Восточная и северо-восточная африка

ДРЕВНИЕ ЦАРСТВА

По материалам Б. Дэвидсона, Ю.В. Потёмкина, Л. Рубинштейна, У.Ф. Эменка

восточная и северо-восточная африка - student2.ru

Все другие континенты воспринимаются чаще всего как совокупность стран, и только Африка воспринимается цельно, как единая страна. Это удивительно, особенно если учесть, что в Африке сегодня существует 55 государств, и ещё 4 непризнанных.

Более того, если мы вспоминаем об исторических государствах, существовавших здесь, то главным образом о Египте, реже о Карфагене, иногда о Претории. При этом страны эти совершенно в сознании не связаны с Африкой. Этому мы отчасти обязаны влиянием литературы и журналистики Запада. Как отмечалось в одном исследовании, осуществлённом Институтом Африки РАН, первая встреча Запада с «другими людьми» совпала с началом великих географических открытий.

«Вторая состоялась в период колонизации Африки и столкновения европейских держав за контроль над колониальными территориями, рынками и источниками сырья. И третий раз Запад встретился с выходцами из бывших колоний после Второй мировой войны, когда в Европу и Америку хлынули мигранты из стран Третьего мира.

С первой встречи образы расовых различий стали распространяться через записи путешественников, произведения литературы, карты, иллюстрации, устные рассказы, рекламу, товары и другие источники. Эти образы соотносили африканцев с природой, делали их символом первобытности, примитивизма, по контрасту с "цивилизованным миром". Образы выходцев из Африки в Америке (и Северной, и Южной) служили для оправдания работорговли и использования рабского труда. Африка в этом случае изображалась как пример абсолютной дикости, каннибализма, демонических культов и разврата. На передний план выдвигались разнообразные формы биологических аргументов, основанных на реальных или воображаемых психологических или анатомических различиях, которые якобы предопределяют интеллектуальное и физическое превосходство белого человека»1.

Исследователи РГГУ в коллективной монографии, посвящённой Африке, отмечали, что подобный взгляд европейцев на Африку складывался веками. Английский философ Дэвид Юм считал, что чёрные африканцы «не имели ни собственного производства, ни искусства, ни наук». Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своей «Философии истории», опубликованной в 1854 году, утверждал: «Африка не является историческим материком. Она не меняется и не развивается, и что бы там ни случалось – принадлежит к миру Азии и Европы». Это предубеждение до сих пор не сдало своих позиций в общественном сознании. Был уже 1961 год, когда Х.Т. Роупер, известный историк, профессор Оксфордского университета, сказал: «И до сих пор нет истории Африки: есть только история европейцев в Африке. Всё остальное покрыто мраком»2.

В отличие от стран Запада у России не было колоний в Африке, чёрного рабовладения и политики сегрегации. Основы представления русского человека об Африке «как о далёком, экзотическом, малопонятном континенте в русском художественном тексте заложены в романе А.С. Пушкина "Арап Петра Великого", затем этот образ развивается в поэзии Н. Гумилёва, в творчестве для детей К. Чуковского и в других произведениях русской литературы (К. Станюкович, Г. Галина и пр.), с которыми знакомятся русские люди в процессе обучения и самообразования»3.

Н.С. Гумилёв воспринимал Африку как источник поэтического вдохновения, создав образ могущественного континента («исполинская груша»), полного загадок, опасностей, но и красоты, силы, величия.

Русские дети знакомятся с образом Африки по стихам К.И. Чуковского. В их языковое сознание входят африканские топонимы (Лимпопо, Килиманджаро, Сахара, Занзибар и др.), названия африканских животных и т.п. Ребёнок знакомится со сказочной землёй и её обитателями, формирует свои начальные представления о Чёрном континенте4.

В Советском Союзе, по свидетельству Л. Рубинштейна, «негры были объектом всеобщей любви и повального сердечного сочувствия. Хороший негр был мифологически противопоставлен плохому американцу. Негр был беден, честен, благороден и угнетён. Американец был богат, злобен, нахален и с утра до позднего вечера бряцал оружием. Каждому было понятно, что американец – это белый пузатый мужик с ногами на столе, с огромной сигарой во рту и мешком баксов в руке. Чтобы сомнений не было, на мешке значилось: "1 000 000 $". Негр же обязательно был симпатичным худощавым парнем – шейный платок, видавшие виды брюки, открытая улыбка»5.

«Сегодня образ Африки и африканцев находится на периферии российского общественного сознания и занимает мало места в российском информационном поле. В СМИ Африка часто упоминается в целом как континент, как общемировая проблема, в качестве "имени нарицательного" для обозначения наиболее острых проблем и противоречий современного мира: войны, насилие, нестабильность, голод, бедность, эпидемии и т.п.»6.

Это всё чрезвычайно удивительно, тем более что археологические раскопки последних десятилетий доказали факт, о котором раньше только догадывались – Африка является родиной современного человечества. В 1972 году в Кении были обнаружены человеческие останки, которые насчитывали без малого 2 миллиона лет. Всего в Африке были найдены останки восьми древнейших видов рода Homo. Из них выжил только один – человек разумный (homo sapiens sapiens), и в небольшом количестве (ок. 1000 особей) начал расселяться по территории Африки примерно около 100 000 лет назад.

Отсюда первая ветвь человечества начала распространяться по миру, однако позднее её вытеснил другой тип, также зародившийся в Африке.

С тех пор здесь возникали и исчезали многие царства, переживая взлёты и падения. Их правители контролировали громадные ресурсы, как сказали бы сегодня, и главным образом – золото. До открытия Колумба все золотые изделия начинали свой путь в копях древних царств Африки.

Европейцы появились в Африке 500 лет назад. С этих пор началась чудовищная эксплуатация, способствующая разорению громадного континента. Сама идея рабства для Африки была не нова, однако европейская концепция построения сельского хозяйства Нового Света исключительно трудом африканских негров оказалась разрушительной. Три века разнузданной, безжалостной торговли миллионами африканских мужчин, женщин, детей развязали эру насилия и нестабильности в глубине континента. Многие африканские общины на долгое время пришли в упадок. Приходится признать, что Африка как символ войн, насилия, нестабильности, голода и рабства – порождение Европы.

Тем интереснее посмотреть, что же представляла собой Африка до европейского вмешательства.

Одним из самых древних государств, которое известно каждому, был Египет. Влияние его на последующую историю, науку, архитектуру, живопись, экономику было столь велико, что до сего дня о нём знает, наверное, каждый человек, ходивший в школу. Однако в Африке были государства, повлиявшие на жизнь современного общества пусть не так, как Египет, но тоже весьма значительно.

Если заглянуть в «Википедию», то мы увидим, что в Африке на протяжении четырёх тысяч лет в разные моменты времени существовали следующие государства:

Северная Африка
Древний Египет
Карфаген
Государство Фатимидов
Государство Идрисидов
Государство Аглабидов

Восточная и Северо-Восточная Африка
Куш
Аксум
Нубия
Мероэ
Царство Диамат (Д'мт)
Адал (султанат)
Города-государства суахили

Центральная Африка
Канем-Борно
Вадаи (султанат)
Дарфур
Дар-Рунга
Багирми
Куба
Луба
Лунда
Королевство Конго

Западная Африка
Империя Гана
Империя Мали
Империя Сонгай
Бамум
Нупе
Масина
Ашанти
Дагомея
Города-государства хауса (Кано, Кацина и пр.)
Города-государства йоруба (Ойо и пр.)
Бенин
Халифат Сокото
Азавад
Джолоф
Ифе

Южная Африка
Мономотапа
Зулу каНтомбела

Северная Африка – сравнительно небольшой по площади участок, отделённой от остальной части пустыней Сахара. Многочисленные наскальные изображения, обнаруженные начиная со второй половины XX века, показали: пустыню населяли многие народы, сменявшие друг друга в течение бесчисленных тысячелетий, – не менее 16. Это не удивительно – когда-то Сахара была полна зелени и воды. Она «стала приобретать роль огромного барьера на пути продвижения человека около пяти или шести тысяч лет назад, то есть примерно в то самое время, когда началась миграция негритянских народов и когда в Северной Африке складывалось оседлое земледелие. Став препятствием на пути сближения народов, живущих к северу и к югу от неё, пустыня оказала глубокое влияние на всю эволюцию человека в Африке»7.

Государства, возникшие в Северной Африке, активно входили в культурный, экономический, политический обмен со странами Средиземноморья, Средним и Ближним Востоком. Те же народы, которые ушли на юг, оказались отрезанными от Севера и пошли своим, совершенно другим путём.

Действительно, почти 80 процентов территории Африки находится между пустынями Сахара и Калахари и лежит в тропическом поясе. Поражающие необыкновенным великолепием земли таят неисчислимые опасности, свойственные тропикам, – это вирусы, тяжёлая, душная атмосфера, болезнетворные бактерии и паразиты, огромное множество голодных хищников, тучи жалящих насекомых и ядовитые змеи. В этих условиях наши предки начали обживаться, создавать государства, соперничающие могуществом с самыми влиятельными империями мира.

Как бы много тайн ни хранил Египет, сколько нерешённых вопросов ни оставляет история Карфагена, но, вовлечённые в общеевропейскую культуру, они изучены гораздо лучше, чем государства, лежащие за верхними порогами Нила или за пределами пустыни Сахара, которые начали изучаться лишь в середине XX века. Перейдём к ним.

ВОСТОЧНАЯ И СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АФРИКА

Нубийские царства

Всё, что известно нам о Нубии, скудно и отрывочно изложено в египетских и греческих источниках (греки называли Нубией или Эфиопией Куш). По сей день остаётся загадкой этническая принадлежность древних кушитов. На дошедших до наших дней портретах кушитских царей те имеют явные негроидные черты.

Историю Нубии начали изучать в XX веке, когда она насчитывала уже не одно тысячелетие. О Нубии писал ещё великий Гомер, говоря, что населявшие её люди были любимцами богов. Обитатели Олимпа спускались к ним, чтобы участвовать в их пирах и принимать от них жертвы.

Нубийцы обслуживали путь, связывающий Северную Африку, в частности Египет, с тропическими областями Африки, богатыми природными ресурсами – золотом, другими драгоценными металлами, слоновой костью, аметистами и чёрным деревом, ладаном, страусиными яйцами и перьями, дикими животными и их шкурами. Эта связь осуществлялась благодаря Нилу, который для народов Африки, как Волга для России, даже в большей степени, был и батюшкой, и матушкой.

Он начинался от Великого Восточно-африканского разлома и проходил путь длиной в 6671 километр до Средиземного моря. На этом пути он преодолевал шесть порогов в местах, где песчаное ложе реки сменялось на каменные ущелья. Эти пороги были долгое время границами государств, с которыми имел отношения, дружил, воевал Египет. Так, первый и второй пороги являлись границей Нижней Нубии. Тысячу лет, после возвышения династического Египта, второй порог являлся непреодолимым барьером на пути армий, которые фараоны посылали на завоевание новых земель.

Около 3000 года до н. э. Египет эпохи Древнего царства победил Нубию. Урон был таков, что на протяжении нескольких сотен лет земля точно вымерла, но потихоньку, около 2300 года до н. э., Нубия вновь возродилась, что связано с ослаблением Древнего царства. Затем история повторилась в эпоху Среднего царства.

С захватом Египта гиксосами Нижняя Нубия была заброшена, чем воспользовались соседи из Кермы – поселения в районе современного Судана. Из скромного посёлка, появившегося в конце четвёртого тысячелетия до н. э., ко времени своего расцвета в начале XVI века до н. э. Керма превратилась в обнесённый стенами город, площадь которого достигала 10 гектаров, а население – 2000 человек. Раскопки городища и некрополя Кермы рисуют картину развитого общества: мощный градостроительный комплекс, многоплановые архитектурные сооружения религиозного центра, жилые кварталы, возведённые из обожжённого кирпича, большие зернохранилища, ограда, которая проходила вокруг центра города. Городище Кермы с полным основанием можно считать уникальным для всей Нубии.

Египет оказывал мощное влияние на нубийскую культуру, что позволило европейским исследователям, появившимся здесь в 1820-х годах, говорить о египетском происхождении всех великих памятников, созданных нубийцами. Заблуждение это, невзирая на материалы всё увеличивающегося числа археологических раскопок, удалось преодолеть лишь в 1960-е годы.

Военная сила Египта доминировала в Нижней Нубии на протяжении многих веков. Но, несмотря на постоянные трения и частые конфликты, нубийцы явно благоговели перед многими обычаями своих соседей. Даже в период наибольшего могущества Нубии, когда царство Куш подчинило своей власти Египет и установило собственную династию фараонов, просуществовавшую 60 лет, их правители подражали в одежде и манерах своим египетским предшественникам.

Несмотря на это, Нубия имела свою самобытную культуру. В первую очередь, отличались захоронения. Одним из первых археологов, работавших в Нубии, был Райднер, который в своей книге «Раскопки в Керме», вышедшей в 1923 году, попытался восстановить картину происходящего в гробнице во время погребальной церемонии: «Они проследовали не в почтительном молчании, как принято у нас, а со всеми теми завываниями и воплями, которые характерны для обитателей нильской долины». После того, как ложе с телом устанавливается внутри камеры, «двери покоев закрываются и опечатываются. Жрецы и чиновники уходят. Женщины и слуги располагаются в примыкающем к камере узком коридоре. Все причитания и движения прекращаются. Подаётся сигнал. Люди, собранные для погребального пиршества, разбрасывают землю из своих корзин на неподвижные, но живые жертвы, лежащие на полу, а затем бросаются из помещения за новой порцией земли».

В каждом холме находилась погребальная камера, которая по своим размерам превосходила погребальные камеры великих пирамид. В камере на анагрибе – ложе на четырёх ножках, сделанном из переплетённых верёвок или пальмовых волокон, натянутых на деревянный каркас, которое было характерно для кушитских погребений, – лежало тело человека, занимавшего высокую должность. Ложе было усыпано золотом и окружено изящно выполненными предметами из бронзы, слоновой кости и фаянса.

Но эта картина мира и покоя резко контрастирует с тем, что можно увидеть внутри холмов помимо этого. В коридорах с кирпичными стенами, примыкающих к погребальной камере, лежат скрюченные тела мужчин, женщин и детей. В одной из гробниц Райзнер насчитал 322 жертвы – самое большое в мире количество человеческих жертв, когда-либо найденное в одном погребении. По положению тел он заключил, что люди были похоронены живыми...

Между третьим и четвёртым порогами лежала широкая, обильно орошаемая водой долина с хорошо обрабатываемой почвой. Она являлась сердцем древнего Кушанского царства. Исследователи иногда говорят, что это – известная в эпоху Древнего царства земля Иам, куда отправлялись экспедиции египетских фараонов за редкостями. Но в то время как Иам имел с Египтом дружественные торговые связи, к Кушу египтяне относились со страхом и презрением. Небольшие глиняные таблички, найденные в некоторых крепостях Среднего царства, содержат слова «Куш» или «правитель Куша». Каждая такая табличка была преднамеренно разбита. Видимо, таким образом египтяне пытались при помощи магии ослабить это южное царство.

Большая часть тех знаний, которыми мы располагаем о жизни кушитских царей в Египте, почерпнута из иероглифических надписей, обнаруженных в руинах, окружающих Джебель-Баркал – холм с плоской вершиной, возвышающийся над Нубийской равниной около Напаты. Немало текстов было найдено и в царских некрополях около Эль Курру и Нури, расположенных от Напаты в нескольких километрах. Здесь в небольших каменных пирамидах погребены фараоны XXV династии, а также их жёны и поколения кушитских правителей последующих эпох. Эти сооружения долгое время ставили археологов в тупик, так как казались слишком прочными, и исследователи не могли найти способа проникнуть в них. Напата, с её святилищами культа Амона, царскими некрополями и священной горой Джебель-Баркал, сохраняла своё значение в качестве кушитского ритуального центра на протяжении 400 лет после падения XXV династии.

В 24 году до н. э. при царице Аманирене кушиты потерпели поражение от римских легионов, во главе которых стоял префект Египта Гай Петроний. Римляне захватили Напату и разрушили её до основания, а жителей обратили в рабство. После разгрома Напаты политическая жизнь царства окончательно переместилась на юг, в Мероэ, и потому история трёх последних веков существования Куша совершенно неизвестна. Археологические данные свидетельствуют о том, что государство постепенно приходило в упадок. Отчасти это было вызвано смещением торговых путей с Нила на Красное море. Однако значительно в большей степени виной тому стало изменение климата, который стал суше. Резко сократилось количество осадков, пески наступали на поля и города кушитов, сельское хозяйство быстро деградировало. Население покидало города.

Ослаблением царства сейчас же воспользовались внешние враги. Участились набеги кочевников-блемингов, обитавших в Восточной пустыне. В конце III века они завоевали Северную Нубию и окончательно отрезали Куш от Средиземноморья. В начале IV в. Куш подвергся нашествию южных негроидных племён, известных в истории под именем «чёрных ноба». Но смертельный удар древнему царству был нанесён молодым государством Аксум, которое сложилось в I в. на берегу Красного моря.

Мероэ

О Мероэ упоминали многие писатели древности. Геродот (V в. до н. э.), посетивший не одно государство, не был в Мероэ, но дошёл до местности, где расположен Асуан, и слышал, что в 60 днях пути к югу расположена страна сказочных богатств. Ему говорили, что в этой стране живут гиганты, «самые высокие и сильные во всём мире», которые обладают такими огромными богатствами, что хоронят своих покойников в хрустальных гробах и заковывают пленников в цепи из золота.

Мероэ лежал в местности, протянувшейся севернее Кушанского царства почти до пятого порога, в излучине Шенди – на пересечении важнейших торговых путей, которые сходились к Нилу. Да и сам Нил в этом месте уже становился судоходным вплоть до южных областей Судана. Из Мероэ караванные тропы вели через пустыню и степи вглубь Африки, к возвышенностям Абиссинии, к Красному морю или вниз по течению Нила в Египет. Такое положение давало экономике страны большое преимущество.

В Мероэ, как и в Древнем Египте, поклонялись богу солнца Амону. По свидетельству другого греческого историка, Диодора Сицилийского, священники считали себя посланцами бога на земле. Амон через говорящую статую сообщал им свои божественные желания. Жрецы Амона приобрели невероятную власть: были случаи, когда цари совершали самоубийства «по приказу Амона». Однако на всякого мудреца довольно простоты. Рассказывают, как мероитский царь ранней эпохи Эргамен бросил вызов давней традиции. Вместо того, чтобы самому броситься на меч, «он наколол на него жрецов» и «таким образом заставил события подчиняться своей воле».

Около 200 года до н. э. развитое и богатое мероитское общество разработало собственную письменность. Однако мероитские тексты, несмотря на прилагавшиеся на протяжении ста лет учёными титанические усилия, до сих пор остались непереведёнными (хотя фонетическое значение большинства из 23 алфавитных знаков удалось выяснить). Известно, что в III веке при мероитском дворе трудились греческие учёные, а некоторые монархи обучались в Греции.

Начиная с XX века в Мероэ работало много археологических экспедиций. В результате этих раскопок удалось приблизительно восстановить общий вид города: «Внутри стен города до сих пор сохранились остатки каменных стен дворца, государственных зданий, небольших храмов и царской купальни. Вне стен располагались многочисленные храмы и дома, демонстрирующие большое разнообразие стилей и размеров. Некоторые кирпичные дома, по-видимому, жилища зажиточных горожан, были весьма прочными и просторными, иногда в два или три этажа. Их комнаты имели сводчатые потолки, а стены внутренних помещений были выкрашены в жёлтый цвет или побелены. Другие жилища были более низкими, их стены тоньше, а комнаты располагались без всякого плана. Они так тесно жались друг к другу, что археологам иногда трудно определить, где кончается один дом и начинается другой».

В двух или трёх милях от города с начала III века до н. э. по IV век н. э. на двух возвышающихся над пустыней горных грядах возводили пирамиды царей и цариц Мероэ. Эти памятники являются основным источником информации о правителях царства Мероэ. Надписи сообщили археологам имена многих монархов, а также некоторые подробности царствования отдельных правителей, таких как царь Натакамани и царица Аманиторе, которые, возможно, занимали трон Мероэ в I веке н. э. Царственная чета уделяла немало внимания восстановлению старых храмов и строительству новых.

В середине IV века царь Аксума Эзан завоевал Мероэ. Обстоятельства и подробности этой войны неизвестны.

Царство Диамат (Д'мт)

Это царство находилось на территории современной Эритреи и северной Эфиопии в VIII и VII веках до н. э.

В царстве использовались оросительные системы, плуги, выращивалось просо, изготавливались железные орудия труда и оружие.

Сохранился ряд надписей времён этого царства. Поскольку археологические раскопки практически не проводились, неизвестно, исчезло ли царство Диамат ещё до возникновения Аксума, трансформировалось ли оно в Аксумское государство или было одним из более мелких государств, объединившихся в составе Аксумского царства, возможно, примерно в начале нашей эры.

Столицей царства была Йеха. Город Йеха был построен, по некоторым данным, около 800 до н. э. Город просуществовал 300 лет и пал в 500 году до н. э. Его сменил Аксум. Это произошло во времена правления королевы Шебы (известной как царица Савская, в эфиопских легендах – Македа). Впрочем, некоторые археологи считают Йеху крупным ритуальным центром, а не столицей.

Здесь появился язык геэз, древний семитский язык, на котором говорили в северной Эфиопии и в Эритрее в древние времена.

После падения царства в V веке до н. э. оно распалось на более мелкие государства-преемники, и это продолжалось до подъёма одного из этих царств, Аксумского.

Наши рекомендации