Ее падение (1919 – 1940 гг.)
Партийная и избирательная системы.Политическое развитие Франции в XX в. происходило в условиях поляризации и открытого противостояния правых и левых сил, партий и группировок, что приводило не только к частым изменениям в политическом режиме, но и к глубоким реформам государственного строя.
В условиях многопартийности, острого соперничества партийных блоков особое значение приобретала борьба вокруг избирательных реформ. Закон 1919 г. предусмотрел замену мажоритарной системы более демократичной системой пропорционального представительства. Однако новая система была искажена тем, что в законе было предусмотрено получение партиями дополнительных мест в виде “премий” за победу в избирательном округе. В 1927 г. мажоритарная система была восстановлена. По закону 1927 г. Франция и ряд ее заморских владений делились на сотни избирательных округов, от каждого из которых выбирался в парламент один депутат. Выборы проводились в два тура. В первом туре необходимо было получить абсолютное большинство голосов. Если этого не происходило, то во втором туре кандидату от какой-либо партии было достаточно получить относительное большинство голосов.
Изменения в государственном механизме.После первой мировой войны основы государственного строя Франции, как и прежде, формально определялись конституционными законами 1875 г. Однако фактически в государственном механизме продолжали происходить изменения, характерные еще до конца XIX – начала ХХ в., такие, как дальнейшее возрастание роли правительства и его главы, относительное падение роли парламента, рост бюрократического и полицейского аппарата.
Важнейшие рычаги исполнительной власти в Третьей республике были сосредоточены в руках правительства. Фактическая роль главы государства – президента – по-прежнему оставалась незначительной.
С середины 20-х гг. была возобновлена сложившаяся в конце XIX в. парламентская практика избрания на пост президента малоавторитетных политиков. Предусмотренные в 1875 г. законами президентские полномочия, в том числе право роспуска палаты депутатов с санкции Сената, с конца XIX в. практически не применялись. Одновременно в государственном механизме Третьей республики еще более возросла роль главы правительства – председателя Совета министров. Усиление власти правительства продолжалось, несмотря на частые правительственные кризисы и отставки кабинетов, характерные для Третьей республики. Средняя продолжительность пребывания кабинетов у власти не превышала шести месяцев.
В межвоенный период к правительству окончательно перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. При этом оно опиралось на сложившуюся еще в XIX в. доктрину “регламентарной власти”.
Согласно этой доктрине, правительство могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом, на основе собственных прерогатив. Формально правительственные декреты должны были лишь дополнять, уточнять законодательство и носили подзаконный характер. На деле, однако, правительства неоднократно принимали акты, имевшие силу закона, и отменяли прежние законодательные акты. Кроме того, парламент периодически предоставлял правым кабинетам чрезвычайные полномочия и исключительное право законодательствовать в форме “декретов-законов”.
Относительное падение роли парламента наиболее очевидно сказалось на положении нижней палаты. Большинство вопросов стало решаться в комиссиях палаты, которые, как правило, отстаивали интересы правительства и предпринимательских организаций. Деятельность палаты депутатов была затруднена фракционностью, обилием парламентских групп различных партий. В 30-х гг. их насчитывалось около двадцати. В условиях Третьей республики вынесение вотума недоверия перестало быть монополией нижней палаты. Нередко кабинеты уходили в отставку в результате недоверия, выраженного только верхней палатой – консервативным по составу Сенатом.
Народный фронт.В середине 30-х гг. во Франции возникает угроза фашистского переворота, связанная с углублением экономического кризиса и обострением социальных противоречий.
Первые фашистские организации появились в стране в 20-е гг., но до начала экономического кризиса оставались малочисленными. Особенности исторического развития Франции, привязанность народных масс к демократическим институтам, давние революционные традиции, враждебность народа к фашизму делали невозможным простое копирование фашистских организаций других стран. Поэтому французские фашисты открещивались от этого названия, говорили не о ликвидации демократических институтов, а лишь об ограничении демократии для “врагов нации”, как они именовали коммунистов и социалистов. Поскольку их обличительный пафос был направлен против политических партий, они называли свои организации лигами.
Наиболее крупной из них была лига “Огненные кресты” во главе с полковником де ля Роком, объединявшая реакционно настроенных бывших фронтовиков, недовольных тем, что надежды на гегемонию Франции в Европе не оправдались. В годы кризиса в ее рядах насчитывалось около 350 тыс. членов.
Другой влиятельной фашистской лигой (60 тыс. членов) стала “Аксьон франсэз” (“Французское действие”) – шовинистическая монархистская организация, поддерживаемая влиятельными военными кругами.
Вскоре после прихода Гитлера к власти французские фашисты перешли к активным действиям. Поводом для их выступления послужило дело Стависского. Он принял у испанских аристократов, бежавших во Францию после революции 1931 г., их драгоценности под залог, продал их, заменив бриллианты стекляшками, деньги истратил, а когда все вскрылось, покончил жизнь самоубийством. Этот скандал фашисты решили использовать для атаки на парламентский строй.
6 февраля 1934 г. фашистские лиги пошли на штурм здания палаты депутатов, чтобы разогнать ее и совершить государственный переворот. В этот момент правительство, возглавляемое лидером радикалов Эдуардом Даладье, малодушно ушло в отставку, но вышедшие на улицу Парижа по призыву ФКП 25 тыс. рабочих обратили фашистов в бегство.
Февральские события 1934 г. заставили антифашистские партии и организации пересмотреть свою стратегию и тактику. Стало ясно, что преградить путь фашизму можно лишь совместными усилиями.
Благодаря Г. Димитрову, ставшему к тому времени руководителем Коминтерна, между коммунистами и социалистами 27 июля 1934 г. был подписан пакт о единстве действий. В октябре того же года руководитель ФКП М. Торез призвал создать “Народный фронт” против фашизма, за хлеб, свободу и мир.
В июне 1935 г. был создан Национальный комитет “Народного фронта”, в который вошли представители коммунистической, социалистической партий, республиканской партии радикалов и радикал-социалистов, Всеобщей конференции труда, Унитарной всеобщей конфедерации труда, движения “Амстердам-Плейель” и других антифашистских организаций. “Народный фронт” стал реальностью. Партии и организации, входящие в него, выработали совместную программу. Было решено, что она должна включать не специфические требования каждой из партий, а устраивающие всех общедемократические антифашистские задачи.
В апреле – мае 1936 г. прошли парламентские выборы, на которых 57 % избирателей проголосовали за партии “Народного фронта”.
Осенью и зимой 1936 г. парламент “Народного фронта” утвердил 133 закона: о запрещении фашистских лиг и их военизированных организаций, амнистии для политзаключенных и забастовщиков, введении 40-часовой рабочей недели и двухнедельных оплачиваемых отпусков для трудящихся, увеличении пенсий участникам войны, пособий безработным и многосемейным. Мелкие торговцы и крестьяне получали государственные кредиты. Налоги на крупный капитал значительно повысили, ввели обязательное обучение детей до 14 лет, увеличили ассигнования на образование, науку и культуру, национализировали часть военной промышленности и железные дороги.
Следовательно, за первые месяцы своего существования правительство сделало очень много для улучшения положения народа. Такого прогрессивного социального законодательства в то время не знала ни одна капиталистическая страна.
Однако у входивших в состав “Народного фронта” партий не было единства взглядов по многим важным вопросам. Это предопределяло непрочность и временный характер “Народного фронта” и в конечном счете привело к его поражению. Когда в апреле 1938 г. правительство Франции снова возглавил радикал Эдуард Даладье и в течение почти двух лет руководил им, он сделал все возможное для дискредитации “Народного фронта” и прекращения его деятельности.
После подписания Э. Даладье в конце сентября 1938 г. Мюнхенского соглашения “Народный фронт” окончательно распался. Однако, несмотря на кратковременность его существования, он занимает важное место в истории Франции и антифашистской борьбе народов. Фронт преградил дорогу фашизму, способствовал развитию демократии, значительно улучшил условия жизни и труда рабочих, крестьян, служащих, мелкой городской буржуазии.
Крах Третьей республики. Движение Сопротивления.Крах Третьей республики явился результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г. и был во многом предопределен внутренней и внешней политикой ее правящих кругов.
После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неокуппированной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Оно получило название правительство Виши – по названию курортного городка – его резиденции. Рядом декретов Петэн отменил должность президента и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой законодательной власти. “Режим Виши” являлся военно-авторитарным, выражал интересы самых консервативных и профашистски настроенных кругов французского общества. Самостоятельная роль его правительства была весьма относительной. Его функции еще более были ограничены с осени 1942 г., когда немцы ввели в южную зону свои войска.
Патриотические силы объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции. В 1943 г. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения, провозглашенный в 1944 г. Временным правительством Французской Республики. Временное правительство во главе с Шарлем де Голлем (1890 – 1970 гг.), куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944 – 1946 гг.