Тема 1. Экономика: наука и хозяйство

Термин «экономика» (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правила) имеет двоякий смысл.

Экономика — это:

— Система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сель­ское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здравоохранение и т. д.), обеспечивающая общество материальными и нематери­альными благами.

— Наука, которая исследует, как люди в условиях ог­раниченности ресурсов удовлетворяют постоянно рас­тущие потребности.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существова­ния — продуктами питания, одеждой, жильем и иными пред­метами потребления.

Тема 1. Экономика: наука и хозяйство - student2.ru

Экономическая деятельность есть производство, распре­деление, обмен и потребление благ и услуг.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом эконо­мической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продук­та, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление —- заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Сферы производства, распределения, обмена и потребле­ния как фазы единого процесса производства не только следу­ют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

В целом производство — это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

Потребность — это необходимость в чем-либо для под­держания и развития жизнедеятельности личности и об­щества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потреб­ности, называются благами.

Свободных благ, которые неограничены и доступны для всех нуждающихся в них, в природе крайне мало. Большая часть благ ограничена и относится к экономическим благам.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распо­ряжении общества в ограниченном количестве. Для созда­ния экономических благ необходимы ресурсы. Среди них — ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда.

Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства, или производственными ресурсами. Важнейшие из них — труд, земля, капитал, предпринимательство или предпри­нимательские способности.

Труд представляет собой совокупность физических и ум­ственных способностей, которые используют люди в про­цессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль игра­ет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему.

Труд характеризуется интенсивностью и производитель­ностью.

Интенсивность труда Производительность труда
Напряженность труда, ко­торая определяется сте­пенью расходования рабочей силы в единицу времени Результативность труда, ко­торая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени

Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой.

Под «землей» экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных иско­паемых, Определенная сумма, выплаченная за пользование землей, называется рентой. Земельная рента составляет до­ход того, кто владеет землей.

Капитал (от лат. capitalis — главный) включает в себя произведенные человеком средства производства. Капитал — это все то, что используется людьми для производства това­ров и услуг или служит необходимым условием этого произ­водства.

Основной капитал — здания, станки, оборудование; ис­пользуется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно. Обо­ротный капитал — сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуется за один цикл; входит во вновь создан­ный продукт целиком; затраты возмещаются после реализа­ции продукции. Доход на капитал называется процентом.

Капитал в качестве средств производства (физический ка­питал) следует отличать от финансового капитала, под кото­рым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и ус­луг.

Важнейшим производственным ресурсом являются спо­собности человека к предпринимательству. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производст­венная деятельность невозможны. К этим функциям относят­ся: умение правильно соединить факторы производства — труд, землю, капитал — и организовать производство; уме­ние принимать решения и брать ответственность на себя;

умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведени­ям. Вознаграждение предпринимателю за производство това­ра или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль — это то, что остается после вычита­ния денег на производство из общей выручки.

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов — информацию. Владение информацией явля­ется неотъемлемой составляющей предпринимательских спо­собностей.

Помимо перечисленных факторов производства, в эконо­мике играют большую роль такие факторы, как общая куль- щура, различающаяся в различных обществах; наука, имею­щая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные фак­торы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограни­чены. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с сущест­вующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов. Из данного противоречия между не­ограниченными потребностями и ограниченными средства­ми, предназначенными для их удовлетворения, возникает проблема ограниченности.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов.

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар — продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена, т. е. обладает стоимостью — овеществленным в то­варе трудом товаропроизводителя; должен удовлетворять потребность человека, т. е. обладает потребительной сто­имостью; должен обладать способностью обмениваться на другой товар, т.е. обладает меновой стоимостью.

Услуга — результат полезной деятельности предприя­тий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удов летворение определенных потребностей населения и обще­ства.

Экономика как наука — это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промыш­ленности, экономика сельского хозяйства, экономика тру­да, финансы и кредит, экономическая статистика и мате­матика.

Основная задача экономики Предмет исследования экономики Особенность экономики как яауки
• Поиск путей эффективного ве­дения хозяйства • Поиск опти­мальных меха­низмов исполь­зования ресурсов в условиях их ог­раниченности и безграничности потребностей Экономические отно­шения, связи и взаимо­зависимости, возни­кающие в процессе раз­вития экономики Поведение человека применительно к клю­чевым вопросам хозяй­ственной жизни, свя­занным с производст­вом товаров и услуг Основной акцент делается на функ­циональных, а не на причинно-следст­венных связях

Экономическая теория (экономика), как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции.

Функции экономической теории

Наименова­ние функции Ее сущность
Познаватель­ная Познание, исследование и объяснение сущности и результатов процессов и явлений, происходя­щих в экономической жизни общества на всех его уровнях
Методологи­ческая Определение методов, средств и научных инст­рументов исследовательских работ в смежных дисциплинах экономической науки. Определение закономерностей экономического развития
Практиче­ская (прагма­тическая) Использование результатов анализа экономиче­ской теории в хозяйственной политике: выра­ботка определенной экономической или страте­гической политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро- или макроэкономических моделей, установление научных прогнозов на любом экономическом уровне
Образова­тельная Предоставление человеку возможности полу­чить системные знания о состоянии важнейшей сферы общественной жизни — экономики — и своих перспективах в ней
Идеологи­ческая Обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития общества (государства)

Функции экономической теории взаимосвязаны и прояв­ляются одновременно в разных формах.

В современной экономической теории используются два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономиче­ский.

Макроэкономика (гр, так­тов — длинный, большой) Микроэкономика (гр- mikroa — малый)
Это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира Это наука о потребителях, фир­мах и отдельных отраслях
Исследует вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объем произведенного продукта и совокупного дохода,то, что характеризует общенацио­нальные и международные экономические явления Исс ле ду ет пр и ч и н но -с ле дств ен - ные и функциональные связи, ко­торые влияют на принятие реше­ний как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями
Имеет дело с такими про­блемами, как повышение занятости, увеличение объемов производства, эко­номический рост, преодо­ление инфляции, безрабо­тицы, кризисов и т. д. Имеет дело с такими проблемами, как ограниченность, выбор, аль­тернативная стоимость, цена и ее влияние на отдельные элемен­ты хозяйства, а также с процес­сами производства и потребле­ния, изменения спроса и предло­жения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.
Стремится к стабильности Стремится к динамике, росту
Подчиняется принципу со­циального эффекта Подчиняется принципу рыночной целесообразности
Действуют три субъекта: фирма, домохозяйство и государство Действуют два субъекта: фирма и домохозяйство

Экономическая наука прошла долгий путь развития, опи­раясь на теоретические изыскания ведущих экономических школ.

Экономические школы — системы взглядов и теорети­ческих изысканий представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основополож­ников и последователей, обосновывают собственную кон­цепцию, пытаются объяснить законы экономического раз­вития общества и предложить основные направления даль­нейшего его развития.

Этапы становления и развития экономической теории

Основные эко­номические школы Представите­ли экономиче­ских школ Время возникно­вения Сущность экономических школ
Мерканти­лизм (от ИТ, mercante — торговец) А, Монкреть- ен, У. Стаф­форд, НС* Б, Коль­бер, A.JI. Ордин- Нащокик, И. Т, Посош­ков, Петр I XVI— XVIII вв. Богатство — это прежде всего золото, на которое можно все купить. Его прино­сит торговля,глав­ным образом внеш­няя. Значит, следует его ввозить, не допу­ская вывоза, а потому исследовать надо толь­ко сферу обращения.
• Ранний мер­кантилизм — монетаризм   XVI— XVII вв. Идеализация серебра и золота как единст­венной формы богат­ства и запрещение вы­воза денег из страны
• Поздний мерканти­лизм — про­текционизм (от лат. рго- tectio — по­кровительст­во, защита)   XVII— XVIII вв. Увеличение экспорта промышленных това­ров, обложение ино­странных товаров вы­сокими пошлинами, покровительство национальной эконо­мике
Физиократы (от гр. phy- sie — приро­да, kratoa — власть) Ф. Кенэ Вторая половина XVIII в. Основной источник богатства страны — сельское хозяйство, сельскохозяйствен­ное производство
Классиче­ская полити­ческая эконо­мия А. Смит, Д. Рикардо Конец XVIII — начало XIX в. Впервые обосновали идею главенствую­щей роли сферы про­изводства в созда­нии общественного богатства.

Основные эко­номические школы Представите­ли экономиче­ских школ Время возникно­вения Сущность экономических школ
Классиче­ская полити­ческая эконо­мия     Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров. Доказали, что эконо­мика должна регули­роваться рынком и имеет свои законы, которые объективны. Выявили источники доходов всех слоев общества
Марксизм К. Маркс Вторая половина XIX в. Развил трудовую тео­рию стоимости и впервые создал уче­ние о прибавочной стоимости, в кото­ром утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации проле­тариата, а ее присвое­ние капиталистами является постоян­ным источником уве­личения их богатства
Маржина- лизм (от фр. marginal — предельный) К. Менгер, У. Джевокс, Л. Вальрас 70-е гг. XIX в. Видели задачу поли­тической экономии в поиске наиболее эф­фективных способов распределения огра­ниченных ресурсов и рационального хозяй­ствования. Понятие ценности то­вара и проблема фор­мирования его цены связывали прежде всего с его полезно­стью и редкостью
Основные эко­номические школы Представите­ли экономиче­ских школ Время возникно­вения Сущность экономических школ
Кейнсиан- ство Дж. Кейнс XX в. Рассматривал вопро­сы государственного регулирования эко­номики на базе ана­лиза макроэкономи­ческих величин. Предмет анализа — народное хозяйство в целом
Институци- онализм (от лат. institu- tum — уста­новление, inatitutio — обычай) Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, Д. Гелбрейт и др. С конца XIX в. Характер экономиче­ского развития опре­деляет не рынок сам по себе, а вся систе­ма экономических институтов: фир­мы, профсоюзы, госу­дарство, законы, ука­зы, постановления, обычаи, навыки, традиции и т. д.

Образец зацания

[ А1. | Выберите правильный ответ. Предметом изучения эко­номики как науки является

1) обмен продуктами питания

2) оформление трудового договора

3) разработка принципов распределения ресурсов

4) изобретение ресурсосберегающих технологий Ответ: 3.

Наши рекомендации