В зависимости от действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц
-федеральные
- региональные
- муниципальные
- общие
- специальные
- постоянные
- временные
- локальные.
52. Понятие закона, его признаки, виды, характеристика. (по тетради)
Закон – юридический акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый уполномоченными органами в соблюдением конституционных процедур и регулирующий наболее важные общественные отношения с точки зрения личности, общества и государства.
Виды законов:
1) Конституция - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ.
3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию.
53. Понятие подзаконного нормативно-правового акта: его виды и характеристика. (по тетради)
НПА – юридический акт, меньший по юридической силе чем закон, принимаемый компетентными органами и устанавливающий нормы права в соответствии с закон и не противоречащие ему.
Виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления местных органов государственной власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты муниципальных органов;
7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.
54. Действие нормативно-правового акта во времени
Действие во времени определяется периодом времени от момента вступления нормативно-правового акта (и содержащихся в нем норм) в силу до момента ее утраты.
Время вступления в законную силу разных нормативно-правовых актов определяется различными способами: 1) временем принятия акта, 2) временем, которое указано в самом акте или в специальном акте о введении в действие данного акта, 3) временем официального опубликования акта или 4) по истечении определенного времени после официального опубликования акта.
По общему правилу, если иное не установлено в самих нормативных актах, в Российской Федерации законы вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования; нормативные акты Президента и Правительства РФ – по истечении семи дней после их официального опубликования; нормативные акты министерств и ведомств внутриведомственного характера – с момента их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, а акты общего значения, подлежащие официальной публикации, – по истечении десяти дней после их официального опубликования.
Момент утраты силы нормативного акта определяется: 1) датой истечения срока действия временного акта, если этот срок не продлевается; 2) датой отмены акта; 3) датой вступления в силу нового акта, включающего в себя предмет регуляции прежнего акта.
Обратная сила закона,ультраактивное действие (в УК привлечение по закону действовавшему на момент совершения преступления, даже если утратил силу)
55. Действие НПА в пространстве и по кругу лиц.
Пределы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц
Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. НПА может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.
В состав этой территории входят суша, включая недра и континентальный шельф (подводная часть материка); внутренние и территориальные воды государства (в пределах 12 морских миль); воздушное пространство над сушей и водной частью территории; а также территории посольств, военных кораблей, всех морских и воздушных судов, находящихся вне территории других государств, космических кораблей и станций, а также других объектов в космосе и открытом море, принадлежащих данному государству.
Порядок и правила экстерриториального действия нормативных актов государства на территории его посольств в других государствах определяются международным правом.
Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)
Действие нормативных актов по кругу лиц определяется составом всех тех субъектов права, которым адресованы требования данного акта (его норм).
По общему правилу, под действие нормативно-правовых актов подпадают все лица (физические и юридические лица, должностные лица, граждане, иностранцы и лица без гражданства), находящиеся в пространстве действия соответствующего акта.
Однако из этого общего правила есть ряд исключений.
Так, субъектами соответствующих прав и обязанностей политического характера (например права избирать и быть избранными в органы государственной власти, права участвовать в управлении делами государства, права членства в политических партиях, обязанности нести военную службу и т.д.) могут быть только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства не входят в круг адресатов таких норм. Но они являются субъектами прав и обязанностей во всех других сферах правовой регуляции, и на них распространяется действие соответствующих норм (норм гражданского, уголовного, предпринимательского права и т.д.).
Особую группу составляют иностранцы (главы иностранных государств и правительств, руководящие сотрудники иностранных посольств и консульств, некоторые другие категории иностранных граждан), которые в соответствии с положениями международного права обладают дипломатическим иммунитетом и в силу этого не подлежат уголовной и административной ответственности на территории и по законам других государств.
56. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды. (+ по тетради)
Систематизация — это целенаправленная деятельность по упорядочению и приведение в единую систему юридических предписаний, в целях доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.
Выделяют такие виды систематизации, как:
• инкорпорация — систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация — самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко второй — сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в
учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например, в суде;
• консолидация — систематизация путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Они объединяются по признаку относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной», сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
• кодификация — систематизация путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой части Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация — наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.).
Признаки кодификации:
-во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы;
-во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс;
-в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
57. Првовой прецедент как источник права
Правовой прецедент –это решение компетентного государственного органа по конкретному делу, которое принимается за образец при решении аналогичных дел органами той же или низшей инстанции.
Виды:
· Судебный
· Административный
Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом. В некоторых странах этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим органом. Источником права может стать прецедент не любого суда, а лишь решения по конкретным делам судов высших судебных инстанций.
Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.
Присущ странам англосаксонской правовой семьи (США, Великобритания, Канада). В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как на источнике права. Но законы, которыми руководствуются судьи в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело. В разных странах даже одной правовой семьи юридический прецедент применяется по-разному. В Великобритании, например, практика применения прецедента связана следующими правилами: решения, вынесенные Палатой лордов (верхняя палата парламента), обязательны для всех судов; решения, принятые апелляционным судом, обязательны для него самого и для нижестоящих судов. Кроме того, в Великобритании авторитет юридического прецедента тем выше, чем старше его возраст. В США штаты независимы и каждый имеет собственную судебную систему и, соответственно, судебную практику.
Преимущества прецедентов:
- прецедент — это результат логики и здравого смысла. Правоприменитель руководствуется своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, житейским опытом;
- больший динамизм, нежели у других источников права, так как правоприменитель способен принять решение с учетом изменений, произошедших в стране, мире.
Недостатки:
- нет авторитета, присущего нормативному акту (т.к. не всегда общеобязателен, не всеми органами применяется, принимается не правотворческим органом)
- есть возможность произвола ( в случае например с корпоративными нормами, когда их признаю в прецеденте в качестве договора нормативного содержания,хотя в силу своих особеннойстей он таковым не является).
В основном роль прецедента в странах романо-германской системы и России не выходит за рамки толкования права. Юридический прецедент в России имеет форму Постановлений Верховного Суда, ВАС, в которых конкретизируются и детализируются общие нормы закона.
58. Правотворчество: понятие, виды, формы и стадии.
Правотворчество — это деятельность компетентных органов, направленная на создание, изменение и отмену норм права.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.
Виды правотворчества:
в зависимости от субъектов:
• Правотворческая деятельность компетентных органов (это наиболее распространенный и целесообразный последовательный путь правотворчества)
• Народное правотворчество( в случае принятия решения на референдуме государственные органы не устраняются от участия правотворческой деятельности. В связи с этим возникает немало проблем:
1. Определение круга вопросов, которые целесообразно выносить на референдум
2. Особенности формулирования данных вопросов
3. Необходимость учета мнения меньшинства
• Санкционированное – утверждение гос. органами норм, принятых негосударственными органами. (регистрация или утверждение устава различных организаций, принятие НПА разработанного общественной организацией)
• Делегированное – осуществление правотворческой деятельности общественными организациями по поручению компетентных государственных органов.
Формы правотворчества:
1. Организационная –использование материальных и иных неправовых средств, предшествующих процесс правотворчества
2. Юридическая –включает стадии правотворчества, регламентированные НПА. Включает юридическую технику ( совокупность приемов, средств и способов составления, подготовки, оформления и систематизации НПА).
Стадии:
1. Некоторые выделяют правообразование (включает в себя возникновение правовой идеи в сознании законодателя, формирование воли, требующей закрепления в праве, возведение этой воли в закон (Мицкевич)
2. Законодательная инициатива - субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией
3. Обсуждение законопроекта - обычно обсуждение законопроекта предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки. На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.
4. Принятие законопроекта – определенное количество в зависимости от принимаего закона, подписание Президентом
5. Опубликование законопроекта – в собрании законодательства или российской газете
6. Вступление в законную силу – в общем порядке, либо предусмотрено в нпа
Инициатива принятия соответствующего нормативного акта может исходить как от самого правоустановительного органа, так и от других субъектов, обладающих правом на такую инициативу.
Все законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Разработка законопроекта осуществляется субъектом законотворческой инициативы (соответствующими структурами, подчиненными данному субъекту) или по поручению Совета Государственной Думы – одним из ее комитетов.
В отношении внесенного в Государственную Думу законопроекта Совет Государственной Думы назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным по законопроекту (так называемый ответственный комитет) и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц.
Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта и вносятся в него поправки. Во втором чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроекту и принимается решение об их принятии или отклонении. Третье чтение назначается для голосования в целях принятия законопроекта в качестве закона.
Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ. Подписанный Президентом закон подлежит обнародованию.
Официальное опубликование принятого нормативно-правового акта осуществляется в специальных печатных изданиях и газетах.
Порядок принятия подзаконных нормативно-правовых актов зависит от типа и характера соответствующего органа исполнительной власти. Нормативно-правовые акты коллегиальных органов исполнительной власти (например постановление Правительства РФ, постановление Правительства субъекта РФ и др.) принимаются простым большинством голосов членов соответствующей коллегии. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, действующих на началах единоличного руководства (указы Президента РФ, приказы министра, акты глав исполнительной власти в субъектах РФ и т.д.) принимаются в порядке единоличного решения соответствующего должностного лица.
59. Юридическая техника: понятие, виды, принципы.
Юридическая техника — это деятельность компетентных органов, должностных лиц, уполномоченных организаций, учреждений и граждан, обладающих специальным профессиональным навыком по конструированию нормативного материала, при помощи средств, приемов, способов составления, подготовки оформления и систематизации НПА. (Попов)
Юр. техника - это правила ведения юридической работы и составления в процессе ее юридических документов ( Кашанина Т.В.)
Юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. (Черданцев)
Объект -текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.
Юр. техника сопряжена с применением инструментов: лингвистических, логических, философских, формально-юридических)
Виды юр. техники в зависимости от стадий:
-законодательная (правотворческая) – система правил приемов и средств по подготовке и оформлению НПА. Применяются правила нормативности, полноты, конкретности, точности, системности, ясности, простоты, экономичности, эффективности, правила филологии)
-правоприменительная – изложение содержания, языковые правила, формально-логические, построение структуры текста, легализация, своевременность.
- правоинтерпритационная юридическая техника – научность, доктринальный плюрализм, ясность, точность, логичность, последовательность толкования.
Различают еще
1.В зависимости от уровня законотворческой деятельности:
техника создания законов на федеральном уровне (федеральная законодательная техника);
техника создания региональных законов (региональная законодательная техника).
2. В зависимости от степени обязательности законодательных актов:
техника создания общеобязательных законодательных актов;
техника создания рекомендательных (модельных) законов.
3. В зависимости от разновидности законодательного акта:
техника создания закона о поправке к Конституции РФ;
техника создания Федерального Конституционного закона;
техника создания кодекса РФ;
техника создания Федерального закона;
техника создания основ законодательства РФ;
техника создания Конституции (Основного закона) субъекта РФ;
техника создания закона субъекта РФ.
4. В зависимости от функционального назначения создаваемого законодательного акта:
техника создания закона о внесении изменений и дополнений в другой закон;
техника создания новой редакции закона;
техника создания закона о введении в действие другого закона;
техника создания закона о ратификации или денонсации международного договора РФ;
техника создания закона о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов.
ПРИНЦИПЫ
а) общие к правотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов);
б) принцип системности права: соблюдение имеющегося деления права на отрасли, подотрасли и институты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений действующего законодательства;
в) принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых правоотношений: обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как официального юридического документа.
Исходя из вышесказанного юридической технике присуще:
1.Точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в правовом акте. |
2.Ясность и доступность языка правового акта. |
3.Полнота и конкретность регулирования, отсутствие декларативности. |
4.Экономичность, оптимальная емкость, компактность изложения. |
5.Логическая последовательность изложения, цельность, сбалансированность, взаимосвязь нормативных предписаний. |
6.Унификация, единообразие формы и структуры правовых актов. |
60. Способы и приемы юридической техники
Способы - пути достижения намеченных целей и результатов с помощью конкретных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок законодательной практики.
Виды:
· способы структуризации - определенная последовательность;
· способы логического изложения – последовательность в изложении юридической информации;
· лингвистический - способы языкового изложения - ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
· способы построения правового материала по степени обобщенности (абстрактный, казуистический);
· системный - способы связи между нормативными правовыми актами (использование бланкетного способа и ссылочного)
· специально-юридический – использование специальной терминологии
С.С. Алексеев подразделяет приемы по двум основаниям:
По степени обобщения конкретных показателей:
- абстрактный — при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;
- казуистический — при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует.
По способу изложения элементов юридической нормы:
- прямой — гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта;
- отсылочный — отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка или она подразумевается;
- бланкетный — разновидность отсылочного, но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.
Технические средства - юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.
К техническим правилам относятся:
1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3) последовательность в изложении юридической информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).