Война и политика. Роль и значение армии и других вооруженных формирований в политике
два самых влиятельных института общественных отношений. Война есть господствующий способ разрешения существенных конфликтов в обществе или политика, осуществляемая крайними средствами - массовыми убийствами политических врагов.
Войны можно разделить на межгосударственные и гражданские. Гражданские войны ХХ столетия показали, что люди могут дойти до стремления полного уничтожения своих родственников и сограждан своей страны, если они стали врагами в этой антикультурной бойне.
Исследование западноевропейской культуры в новое время позволил сделать вывод, что война напрямую связана с политической организацией общества. Прусский стратег К. Клаузевиц в начале XIX в. пришел к выводу, что война есть не что иное, как насильственное продолжение политики. К середине XIX в. теоретически был сделан вывод, что в результате промышленной революции война как средство ведения политики себя исчерпала. Маркс и Энгельс доказали, что война в промышленном обществе перестает быть противоборством людей и превращается в противоборство техническое. История продемонстрировала иное.
Последнее столетие второго тысячелетия принесло человечеству две мировые войны и множество локальных. Число жертв этих войн просто не поддается подсчету. Технический прогресс показал свою оборотную сторону - человечество напрягает все силы, чтобы создать самые совершенные технические средства, средства для своего собственного уничтожения. Общество конца XX в. находится буквально в тупике, человечество стало заложником самого себя.
В конце XX в. ситуация еще более осложнилась. До 90-х гг. относительная стабильность в военной сфере достигалась противостоянием двух политических систем - капитализма и социализма. Они обладали громадным военным потенциалом, который в процессе их взаимодействия нейтрализовался. После развала социалистической системы баланс был резко нарушен. Из двух сверхдержав, СССР и США, военный потенциал сохранила одна сторона - США. Фактически возник дисбаланс, который может развиваться по-разному, в зависимости от политической ситуации и воли политических элит. В случае снижения потенциала США возможно снижение уровня милитаризации во всем мире.
Эти политические реформы могут быть осуществлены в том случае, если страны постсоциализма, в первую очередь, Россия, реформировали общественные отношения, имея международную гарантию невозможности военной агрессии со стороны любых других стран. Если страны постсоциализма сохранят агрессивность, то сверхдержава США сможет установить мировое военное и политическое господство. В этом случае последствия непредсказуемы. Ситуация в военно-политической сфере зависит от всех людей, но главная ответственность - на политической элите. Ее высочайший уровень политических полномочий делает ее ответственной за приведение системы международных отношений в соответствие с содержанием, которое возникло в современном мире. Политика войн исчерпала себя. Эту потребность необходимо воплотить в реальность политики.
Вооруженные силы являются инструментом системы государственной власти, важнейшим фактором в отношениях между системой государственной власти и обществом.
Перспективы развития мирового сообщества усиливают необходимость существования вооруженных сил как важного инструмента государственной власти. Ключевыми позициями для определения места и роли армии в системе государственной власти являются: во-первых, реализация вооруженными силами внешней функции исходя из геополитических реалий; во-вторых, возможность использования армии для решения внутриполитических проблем.
Внешняя сторона деятельности вооруженных сил включает круг проблем, непосредственно связанных с использованием угрозы применения средств вооруженного насилия во взаимоотношениях с другими государствами, а также с оказанием содействия или противодействия другим государствам в применении ими средств военного насилия.
Внутренняя сторона деятельности вооруженных сил охватывает проблемы, непосредственно связанные с подготовкой и применением средств военного насилия для разрешения политических, социальных и межнациональных конфликтов внутри страны.
Общемировая практика подчинения вооруженных сил гражданскому государственному руководству реализуется и в Российской Федерации. Так, разработка и принятие основополагающих нормативных актов в области обороны, военной политики были и остаются прерогативой высшего государственного руководства. Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил страны является Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации руководит строительством, подготовкой и применением Вооруженных Сил в интересах обеспечения национальной, прежде всего военной, безопасности.
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации создает необходимую законодательную базу