М 3 Преступления против правосудия и порядка управления. Преступления воинские и против мира и безопасности человечества

Тема 16. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ

План самостоятельной работы

1. Изучить основную литературу по теме.

2. Ознакомиться с несколькими источниками, рекомендованными в качестве дополнительной литературы.

3. Рассмотреть систематизацию преступлений против правосудия. Определить целесообразность отнесения отдельных составов преступлений к данной группе.

4. Рассмотреть составы преступлений:

- посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК);

- неуважение к суду (ст. 297 УК);

- вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК);

- отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК);

- разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК);

- привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК);

- незаконного освобождения от уголовной ответственности (ст. 300 УК).

5. Определить различия между составами преступлений:

- принуждение к даче показаний (ст. 302 УК) и фальсификация доказательств (ст. 303 УК);

- заведомо ложный донос и фальсификация доказательств;

- заведомо ложный донос (ст. 306 УК) и квалифицированная клевета (ч. 3 ст. 120 УК).

6. Ознакомиться с судебной практикой по преступлениям против правосудия. Определить проблемы применения уголовно-правовых норм об этих преступлениях на практике.

Тема 17. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ

План самостоятельной работы

1. Изучить основную литературу по теме.

2. Ознакомиться с несколькими источниками, рекомендованными в качестве дополнительной литературы.

3. Систематизировать преступления против порядка управления.

4. Рассмотреть составы преступлений:

- посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317).

- оскорбление представителя власти (ст. 319 УК);

- незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 322 УК);

- организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК);

- приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК);

- похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 325 УК);

- подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК);

- уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК).

5. Выявить отличия между преступлениями:

- оскорбление (ст. 130 УК) и оскорбление представителя власти (ст. 319).

6. Сформулировать особенности законодательных конструкций преступлений этой группы.

7. Ознакомиться с судебной практикой по преступлениям в сфере управления.

8. Сформулировать перспективы изменения состава преступлений данной группы.

Тема 18. ВОИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

План самостоятельной работы

1. Изучить основную литературу по теме.

2. Ознакомиться с несколькими источниками, рекомендованными в качестве дополнительной литературы.

3. Ознакомиться с составами воинских преступлений.

4. Выявить отличия самовольного оставления части или места службы (ст. 337 УК) от дезертирства (ст. 338 УК).

5. Подготовить рефераты по темам:

- понятие и систематизация преступлений против военной службы;

- проблемы отграничения воинских преступлений от смежных составов общеуголовного характера.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(статьи юридической периодики)

Мальков С.М. Уголовная ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации военных машин (ст. 350 УК РФ) // Уголовное право. 2010. № 2. С. 43–47.

Шилов А. Моделирование уголовной политики на основе статистического анализа динамики преступности в Вооруженных силах // Уголовное право. 2008. № 5. С.117–122.

Шилов А.И., Бессонов Е.В. Утрата, присвоение и растрата военного имущества // Уголовное право. 2011. № 6. С. 69–74.

Шилов А.И., Оноколов Ю.П. Основания освобождения от уголовной ответственности военнослужащих, уклонившихся от прохождения военной службы // Уголовное право. 2010. № 4. С. 79–83.

Тема 19. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА

И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

План самостоятельной работы

1. Рассмотреть составы преступлений против мира и безопасности человечества.

2. Подготовить рефераты по темам:

- преступления против мира и человечества – международные преступления;

- виды и место преступлений против мира и человечества в международных актах;

- перспективы разработки международного уголовного законодательства.

3. Решить задачи:

№ 1. Граждане Сиволапов и Молотков были задержаны сотрудника­ми милиции когда в ночное время суток на рекламных щитах автобусных остановок они расклеивали лис­товки, содержащие призывы к войне с некоторыми мусульмански­ми странами, так как, по их мнению, это рассадник терроризма. При обыске у одного из них обнаружена магни­тофонная запись такого же содержания.

Дайте юридическую оценку действиям Сиволапова и Молоткова.

Изменится ли квалификация, если с содержанием листовок и аудиокассеты никто из третьих лиц не ознакомился?

№ 2. Военные летчики Крылов и Пресняков, проходившие службу в полку стратегической авиации, по договоренности с террористи­ческой организацией иностранного государства захватили в полете и угнали бомбардировщик с ядерными боеприпасами на борту. Затем они потребовали от правительств США, РФ и Японии вы­платить 150 млн долларов, угрожая бомбардировкой некоторых городов этих государств.

Квалифицируйте деяние Крылова и Преснякова.

Могут ли они быть субъектами развязывания войны?

№ 3. Зиннуров, представитель одной из российских торговых фирм, находясь за рубежом, приобрел несколько мин-ловушек в виде детских игрушек с целью их последующей реализации заинтересо­ванным лицам на юге России. При попытке их продажи он был задержан.

Квалифицируйте содеянное Зиннуровым?

№ 4. Сотрудники одного НИИ химической промышленности Жаднова и Волютов лабораторным путем с целью последующей продажи изготовили 5 литров зарина — отравляющего вещества нервно-па­ралитического действия, 2 литра которого реализовали представи­телям террористической организации.

Могут ли они быть привлечены к уголовной ответственности?

№ 5. Махмудов и Гаджиев из состава незаконного вооруженного фор­мирования похитили из городской больницы граждан Нидерлан­дов Коосен и Вилбут – представителей Красного Креста, оказывавших медицинскую помощь пострадав­шим во время трагических событий в г. Буденновске.

Квалифицируйте действия названных лиц, если:

а) они преследовали цель осложнить отноше­ния между странами;

б) у них не было такой цели.

№ 6. Гвалахов, будучи в одной из африканских стран, уча­ствовал в вооруженном конфликте внутригосударственного харак­тера. В составе вооруженного подразделения он целенаправ­ленно участвовал в создании для одной из африканских религиозных общин таких условий жизни, при которых она полностью была бы уничтожена. С этой же целью он нанес пятерым членам религиоз­ной общины тяжкий вред здоровью.

Квалифицируйте действия Гвалахова.

№ 7. В 1942 году Коган перешел на сторону немецко-фашистских войск и, будучи членом одной из зондеркоманд СС, участвовал в насильственном помещении советских граждан, в основном жен­щин и детей, в концентрационные лагеря и введении там режима каторжного труда под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти.

Дайте юридическую оценку действиям Когана.

Наши рекомендации