Правоотношение, правоприменение и правопорядок
Правоотношение— это возникающая на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических фактов связь субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями. Посредством правоотношений требования правовых норм воплощаются в жизнь.
Структура правоотношения включает в себя три элемента: субъект, объект и содержание.
Субъекты правоотношения— это отдельные индивиды (физические лица), организации (юридические лица) и государство, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Мера фактического участия субъектов в правоотношениях определяется их право- и дееспособностью.
Правоспособность — это закрепленная в законодательстве способность субъекта правоотношения иметь юридические права и нести обязанности. Она начинается с момента рождения индивида (государственной регистрации организации) и прекращается со смертью индивида (ликвидацией организации). Правоспособность является предпосылкой приобретения субъективных прав. Однако для того чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен обладать еще и дееспособностью.
Дееспособность — это признаваемая законом способность субъекта правоотношения самостоятельно, своими сознательными действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять возложенные на него обязанности.
Объектом правоотношения являются действия его участников в отношении материальных, духовных и иных благ, являющихся его предметом.
Содержание правоотношения составляют субъективные права (меры возможного поведения) и юридические обязанности (меры должного поведения субъекта правоотношения), объем и пределы которых определяются нормой права. В отличие от субъективного права, от исполнения юридической обязанности отказаться нельзя, поскольку такой отказ будет являться основанием для привлечения к ответственности.
Для возникновения правоотношения необходимо не только наличие нормы права, но также и наступление определенных юридических фактов,то есть конкретных жизненных обстоятельств, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Они формулируются в гипотезах правовых норм и порождают отношения между субъектами на основе предписаний.
В теории права существуют две основные классификации юридических фактов (рис. 1.6): по волевому признаку и по последствиям.
По волевому признаку,то есть в связи с индивидуальной волей субъекта правоотношения, юридические факты подразделяются на события и действия.
События — это юридические факты, происходящие независимо от воли субъектов правоотношения (например, рождение, смерть человека, достижение совершеннолетия, стихийные явления).
Действия — это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей. При этом с точки зрения законности действия субъектов правоотношения подразделяются на правомерные и неправомерные.
Правомерные действия — это юридические факты, которые влекут за собой возникновение у лиц юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами права. Они подразделяются на юридические акты, то есть правомерные действия, специально совершаемые лицами с целью вступления в определенные правоотношения (например, заключение договора купли-продажи, решение органа социального обеспечения о назначении пенсии и т. д.), и юридические поступки — правомерные действия, которые не направлены на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, однако влекут за собой такие последствия.
Неправомерные действия (или правонарушения) — это юридические факты, которые противоречат (не соответствуют) требованиям правовых норм. В зависимости от умысла и степени вины среди них выделяют преступления и проступки.
Наряду с событиями и действиями среди юридических фактов выделяют состояния — длящиеся юридические факты, которые могут зависеть, а могут и не зависеть от воли человека (например, гражданство, родство, состояние в договоре подряда, состояние болезни и т. д.).
По последствиямюридические факты подразделяются:
♦ на правообразующие, влекущие за собой возникновение правоотношения (например, вступление в договорные отношения);
♦ правоизменяющие, влекущие за собой изменение уже существующих правоотношений (например, перевод на другую работу);
♦ правопрекращающие, вызывающие прекращение правоотношений (например, выполнение обязательства).
В качестве юридических фактов также могут выступать правовые презумпции и фикции.
Презумпция — это подтвержденное правоприменительной практикой предположение о наличии или отсутствии юридически значимых фактов (например, презумпция невиновности обвиняемого, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативно-правового акта).
Фикция — это несуществующее явление или событие, признанное в установленных юридических процедурах существующим (например, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим).
Правоприменение— это властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц.
Правоприменительную деятельность осуществляют компетентные государственные органы (должностные лица), а также органы коммерческих и некоммерческих организаций, уполномоченные государством (например, руководитель Росздравнадзора, администрация аптечного предприятия). Деятельность по применению норм права носит государственно-властный характер. Ее содержание выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов), относящихся к определенным жизненным случаям и конкретным лицам. Применение норм осуществляется в установленном законом порядке.
Основными стадиями правоприменительного процесса являются следующие.
♦ Установление фактических обстоятельств дела — отбор и выделение фактов, необходимых для правильного решения юридического дела, их тщательный анализ и оценка, что достигается путем глубокого и всестороннего исследования, выяснения истинности и объективной достоверности.
♦ Выбор правовой нормы в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. В задачу компетентного органа на данной стадии входит уяснение (толкование) применяемой нормы, а также устранение пробелов путем применения права по аналогии. На этой стадии правоприменительный орган решает также вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму — значит дать правовую квалификацию (оценку) обстоятельствам дела.
♦Вынесение решения компетентным органом и доведение его до заинтересованных лиц. Установление фактических обстоятельств дела, также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом акта применения права (например, приговора суда, приказа должностного лица). На этом процесс применения нормы права заканчивается и начинается реализация акта применения нормы права.
Акт применения права— это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и определенных лиц (например, приговор, приказ, постановление, распоряжение). Как уже было сказано выше, для объективного и справедливого правоприменения необходимо правильное толкование норм права.
Толкование норм права— это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм права. Толкование имеет два направления: уяснение и разъяснение.
Уяснение права — это выявление содержания правовых предписаний в процессе их использования, соблюдения и применения.
Разъяснение права — это интерпретация смысла и содержания норм права компетентными органами и отдельными лицами в целях его правильного понимания и применения. Разъяснение осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в содержании.
Таким образом, уясняются все нормы права, а разъясняются лишь те, по поводу которых требуются дополнительные замечания в силу неточности словесного выражения или неправильного применения норм на практике.
В зависимости от соотношения между текстуальным выражением правовой нормы («буквой» закона) и ее действительным содержанием («духом» закона) толкование норм права может быть:
♦ адекватным (буквальным) — полное соответствие содержания текстуальному выражению («дух» и «буква» закона совпадают);
♦ распространительным — когда действительное содержание нормы права шире ее буквального выражения («дух» закона шире «буквы» закона);
♦ ограничительным — когда действительное содержание нормы права уже текстуального выражения («дух» закона уже «буквы» закона).
Отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных ситуаций, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права, образуют так называемый пробел в праве.Причинами его возникновения могут быть отставание законодательства от развития общественных отношений, упущения при подготовке нормативно-правовых актов и др.
Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. Однако в тех случаях, когда законодатель не сумел своевременно устранить пробел, используется применение права по аналогии (закона или права).
Аналогия закона представляет собой решение конкретного дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай. Если правоприменительный орган решает дело в соответствии с предписаниями нормы права, регулирующей сходные (аналогичные) общественные отношения, то имеет место аналогия закона.
Аналогия права — это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Она применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму закона.
Воплощение предписаний правовых норм в поведении субъектов права составляет процесс реализации норм права.Выделяют следующие формы их реализации.
♦ Осуществление (использование) прав, выражающееся в реализации возможностей, предоставляемых участникам общественных отношений нормами права (например, право участвовать в выборах представительных органов власти; владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и т. д.).
♦ Исполнение обязанностей, выражающееся в обязательном совершении активных действий, предписываемых нормами права (например, обязанность поставщика в установленный срок доставить заказчику продукцию; обязанность должника возвратить долг и т. д.).
♦ Соблюдение обязанностей, выражающееся в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами, а также в несовершении действий, которые наносят вред обществу, государству или личности. Соблюдение обязанностей, в отличие от их исполнения, носит пассивный характер, так как юридические обязан ности реализуются посредством воздержания от определенных действий.
♦ Применение права, содержание которого рассмотрено выше.
Система общественных отношений, устанавливающаяся в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права, образует правопорядок.Его содержание составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами и достигло целей правового регулирования. Необходимым средством и условием достижения правопорядка является режим законности.
В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка:
♦ .материальной гарантией законности и правопорядка является такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ;
♦ политическими гарантиями являются демократизм общественного и государственного строя, политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан в государственном управлении;
♦ юридической гарантией является деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение правонарушений (создание четкой нормативной базы, эффективность правоохранительной системы, прокурорский надзор, судебный, конституционный и президентский контроль за соблюдением законности);
♦ нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка в обществе, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений, уровень культуры, чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.
Оборотной стороной правопорядка является правонарушение,то есть виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим субъектам и влечет за собой юридическую ответственность. Оно характеризуется строго определенными признаками, отличающими его от нарушений неправовых правил поведения (этических, религиозных, норм морали):
♦ оно выражается в действии или бездействии — мысли, чувства, помыслы, пока они не выразились в акте поведения, не признаются правонарушениями;
♦ сущность правонарушения состоит в поведении, противоречащем нормам права, исходящим от государства, даже если его веления не всегда соответствуют определенным общественным и частным интересам;
♦ правонарушение является виновным поведением субъектов права;
♦оно причиняет вред обществу, государству и гражданам;
♦ его совершение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия.
Среди правонарушений выделяют проступки и преступления.
Проступки— это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правового порядка, существующего в обществе. В зависимости от сферы общественных отношений, которым причиняется вред совершаемым проступком, выделяют:
♦ дисциплинарные проступки — правонарушения, которые совершаются в сфере служебных отношений и нарушают главным образом порядок отношений подчиненности;
♦ административные проступки — правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей;
♦ гражданские проступки (деликты) — правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений.
Преступления— это общественно опасные, противоправные, виновные и наказуемые деяния (действия или бездействия), причиняющие существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающие угрозу причинения такого ущерба. Они характеризуются повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий, по сравнению с проступками, вред личности, государству и обществу.
Юридическая ответственность— это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного (организационного) или имущественного характера.
В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, каждой из которых присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (начальника). Основными мерами дисциплинарной ответственности являются замечание, выговор, увольнение с работы; в Вооруженных Силах и на государственной службе — снижение в воинском или специальном звании, понижение в должности, предупреждение о неполном служебном соответствии.
Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (предупреждения, штрафа, административного ареста и т. д:).
Материальная ответственность заключается в возмещении имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.
Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Ее результатом является возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.
Наиболее жесткими мерами государственного воздействия на правонарушителей характеризуется уголовная ответственность, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.
Юридическая ответственность в современном обществе направлена на охрану правопорядка, воспитание граждан в духе добросовестного соблюдения законов, понимание ими необходимости и полезности правомерного поведения.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию государства.
2. Перечислите основные признаки государства.
3. В чем заключаются основные функции государства?
4. Что такое форма государства и как она выражается?
5. Какие формы государства вы знаете?
6. Каким образом политический режим влияет на другие элементы формы государства?
7. Какие признаки позволяют определить государство как правовое?
8. Что такое право?
9. Назовите основные признаки права.
10. Дайте определение и перечислите основные источники права.
11. Что такое нормативно-правовой акт и каков механизм его действия?
12. Дайте определение и раскройте структуру нормы права.
13. Что такое система права и из каких элементов она состоит?
14. Для чего существует систематизация законодательства и какие ее формы вы знаете?
15. Что такое правоотношение и какова его структура?
16. Объясните значение юридических фактов для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
17. Что такое правоприменение и из чего оно состоит?
18. В чем суть термина «толкование права»?
19. Законность и правопорядок: объясните механизм взаимодействия между ними.
20. Что такое правонарушение и каковы его юридические последствия?
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО