Правотворчество: понятие, признаки, принципы, виды
Правотворчество – это деятельность управомоченных органов по созданию юридических норм путем разработки, переработки, изданию определенных нормативных актов. Понимается в 2х аспектах: в узком смысле подразумевается сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком-весь процесс от замысла до практической реализации.
Черты правотворчества:
1.Оно представляет собой деятельность активную, творческую.
2.В результате правотворчества устанавливаются, изменяются, отменяются нормы права, и они облекаются в определенную форму.
3.Оно является важнейшим средством управления обществом.
4.Осуществляется только уполномоченными субъектами в пределах их компетенции.
5.Осуществляется в строго установленном порядке.
6.Уровень и культура правотворчества, а значит, и качество норм права является показателем правовой культуры общества.
Структура правотворческого процесса складывается из двух частей:
-организационные вопросы правотворчества не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта, его обсуждение и т.д.)
-опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.
Эти части неразрывно связаны и выступают целостной процедурой по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового акта.
В процессе правотворчества выделяют 2 основные стадии:
-1ая связана с предварительным формированием гос.воли при составлении проекта нормативного акта, носит подготовительный характер и не порождает правовых последствий:
-законодательная инициатива со стороны строго определенных Конституцией субъектов права;
-решение компетентного органа о необходимости издания акта;
-подготовка концепции и проекта нормативного акта;
-обсуждение проекта нормативного акта в комиссиях, комитетах, палатах, на сессиях законодательного органа;
-2ая официальное закрепление гос.воли в нормах права путем превращения проекта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер.
-принятие нормативного акта в определенном порядке (например, путем голосования);
-опубликование нормативного акта.
Правотворческий процесс основывается на определенных принципах:
1.Демократизм и гласность правотворчества. Связан с процедурой разработки и принятия нормативного акта посредством привлечения граждан, трудовых коллективов, всенародного обсуждения законопроектов. Референдум – высшая форма проявления демократизма.
2.Профессионализм правотворчества. Связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия гос.решений. Привлекаются компетентные специалисты (юристы, политологи, социологи)
3.Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, по которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию, и опубликованию НПА должна осуществляться в рамках закона и прежде всего Конституции.
4.Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Законопроект готовится при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, целесообразности и т.д. Для этого используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, позволяет корректировать работу с учетом выявленных практикой ошибок.
5.Принцип гласности включает в себя открытость правотворческого процесса, его освещение правотворческой деятельности в средствах массовой информации; публикация проектов наиболее значимых НПА с их последующим обсуждением в СМИ.
6.Принцип своевременности: правильное определение времени подготовки и принятия НПА с учетом зрелости общественных отношений для их правового регулирования.
7.Принцип исполнимости: учет финансовых, кадровых, организационных и иных условий, необходимых для реализации норм права.
8.Принцип планирования: четкое распределение во времени правотворческой деятельности.
С учетом субъектного состава органов можно выделить 3 вида правотворческой деятельности:
1.Правотворчество гос.органов (общефедеральные, субъектов РФ). Деятельность всех органов власти и управления, в результате которых формируется система законодательства. Юр.сила принятого акта соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства.
2.Санкционированное правотворчество. Разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств и т.д.) и некоторых негосударственных учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные акты.
3.Референдум (народное правотворчество). Проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.