____
____
15. Как на юридическом языке называется принцип, выраженный в ст. 49 Конституции Российской Федерации: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда»?
Ответ: ___________________________
16. Перед вами – фотографии двух известных людей, наших соотечественников. Укажите их фамилию и имя. Назовите должность, которую занимали оба этих человека.
1) …………………………………. | 2) ……………………………………….. |
Должность:………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………… |
17. Объясните, какой юридический смысл вкладывается в понятие «дискриминация».
Ответ: _________________________
_______________________________
_______________________________
18. «Нет прав без обязанностей». Раскройте смысл этого высказывания на примере одной из конституционных обязанностей граждан РФ.
Ответ: _________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
19. В семье обязателен учет мнения ребенка, достигшего:
А) 7 лет;
Б) 12 лет;
В) 14 лет;
Г) 10 лет.
20. Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, являются:
А) физическое или психическое принуждение;
Б) наличие малолетних детей у виновного;
В) обоснованный риск;
Г) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
Д) исполнение приказа или распоряжения.
21. Продолжительность ежедневной работы для работников в возрасте от 16 до 18 лет не может превышать:
А) шести часов;
Б) семи часов;
В) восьми часов;
Г) пяти часов
22. При увольнении несовершеннолетнего по решению администрации предприятия необходимо:
А) только его личное согласие;
Б) только согласие родителей;
В) согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
23. К наследникам первой очереди относятся:
А) родные дети наследодателя;
Б) полнородные братья и сестры наследодателя;
В) усыновленные дети наследодателя;
Г) супруг наследодателя;
Д) племянники наследодателя;
Е) бабушки и дедушки наследодателя.
24. На каких должностях могут работать несовершеннолетние?
А) официант в ночном клубе;
Б) почтальон для доставки газет;
В) ночной сторож на фирме;
Г) грузчик по разгрузке вагонов;
Д) продавец в «Макдоналдс»;
Е) уборщик на заводе химических удобрений.
25. ДА или НЕТ? Если вы согласны с утверждением, напишите рядом с ним «Да», если не согласны – «Нет».
1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более трех часов. | |
2. В случае невыполнения родителями обязанностей по воспитанию ребенка или злоупотребления своими родительскими обязанностей 13-летний ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства | |
3. В допросе подозреваемого или обвиняемого, не достигшего 16 лет, обязательно участие педагога или психолога. | |
4. Дети, находящиеся под попечительством, имеют право на воспитание в семье попечителя и совместное с ним проживание. | |
5. Приобретение гражданином РФ иного гражданства влечет за собой прекращение гражданства РФ. | |
6. При поступлении на любую работу несовершеннолетние обязаны проходить медицинский осмотр. | |
7. Родители имеют право собственности на имущество ребенка. | |
8. Для приобретения или прекращения гражданства РФ детьми от 10 до 14 лет их согласие не требуется. |
26. Заполните пропуски:
А) Вызов несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю или в суд осуществляется через _______
Б) Опека устанавливается над детьми в возрасте ______________ лет.
В) Международный день прав человека отмечается ___________________.
Г) Способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их называется ___________________________.
Д) Основное общее образование – это ступень школьного образования, охватывающая с ___ по ____ класс.
Е) Рождение ребенка, заключение и расторжение брака, подлежат обязательной регистрации в органах _______________________________
_________________________
Ж) В соответствии с Законом РФ «ОБ образовании» основные общеобразовательные программы могут осваиваться обучающимися в очной, очно-заочной, заочной формах, а также в форме _____________________ образования, самообразования, и ________________________.
27. Отметьте буквами на помещенной ниже линии, с какого возраста по российскому законодательству у человека появляются следующие права и обязанности:
А) быть членом кооператива;
Б) вносить вклады в банк и распоряжаться ими;
В) совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды;
Г) самостоятельно нести ответственность за административные правонарушения;
Д) самостоятельно обращаться в суд в случае нарушения его прав и свобод;
Е) осуществлять права автора художественного произведения;
Ж) самостоятельно распоряжаться стипендий или заработком;
З) нести уголовную ответственность за участие в деятельности незаконных вооруженных формирований;
И) заниматься предпринимательской деятельностью;
К) самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными им родителями для определенной цели или свободного распоряжения;
Л) нести уголовную ответственность за вымогательство;
М) участвовать в выборах депутатов законодательных органов власти;
Н) быть гражданином Российской Федерации;
О)
|
|
П) необходимо учитывать мнение ребенка при изменении его имени или фамилии.
28. 17-летний А. является студентом одного из вузов. Получив первую стипендию, он решил «отметить» это событие. Домой после этого А. пришел в нетрезвом состоянии. Родители заявили сыну, что вынуждены будут в случае повторения подобного поставить вопрос о лишении сына права самостоятельно распоряжаться стипендией.