Концепция просвещенной монархии
Наиболее важной частью консервативной социально-политической программы Карамзина является его концепция российского самодержавия как самобытного, национального типа просвещенной монархии. «Самодержавие, — убежден Карамзин, — есть Палладиум России; целость его необходима для ее счастья» (Записка, с. 126) Именно в самодержавии, опирающемся на дворянство, он видел единственную силу, способную удержать российское общество от революции: «Самовольные управы народа, — пишет Карамзин, — бывают для Гражданских Обществ вреднее личных несправедливостей или заблуждений Государя. Мудрость целых веков нужна для утверждения власти: один час народного исступления разрушает основу ее, которая есть уважение нравственное к сану властителей» (Записка, с. 16). Кроме того, предпочтение монархии для России обосновывается тем, что при республиканской форме правления, по мнению Карамзина, государство, «составленное из частей столь многих и разных, из коих всякая имеет свои особенные гражданские пользы», неизбежно «должно погибнуть», а потому ничего, кроме «единовластия неограниченного», не может «в сей махине производить единство действия» (Записка, с. 47).
Неприятие Карамзиным республиканской формы правления обусловлены характерным для христианского мировоззрения представлением о греховности природы человека, которое было воспринято и консерватизмом.Республика рассматривается мыслителем как форма правления, потворствующая развитию греховных склонностей человека: «Или людям надлежит быть Ангелами, или всякое Правление, основанное на действии различных воль, будет вечным раздором, а народ — несчастным орудием некоторых властолюбцев, жертвующих отечеством личной пользе своей. Да живет же сия дикая Республиканская независимость в местах, подобно ей диких» (Слово, с. 101). Карамзин, признаваясь в том, что его сердце «не менее других воспламеняется добродетелью великих Республиканцев», тем не менее полагает, что увлечение республиканской формой правления представляет собой «кратковременную эпоху». В подтверждение своей мысли Карамзин ссылается на новейшую историю Франции. «Народ многочисленный на развалинах трона хотел повелевать сам собою: прекрасное здание общественного благоустройства разрушив лось; неописанные несчастья были жребием Франции, и сей гордый
Глака2_ |
Н. М. КАРАМЗИН |
народ, проклиная десятилетнее заблуждение, для спасения политического бытия своего вручает самовластие Корсиканскому воину». По его мнению, республики «не знают покоя и вечно ратоборствуют не только с внешними неприятелями, но и с согражданами», и в «сем бурном море» истории республик, по мнению мыслителя, невозможно найти хотя бы один «мирный и счастливый остров» (Слово, с. 100).
Стремление обосновать необходимость самодержавной власти для блага России было одной из главных причин, побудивших Карамзина заняться русской историей. В своей «Истории государства Российского» Карамзин рассматривает самодержавие как главную «причину могущества России, столь необходимого для благоденствия» народа (Записка, с. 3). Самодержавная власть, которая «основала и воскресила Россию» (Записка, с. 47), интерпретируется мыслителем как важнейшая часть исторической традиции русского народа, как подлинносамобытное начало русской культуры, предопределившее ее величественное развитие: «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием»,— убежден Карамзин (Записка, с. 10). В этом смысле можно говорить о том, что если историческая концепция Карамзина раскрывает его политическую программу, то политическая — дает ключ к пониманию его исторической концепции.
Его первое историческое сочинение «Историческое похвальное слово Екатерине II» является вместе с тем и его первым политическим трактатом, содержащим монархическую программу автора.Наиболее приближенным к его идеалу просвещенной монархии былоименноцарствование Екатерины II, которая, по его мнению, «уважила в подданном сан человека, нравственного существа, созданного для счастья в гражданской жизни» (Слово, с. 95). Она «дерзнула объявить своему народу, что слава и власть Венценосца должны быть подчинены благу народному; что не подданные существуют для Монархов, но Монархи для подданных» (Слово, с. 108).
В представлении Карамзина, в просвещенной монархии «Государь не менее подданных должен исполнять свои святые обязанности, коих нарушение уничтожает древний завет власти с повиновением и низвергает народ со степени гражданственности в хаос частного естественного права» (Записка, с. 42). Карамзин полагает, что монарх призван исполнять две главнейшие обязанности: 1)обязанность нравственного просвещения народа, которое воспитывает в нем ^РУ, «любовь к добродетели, к трудам, порядку, чувствительность
Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX
к несчастию ближних, повиновение сердца уму»; 2)обязанность «политического воспитания гражданина», прежде всего воспитания в нем «любви к отечеству и его учреждениям». В России же полагает Карамзин, «при самом начальном раскрытии души должно вкоренить в человека благоговение к Монарху, соединяющему в себе государственные власти, и, так сказать, образу отечества» (Слово, с. 104). Хотя монарху было бы «легко управлять народом грубым и полудиким, которого нужды, понятия и страсти малочисленны; которого душа недеятельна и разум дремлет», однако, по мнению Карамзина просвещенный монарх заинтересован в том, чтобы постепенно «успехи просвещения» открыли бы каждому «пользу справедливости, честности и мирной жизни» (Слово, с. 110). Карамзин делает вывод о том, что монархическое правление, при котором «выгоды Монарха соединяются с выгодами подданных», «всех других сообразнее с целью гражданских обществ: ибо всех более способствует тишине и безопасности» (Слово, с. 101).
Опровергая распространенный предрассудок, Карамзин подчеркивает, что «Самодержавие не есть враг свободы в гражданском обществе» (Слово, с. 101), однако, по его мнению,к свободе народ должен постепенно приготовляться нравственным просвещением:
«для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным» (Записка, с. 83). Таким образом, Карамзин впервые формулирует ставшую впоследствии традиционной для консервативной политической мысли идею о необходимости нравственного воспитания народа, которое гораздо более эффективно, чем реформирование политических институтов. Его проект просвещенной монархии предполагал не толькопросвещенного монарха, способствующего нравственному и политическому воспитанию народа, но ипросвещенное, подготовленное «нравственным исправлением»,гражданское общество, каждый член которого обладает свободой, т. е. «спокойствием духа, происходящим от безопасности, и правом делать все дозволяемое законами» (Слово,с. 101).
Важнейшим институтом гражданского общества, по мнению Карамзина, являетсяцерковь. Духовенство, в его представлении, обладает обязанностью «учить народ добродетели» и правом «вещать истину Государям» — «правом благословенным не только для народа, но и для Монарха, коего счастье состоит в справедливости».
Глава • |
Н. М. КАРАМЗИН |
В этом смысле оно является «совестью в случайных уклонениях царской власти от добродетели». Уничтожение Петром патриаршества как «опасного для Самодержавия неограниченного» Карамзин рассматривает как проявление деспотизма императора. Однако, полагает историк, «с ослаблением веры Государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных, где нужно все забыть, все оставить для Отечества» (Записка, с. 29-30).
К числу важнейших политических добродетелей, которыми должны обладать члены гражданского общества, относится, по мнению Карамзина, «уважение к своему народному достоинству»: «дух народный, — полагает мыслитель, — составляет нравственное могущество Государств, подобно физическому, нужное для их твердости». Веками выработанныенародные традиции и обычаи образуют особую сферу жизни гражданского общества, которая,наряду с религиозной сферой, должна бытьсвободна от вмешательства в нее царской власти. «Унижение Россиян в собственном их народном достоинстве» является, по мнению Карамзина, еще одним проявлением деспотизма Петра: «сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия». По его мнению, предписывать народным обычаям новые «Уставы есть насилие, беззаконное и для Монарха Самодержавного». Мыслитель полагает, что «презрение к самому себе не располагает человека и Гражданина к великим делам», а потому «любовь к Отечеству питается народными особенностями, благотворными в глазах политика глубокомысленного». И хотя Петр, по его мнению, «велик без сомнения», однако «мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум Россиян без вреда для их гражданских добродетелей» (Записка, с. 24-28).
Просвещенная монархия необходимо должна «иметь твердые законы, гражданские и государственные» (Записка, с. X). По мнению Карамзина, «мудрость веков и благо народное утвердили сие правило для Монархий, что закон должен располагать троном, а Бог жизнью Царей!» (Записка, с. 45). В вопросе о необходимости законности монархического правления мнения Карамзина и Сперанского совпадали. Однако в отличие от своего оппонента Карамзин безусловноотвергает необходимость внешнего ограничения власти самодержца при помощи соответствующихполитических институтов, требование учреждения которых является, по его мнению, лишь выражением тщеславных притязаний советников императора "рисвоить себе реальную власть, сделав монарха царствующим, но
Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫХ1У ,
не правящим: «Сирены могут петь вокруг трона: "Александр, воца-ри закон в России". Я возьмусь быть толкователем сего хора: "Александр! Дай нам именем закона господствовать над Россией, а сам покойся на троне, изливай единственно милости, давай нам чины ленты, деньги!"» (Записка, с. 122).
Карамзин полагает, чтоне существует законных способов ограничить власть императора. «Можно ли и какими способами ограничить самовластие в России, не ослабив спасительной Царской власти? _ вопрошает Карамзин. — Умы легкие не затрудняются ответом и говорят: "можно, надобно только поставить закон выше Государя"». Однако мыслитель полагает, что монарх не имеет права сам ограничить свою власть, не нарушив данный народу при избрании династии «завет», или «хартию»: «Если бы Александр, вдохновленный великодушной ненавистью к злоупотреблениям самодержавия, взял перо для предписания себе иных законов, кроме Божиих и совести, то истинный добродетельный гражданин Российский дерзнул бы остановить его руку и сказать: "Государь! Ты преступаешь границы своей власти: наученная долговременными бедствиями Россия пред Святым Алтарем вручила Самодержавие Твоему предку и требовала, да управляет ею верховно, нераздельно. Сей завет ей основание Твоей власти, иной не имеешь; можешь все, но не можешь законно ограничить ее!"». От «ужасной» же мысли «возмущения народа» с требованиями ограничения его власти, по мнению Карамзина, «содрогнется всякое доброе Русское сердце» (Записка, с. 46—48).
В противоположность либеральным требованиям конституционного ограничения власти императора Карамзин выдвигаеттребование нравственного самоограничения монарха: «Государь имеет только один верный способ обуздать своих наследников в злоупотреблениях власти: да царствует добродетельно! да приучит подданных ко благу! Тогда родятся обычаи спасительные; правила, мысли народные, которые лучше всех бренных форм удержат будущих Государей в пределах законной власти... Чем?— страхом возбудить всеобщую ненависть в случае противной системы царствования» (Записка, с. 48). Кроме того, Карамзин допускает ситуацию, когда монарх должен проявить милость, превосходящую законную справедливость: поскольку, по его мнению, «наше Правление есть отеческое, патриархальное», то, подобно тому, как «отец семейства судит без протокола», монарх «в иных случаях должен необходимо действовать по единой совести» (Записка, с. 122). На способности монарха
Н. М. КАРАМЗИН
и нравственному самоограничению, к действию «по совести» основывается, по мнению Карамзина, «нравственное уважение к сану властителей», которое есть основа монархии.
Карамзин полагает, что «главная ошибка Законодателей сего Царствования состоит в излишнем уважении форм Государственной деятельности». Он призывает императора последовать другому правилу и признать, что «не формы, а люди важны», «не бумаги, а люди правят», а потому, по его мнению, «искусство избирать людей и обходиться с ними есть первое для Государя Российского; без сего искусства тщетно будете искать народного блага в новых Органических Уставах» (Записка, с. 116, 119, 126). Он убежден в том, что «не только в республиках, но и в Монархиях кандидаты должны быть назначены единственно по способностям» (Записка, с. 117). Мудрость правления, по его мнению, состоит в умении монарха «усиливать побуждение добра или обуздывать стремление ко злу». Если «для первого есть награды, отличия, для второго — боязнь наказаний». При этом Карамзин подчеркивает, что «кто знает человеческое сердце и движение Гражданских обществ, тот не усомнится в истине, что страх гораздо действительнее всех иных побуждений смертных». Однако, по его мнению, «малейшее наказание, но бесполезное, ближе к тиранству, нежели самое жестокое, коего основанием есть справедливость, а целью — общее добро». Вместе с тем монарх не должен быть расточителен в наградах, которые, по мнению Карамзина, «благодетельны своей умеренностью, — в противном же случае делаются или бесполезны, или вредны». Главной же наградой доброго гражданина мыслитель считает «честь» и советует императору соединить «с каким-нибудь знаком понятие о превосходной добродетели», следствием чего станет то, что «все будут желать оного, несмотря на его ничтожную денежную цену (Записка, с. 120-125).
Просвещенная монархия в концепции Карамзина есть вместе с темсословная монархия. Жизнеспособность монархического строя связывается Карамзиным прежде всего с наличиемдворянского сословия как «братства знаменитых слуг царских», исполняющего обязанности управления и пользующегося привилегиями:
«твердо основанные права благородства в Монархии служат ее опорою», — убежден мыслитель, они суть «главное необходимое ору-Дие» монаршей власти, «двигающее состав Государственный». Необходимость сохранения дворянского сословия Карамзин объясняет ем, что «порядок требует, чтобы некоторые люди воспитывались
Раздел У1П ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Х1У
для отправления некоторых должностей и чтобы Монарх знал где искать деятельных слуг отечественной пользы». Исключительная в сравнении с другими сословиями способность дворянства исполнять обязанности перед престолом обусловлена тем, что дворянин «облагодетельствованный судьбою, навыкает от самой колыбели уважать себя, любить Отечество и Государя за выгоды своего рождения пленяться знатностью, — уделом его предков, и наградою личных будущих заслуг его». Именно этот «образ мыслей и чувствований дает ему то благородство духа, которое сверх иных намерений было целью при учреждении наследственного Дворянства, — преимущество важное, редко заменяемое естественными дарами простолюдина, который, в самой знатности, боится презрения, обыкновенно не любит Дворян и мыслит личною надменностью изгладить из памяти людей свое низкое происхождение» (Записка, с. 126-128).
Таким образом, самодержавная монархия, предполагающая нравственно просвещенное, сословно организованное гражданское общество представляется Карамзину «счастливым семейством, управляемым единою волею отца по непременным законам любви его» (Слово, с. 101). Его концепция просвещенной монархии стала ответом на возникшую под влиянием просветительских идей, подготовивших Французскую революцию, угрозу разрушения традиционной для России самодержавной формы правления. Завершая свой анализ политического и гражданского состояния «древней и новой России», предназначавшийся для императора, Карамзин пишет:
«Державы, подобно людям, имеют определенный век свой: так мыслит философия, так вещает история. Благоразумная система в жизни продолжает век человека, — благоразумная система государственная продолжает век государств; кто исчислит грядущие лета России? Слышу пророков близкоконечного бедствия, но, благодаря Всевышнего, сердце мое им не верит, — вижу опасность,но еще не вижу погибели» (Записка, с. 131-132).
ГЛАВА 3. П. И. ПЕСТЕЛЬ
ПолковникПавел Иванович Пестель (1793-1826) был организатором и главой тайногоЮжного общества, имевшего своей целью государственный переворот и установление в России республиканской формы правления. С 1812г. Пестель состоял в различных масонских организациях, в частности, являлся членом ложи «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей» (1816-1817) в Петербурге. В 1817г. вошел в состав общества Истинных и Верных Сынов Отечества, иначе называемого Союзом Спасения, устав которого, по собственному признанию Пестеля, составлен был «в духе масонских учреждений, форм и клятв».24 Был также членом Коренной Думы (законодательного органа) Союза Благоденствия, трансформировавшегося впоследствии в Южное и Северное общества. В отличие от республиканской программы Пестеля КонституцияНикиты Михайловича Муравьева (1795-1843), главыСеверного общества,предполагала введение в России конституционной монархии.
Свой «республиканский и революционный образ мыслей» Пестель объяснял на следствии чтением газет и книг, которые стали для него «ясным доказательством в превосходстве республиканского правления»,25 а также духом времени, заставлявшем «умы клокотать».26 «Когда с прочими членами, разделяющими мой образ мыслей, рассуждал я о сем предмете, — пишет в своих показаниях Пестель, — то, представляя себе живую картину всего счастья, коим бы Россия, по нашим понятиям, тогда пользовалась, входили мы в такое восхищение и восторг, что я и все прочие готовы были не только согласиться, но и предложить все то, что содействовать бы могло к полному введению и совершенному укреплению и утверждению сего порядка вещей».27 В качестве программы действий будущего революционного правительства Пестель предложил«Русскую Правду»,которая имела следующий подзаголовок: «Заповедная Государствен-иая грамота великого народа российского, служащая заветом для Усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного Верховного правления».
24 Избранные социально-политические и философские произведения декаб-ристов. Т. 2. М., 1951.С. 186. "Там же. С. 167.
26 Там же. С.175.
27 Там же. С.167.
Раздел VIJI ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫХГХ в
Пестель был одним из пяти декабристов, приговоренных к смертной казни через повешение. В документах Верховного Уголовного суда, составленных для императора Николая I М. М. Сперанским которого многие декабристы видели в качестве главы Временного правительства, Пестелю вменялось в вину следующее: «Имел умысел на Цареубийство; изыскивал к тому средства, избирал и назначал лица к совершению оного; умышлял на истребление Императорской Фамилии и с хладнокровием исчислял всех ее членов, на жертву обреченных, и возбуждал к тому других; учреждал и с неограниченною властью управлял Южным тайным обществом, имевшим целью бунт и введение республиканского правления; возбуждал и приуготовлял к бунту; участвовал в умысле отторжения Областей от Империи и принимал деятельнейшие меры к распространению общества привлечением других».28 При этом Сперанский, дом которого был открыт для многих членов тайного общества, в докладе императору имел «дерзновение представить», что, хотя «милосердию, от самодержавной власти исходящему, закон не может положить никаких пределов», однако, по его мнению, есть «степени преступления, столь высокие, что самому милосердию они должны быть недоступны», и «бездна злобы и нравственного ожесточения» преступников вызывает у него «чувства ужаса и омерзения».29