Полномочия органов местного самоуправления в социально-духовной области
Социально-культурная область деятельности органов самоуправления включает в себя вопросы (сферы):образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения населения.
В сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения особенно наглядно проявляется двойственность правового положения и, соответственно, полномочий органов местного самоуправления, часть которых носит государственный характер, поскольку такие органы обязаны обеспечить реализацию жителями муниципального образования гарантированных Конституцией социально-экономических прав в соответствии с основными направлениями государственной политики, а другая - негосударственный характер, поскольку органы местного самоуправления как негосударственные органы власти обладают некоторой самостоятельностью в управлении соответствующими муниципальными системами, объектами муниципальной собственности, распоряжении средствами местного бюджета и т.д.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 11 ст. 15 и п. 13 ст. 16) полномочиями в области образованиянаделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
К числу такого рода полномочий, которые носят государственный характер, указанный Закон относит их полномочия по:
— организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования.
ФЗ «Об образовании» закрепляет дополнительные полномочия. Это полномочия по:
- созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений и местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей, если иное не предусмотрено уставом соответствующего образовательного учреждения;
- обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий;
- учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования;
- организации опеки и попечительства;
- отчуждению муниципальной собственности, закрепленной за образовательным учреждением, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
- финансированию образовательных учреждений, в том числе на основе местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.
В целях обеспечения конституционного права населения муниципального образования на участие в культурной жизни (ст. 44) органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями.
Это полномочия по:
- организации библиотечного обслуживания населения;
— созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры;
— обеспечению условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта;
— созданию условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организация обустройства мест массового отдыха населения;
— охране и сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования.
— утверждению устава (положения), созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций культуры, назначению на должность и освобождению от должности руководителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и случаях, когда указанные органы выступают в качестве учредителей таких организаций;
- финансированию муниципальных организаций культуры, в том числе за счет средств местного бюджета (средств учредителя);
— осуществлению строительства зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройству прилегающих к ним
территорий;
— отчуждению муниципальной собственности, закрепленной за организацией культуры учреждением, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
В области здравоохранения органы местного самоуправления, прежде всего, ответственны за реализацию закрепленного в статье 41 Конституции России права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается гражданам, в том числе в муниципальных учреждениях здравоохранения, бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
• организации оказания на территории муниципального образования скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
• организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
• организации и осуществлению экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные: органы государственной власти.
Более подробно полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения находят свое отражение в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граж-дан в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г.1, в которых закрепляются две группы таких полномочий.
К первой группе можно отнести закрепленные в указанном Законе полномочия органов местного самоуправления по:
• контролю за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;
• защите прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
• охране окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• регулярному информированию населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
• санитарно-гигиеническому образованию населения;
• контролю за соблюдением стандартов медицинской помощи;
• обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Во вторую группу можно включить регламентированные в Основах полномочия органов местного самоуправления по:
• формированию органов управления муниципальной системы здравоохранения;
• развитию учреждений муниципальной системы здравоохранения, определению характера и объема их деятельности;
• созданию условий для развития частной системы здравоохранения;
• организации первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами;
• организации медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
• обеспечению доступности и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной);
• обеспечению граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории.
Для Осуществления деятельности по социальному обеспечению и защите населения органы местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»2 наделены полномочиями по:
• назначению и выплате за счет местного бюджета и привлеченных средств доплат к пенсиям и пособиям;
• организации учета лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета.