V. Методические указания по написанию контрольной работы

Усвоение материала дисциплины на лекциях, семинарах, а также в результате самостоятельной подготовки и изучения отдельных вопросов дисциплины, позволят студенту подойти к промежуточному и итоговому контролю подготовленным, и потребует лишь повторения ранее пройденного материала. Знания, накапливаемые постепенно в различных ракурсах, с использованием противоположных мнений и взглядов на ту или иную правовую проблему являются глубокими и качественными, и позволяют формировать соответствующие компетенции как итог образовательного процесса.

Для систематизации знаний по дисциплине первоначальное внимание студенту следует обратить на рабочую программу курса, которая включает в себя разделы и основные проблемы дисциплины, в раках которых и формируются вопросы для промежуточного и итогового контроля.

Согласно Учебному плану по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»контроль над качеством усвоения знаний по курсу «Конституционное право» осуществляется посредством написания студентом контрольной работе.

Контрольная работа – одна из важнейших форм самостоятельного приобретения знаний студентами, одновременно носящая творческий характер. При выполнении контрольной работы студент получает навыки проведения самостоятельного научного исследования, более углубленного изучения дисциплины.

Контрольная работа выполняется с целью закрепления знаний, полученных студентом в ходе лекционных занятий и приобретения навыков самостоятельного понимания и применения нормативно-правовых актов и специальной литературой. Также написание контрольной работы призвано оперативно установить степень усвоения студентами учебного материала спецкурса.

Обучаемый совершенствует способности работы с источниками Конституционного права России, учится анализировать и сопоставлять их, используя при этом частно-научные методы исследования (метод системного анализа, сравнительного правоведения и др.).

Совершенствование навыков работы с нормативно-правовым материалом, а также научной и учебной литературой приводит к расширению у слушателей юридического и политического кругозора, позволяет определять и оценивать современные важнейшие тенденции развития конституционных процессов в Российской Федерации.

Выбор студентами тем контрольных работ

Тема контрольной работы определяется в зависимости от порядкового номера в экзаменационной ведомости студенческой группы.

Требования к оформлению контрольной работы

Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть письменной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста, цитат, ссылок, списка литературы и нормативных правовых актов.

Один из главных навыков, который необходимо усвоить с первого дня учебы – умение правильно цитировать источники, оформлять библиографические сноски и списки литературы. В большинстве случаев для предварительной оценки письменной работы преподавателю достаточно взглянуть на то, как оформлен ее научно-вспомогательный аппарат. Небрежные цитаты, неточные и неправильно оформленные сноски и т.п. – все это показатель низкой учебно-научной культуры студента, что существенно влияет на общую оценку работы. Поэтому рекомендуется изучить приведенные ниже простые правила и неукоснительно их соблюдать.

При оформлении текста контрольной работы следует учитывать, что открывается работа титульным листом.

На следующей странице помещается оглавление с точным названием каждого задания и указанием начальных страниц.

В основной части работы должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации и литературы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. В основной части автор освещает основные понятия и положения, которые позволяют раскрыть сущность вопросов темы и вытекают из анализа теоретических источников (научной литературы, статей, концепций, точек зрения), документальных источников, материалов практической деятельности.

Общий объем контрольной работы не должен превышать 20-25 страниц печатного текста, включая список литературы.

Текст письменной работы должен быть набран, тщательно отформатирован и напечатан одним и тем же шрифтом.

  1. Шрифт основной – 14, Times new roman;
  2. Шрифт заголовка – 14 Times new roman, жирный;
  3. Цвет шрифта – черный (авто);
  4. Интервал – полуторный;
  5. Отступ первой строки – 1,25;
  6. Отступ заголовков от основного текста – 1 строка;
  7. Выравнивание – по ширине страницы;
  8. Нумерация страниц – сквозная в правом нижнем углу;
  9. Ссылки на литературу обязательны.

Требования к структуре контрольной работы

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Основной материал.

4. Список нормативно-правовых актов и специальной литературы (15-20 источников).

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей контрольной работы и служит источником информации о теме, авторе, руководителе, месте и времени ее написания. Титульный лист оформляется по образцу, размещенному в Приложении 1.

Основная часть

Основная часть должна содержать текстовые материалы, отражающие существо, методику и отдельные результаты, достигнутые в ходе выполнения контрольной работы.

При этом в них должны освещаться следующие вопросы:

1) понятие, содержание и значение исследуемого предмета (процесса, явления) и отражающих его показателей;

2) общая правовая характеристика объекта исследования;

3) анализ исследуемого предмета (его нормативного закрепления и практики реализации в деятельности различных субъектов права).

Каждый раздел (пункт) основного текста должен содержать законченную информацию, логически вписывающуюся в общую структуру работы и способствующую достижению ее целей.

В академических работах весьма ценятся цитаты. Цитатой называется включение фрагмента из другого текста, изложенного дословно.

Цитировать документ необходимо абсолютно точно. Цитата всегда заключается в кавычки. Цитировать уместно части документов, наиболее важные для понимания их смысла, выводы, полученные исследователями. К цитированию прибегают также для того, чтобы показать ход рассуждений другого автора, подтвердить свои выводы авторитетом. Иногда в качестве цитаты приводятся наиболее яркие, меткие слова и выражения.

Цитата должна обязательно оформляться ссылкой на источник цитирования. Сноски чаще всего оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата.

В работе могут использоваться следующие виды библиографических сносок: сноски на источники цитат, сноски на источники заимствований, сноски на труды, упоминаемые в тексте, рекомендательные сноски на издания, в которых можно найти более полное изложение вопроса, затронутого в тексте.

Библиографические сноски в виде подстрочных сносок приводят внизу страницы, на которой содержится скрытая или прямая цитата или источник информации, под небольшой горизонтальной линией, с номером соответствующим номеру «отсылки» в тексте учебно-научной работы.

Нумерация ссылок сквозная или постраничная. Сноски набираются шрифтом Times New Roman, высота шрифта – 10 пунктов; межстрочный интервал – одинарный.

Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается.

Данные об источнике, из которого взята цитата, указываются в следующей последовательности. Если цитируются монография или учебник, то сначала пишется фамилия и инициалы автора, затем название книги, место (город) издания, год издания, номер страницы, с которой взята цитата. При цитировании книг, написанных коллективом авторов, сначала называется наименование книги, потом имена тех, под чьей редакцией она издана, место (город) издания, год издания, номер страницы, с которой взята цитата.

Если цитируется статья из периодического издания или сборника статей, то сначала пишется фамилия и инициалы автора, затем название статьи, название периодического издания или сборника, год издания, номер журнала (для газет - дату), номер страницы, с которой взята цитата.

При этом ссылки на научные работы, нормативные акты, статистические и архивные данные в тексте обозначаются арабскими цифрами, а в сносках (внизу страницы) указывается цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата (ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»)[1]. Сноски также обозначаются арабскими цифрами, прописанными с применением верхнего индекса (например «1», «2» и так далее).

Следует точно указывать источники приводимых в рукописи цитат, цифровых и фактических данных. При этом точки, запятые и другие знаки препинания ставятся в тексте после номера сноски.

Например:

«Постановление ни одного из этих органов … производит юридический эффект лишь под условием его согласованности с постановлениями других органов»1.

При ссылке на правовой источник в сноске необходимо указать его полное официальное наименование и официальный источник, в котором он опубликован.

Например:

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч.1). – Ст. 4916.

При использовании журнальных материалов следует указывать фамилию и инициалы автора статьи; её название; наименование журнала; год издания; номер журнала; номер страницы.

Например:

Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. – 1997. – № 5. – С.18.

Повторные ссылки на один и тот же документ приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого документа библиографические сведения были указаны в первичной ссылке на него.

Например:

1 Зорькин В. Д. Аксиологические аспекты Конституции России // Сравнительное конституционное обозрение. – 2008. – № 4. – С. 7.

2 Зорькин В.Д. Указ. соч. – С.12.

Если на одной и той же странице работы подряд цитируется одна и та же книга, то во второй и последующих подстрочных библиографических ссылках на нее можно полностью не повторять название цитируемой книги, указав следующее:

__________________

3 Там же.

Если цитируются разные страницы источника, то они обязательно указываются в библиографической ссылке (сноске), например:

___________________

4 Там же. – С.55.

Текстовый процессор Microsoft Word имеет встроенные средства, упрощающие создание сносок.

Загрузите в Word нужный документ и убедитесь, что редактор работает в режиме «разметка страницы». Переключиться в этот режим можно щелчком по соответствующей пиктограмме в правом нижнем углу окна программы.

Установите курсор в то место текста документа, куда следует поместить ссылку на поясняющий текст (сноску) и перейдите на вкладку «Ссылки» в меню текстового процессора. В группе команд «Сноски» щелкните по самой крупной кнопке - «Вставить сноску». Word поместит нумерованную ссылку в указанное вами место, создаст внизу страницы нижний колонтитул, поместит туда этот же номер и переместит курсор ввода. Вам останется набрать текст пояснения, а затем вернуть обратно в текст, чтобы продолжить набор или указать следующую сноску. Вместо кнопки в меню можно использовать нажатие сочетания клавиш ALT + CTRL + F для создания обычной сноски.

Наши рекомендации