Список принятых сокращений
Список принятых сокращений в тексте работы располагается столбцом. Слева в алфавитном порядке приводятся сокращения, а справа – их детальная расшифровка (образец оформления списка принятых сокращений – Приложение 5).
Введение
Курсовая работа начинается с введения, в которомавтор долженкратко обосновать актуальность выбранной темы[1], объект[2] и предмет исследования[3], цели и задачи исследования[4], теоретическая и методологическая основа исследования,[5] структура работы.
Написание введения целесообразно после завершения всей курсовой работы, поскольку при таком подходе можно наиболее полно изложить суть исследования в сжатой форме.
Объем введения не должен превышать 3 страниц.
Основная часть
В основной части автор раскрывает содержание курсовой работы. Содержание глав работы и их структура (деление на параграфы, пункты, подпункты) зависят от темы и анализируемого материала, отражают итоги теоретической и практической работы обучающегося, проведенной по избранной теме, содержит результаты исследования, выводы и конкретные предложения по обозначенной проблеме.
Основная часть отражает итоги теоретической и практической работы студента, проведенной по избранной теме, содержит результаты исследования, выводы и конкретные предложения по обозначенной проблеме.
Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт. Традиционно во второй главе уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики, строится аргументация, формулируются выводы и предложения.
Заключение
Заключениесодержит итоги проведенных исследований в соответствии с определенными во введении целями и задачами, в нем кратко излагаются теоретические обобщения по основным проблемам,формулируются предложения и рекомендации. Объем заключения не должен превышать 2-3 страниц.
Список использованных источников
Список использованных источников должен содержать перечень нормативных и литературных источников, который студент использовал при выполнении курсовой работы. Список источников целесообразно сгруппировать по следующим разделам: 1) нормативно-правовые акты (международно-правовые и внутригосударственные); 2) материалы судебной практики; 3) литература; 4) ресурсы сети «Интернет».
Нормативные источники и литература располагаются в следующем порядке:
1. Нормативные правовые акты (располагаются в порядке субординации и в хронологическом порядке по датам принятия):
- международно-правовые акты;
- Конституция Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы;
- кодексы;
- федеральные законы;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- акты министерств и ведомств;
- законы, акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
- решения иных государственных органов и органов местного самоуправления.
2. Материалы судебной практики (в хронологическом порядке);
3. Литература (учебники, учебные пособия, монографии, справочные материалы, статьи (помещаются в алфавитном списке авторов и заглавий, публикации одного автора – в хронологическом порядке);
4. Литература на иностранных языках (указывается в алфавитном порядке в конце списка);
5. Ресурсы сети «Интернет» (в алфавитном порядке).
В материалах практики могут быть представлены источники, содержащие материалы судебной практики, сведения о фактах, событиях, статистические данные, иллюстрирующие итоги применения норм конституционного, административного и иных отраслей права, результаты практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также всех субъектов конституционных, административных и иных правовых отношений.
При использовании в работе источников, утративших юридическую силу, их следует помещать в библиографическом списке в конце нормативных правовых актов.
Страницы литературных источников в списке указывать не следует, однако в постраничных сносках необходимо указывать страницу цитируемого текста. Каждый источник, включенный в список, должен быть использован в тексте курсовой работы. Примеры библиографического описания различных источников представлены в Приложении 6.
Приложения
Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах и располагаются в порядке появления ссылок в них в тексте работы. В приложении рекомендуется включать материалы (вспомогательные, дополнительные, иллюстративные), связанные с выполнением курсовой работы, которые загромождают текст ее основной части.
В приложения могут быть включены копии подлинных нормативных документов, выдержки из отчетных материалов, протоколов, отдельные положения инструкций, правил, ранее не опубликованные тексты, переписка и т.д.
По форме они могут быть представлены в виде текста, таблицы, карт, схем, графиков и диаграмм. Поскольку каждое приложение имеет самостоятельное значение, оно должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок.
При наличии в курсовой работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: Приложение 1, Приложение 2 и т. д. Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки, которые оформляются следующим образом: (Приложение 3).
5. Правила оформления курсовой работы
Общие требования
Следует иметь в виду, что оформление курсовой работыиграет немаловажную роль на завершающем этапе ее выполнения.
Объем курсовой работы определяется темой и содержанием и должен составлять не менее 30 страниц компьютерного текста стандартного формата А-4
Техническое оформление текста работы должно соответствовать требованиям ГОСТа 7.32-2001. Текст работы должен быть набран на компьютере и напечатан на одной стороне листа через 1,5 межстрочного интервала, размер шрифта - кегль 12, тип шрифта - Times New Roman. Цвет шрифта - черный. Размеры полей: правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - не менее 30 мм.
В рекомендуемый объем курсовой работы не входят титульный лист, содержание (оглавление), список использованных источников и приложения.
Опечатки, описки, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на это же место исправленного текста. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.
По ГОСТ 7.32-2001 главы основной части работы не являются структурными элементами - таким элементом (наряду с содержанием, введением, заключением, списком использованных источников, приложением и др.) является только вся основная часть в целом. По ГОСТу 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце и печатают строчными буквами без подчеркивания, т.е. слова «Содержание», «Введение», «Заключение», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» записывают в виде заголовка (симметрично тексту). Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.
Текст курсовой работы делится на главы, которые могут делиться на параграфы, а те, в свою очередь, могут делиться на пункты и подпункты (и более мелкие разделы). Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа в главе, разделенных точкой. В конце номера точка не ставится. Аналогичным образом нумеруются и пункты в параграфе (например: 2.4.2 Анализ результатов). Допускается наличие в главе всего одного параграфа, а в параграфе - одного пункта. В этом случае параграф и пункт все равно нумеруются.
Заголовки параграфов, пунктов и подпунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки параграфов (пунктов, подпунктов) печатаются симметрично тексту строчными буквами.
Размер абзацного отступа, как и расстояния между заголовками в соответствии с ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам», равен пяти ударам пишущей машинки (или 15-17 мм). Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 или 4 интервалам (15 мм). Если работа напечатана интервалом 1,5, то это значит, что расстояние между заголовком и текстом равно одной пустой строке. Расстояние между заголовками главы и параграфа - 2 интервала (8 мм).
Отдельные места работы можно выделить курсивом. Допускается параллельное оформление текста работы или ее части на иностранном языке в форме приложения.
По ГОСТ 7.32-2001 заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется прописными буквами посередине строки. Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
По ГОСТ 2.105-95 наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
При использовании таблиц в курсовой работе они должны располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. По ГОСТ 7.32-2001 на все таблицы в тексте должны быть ссылки. Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная). Таблицы обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения (например: Таблица В.2). Слово «Таблица» пишется полностью. Наличие у таблицы собственного названия по ГОСТу не обязательно. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 - Федеральное законодательство). Точка в конце названия не ставится.
При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью, при этом нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы (например: Продолжение таблицы 1).
Таблицу с большим количеством столбцов допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и столбцы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером столбцов и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами столбцы и (или) строки первой части таблицы.
Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.
Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Но головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.
По ГОСТ 7.32-2001 примечания размещают сразу после текста, рисунка или в таблице, к которым они относятся. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и идет текст примечания. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки.
Примечание - _____
или:
Примечания
1 ________________
2 ________________
Примечания можно оформить в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками «*». Применять более трех звездочек на странице не допускается. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева.
При оформлении перечисления по ГОСТ 7.32-2001 перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ). Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
По ГОСТ 7.32-2001 в тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ Б, ПРИЛОЖЕНИЕ В). Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».
Нумерация страниц приложений и основного текста должна быть сквозная.
Каждую главу следует начинать с нового листа (страницы). Это же правило относится и к другим структурным элементам работы: введению, заключению, списку использованных источников, приложениям, но не распространяется на параграфы (пункты), на которые может разбиваться каждая глава.
Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета, но номер страницы на титульном листе не проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.
Отдельные места работы можно выделить курсивом. Допускается параллельное оформление текста работы или ее части на иностранном языке в форме приложения.
Введение и заключение не нумеруются в отличие от глав и параграфов (Глава 1 …, 1.2…). Главы, параграфы (пункты и подпункты) работы следует нумеровать арабскими цифрами без точки (см. в Приложении Д).
Название главы должно быть четким, лаконичным и соответствовать ее содержанию. Количество глав не ограничено, но название и содержание каждой должно последовательно раскрывать избранную тему. Недопустимо, чтобы одна из глав повторяла название курсовой работы.
После перепечатывания текста его необходимо самым тщательным образом вычитать для устранения помарок, ошибок, опечаток и т.д. Цитаты, ссылки на архивные и нормативные источники должны быть внимательно сверены. Выпускная квалификационная работа, представленная в нарушение предъявляемых требований, к защите не допускается.
Требования к тексту курсовой работы Курсовая работа должна быть написана научным стилем с соблюдением следующих требований: 1. Материал должен быть изложен четко, последовательно и конкретно. 2. Каждая новая мысль должна начинаться с абзаца (с красной строки). 3. В работе не рекомендуется использовать местоимение «я» и глаголы в первом лице. 4. Изложение материала необходимо строить так, чтобы было понятно, где передается мысль автора работы, а где – других авторов. Например: «автор считает», «по мнению ученых» и т. д. 5. При использовании в работе цитат необходимо точно воспроизводить цитируемые тексты и обязательно делать ссылку на них в соответствии с установленными правилами. 6. Сокращение слов в тексте не допускается. 7. В курсовой работе разрешается употреблять аббревиатуры. Применение аббревиатуры возможно только после разъяснения их значений.